Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Школьный тур олимпиады по Биологии 2013 | ||||||
Назад к списку блоков | ||||||
7 класс. Блок № 1 | ||||||
40 минут на выполнение блока. Из них 40 минут на ввод ответов | ||||||
Задание № 1 | ||||||
Дорогие ребята! Поздравляем вас с участием в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, – не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только биологических знаний, но и общей эрудиции. Успеха Вам в работе! Время на выполнение работы – 40 минут БЛОК I (максимум 51 баллов) Задание 1. Задание включает 16 вопроса, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 16 балла за все задание). | ||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||
Оболочка из клетчатки защищает от механических повреждений органоиды клеток: | ||||||
1) Грибов | ||||||
2) Растений Это правильный ответ | ||||||
3) Животных | ||||||
4) Человек | ||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||
Водоросли, которые образуют органические вещества из неорганических с использованием энергии света, относят к группе: | ||||||
1) Симбионтов | ||||||
2) Гетеротрофов | ||||||
3) Автотрофов Это правильный ответ | ||||||
4) Комплексных | ||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||
Какие систематические группы растений объединяются в классы? | ||||||
1) Виды | ||||||
2) Роды | ||||||
3) Отряды | ||||||
4) Семейства Это правильный ответ | ||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||
Чем бактерии отличаются от других организмов? | ||||||
1) Тело состоит из разных клеток | ||||||
2) Размножаются с помощью спор | ||||||
3) Ядерное вещество расположено в цитоплазме Это правильный ответ | ||||||
4) Дышат, питаются, размножаются | ||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||
Поглощение энергии света и использование её для синтеза органических веществ из неорганических – основная функция клеток: | ||||||
1) Образовательной ткани | ||||||
2) Основной ткани Это правильный ответ | ||||||
3) Покровной ткани | ||||||
4) Луба и сердцевины | ||||||
Вопрос № 6 1 балла(ов) | ||||||
Что развивается из оплодотворённой яйцеклетки цветкового растения? | ||||||
1) Зародыш Это правильный ответ | ||||||
2) Кожура | ||||||
3) Эндосперм | ||||||
4) Семя | ||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||
Какой газ поглощают растения в процессе дыхания? | ||||||
1) Азот | ||||||
2) Кислород Это правильный ответ | ||||||
3) Углекислый газ | ||||||
4) Инертный газ | ||||||
Вопрос № 8 1 балла(ов) | ||||||
Приспособленность растений к уменьшению испарения воды листьями проявляется в наличии: | ||||||
1) Устьиц | ||||||
2) Кожицы Это правильный ответ | ||||||
3) Камбия | ||||||
4) Луба | ||||||
Вопрос № 9 1 балла(ов) | ||||||
В чём проявляется роль хлорофилла в фотосинтезе? | ||||||
1. Преобразует энергию солнечного света Это правильный ответ | ||||||
2. Ускоряет процессы жизнедеятельности | ||||||
3. Участвует в процессе дыхания клетки | ||||||
4. Обеспечивает равномерное распределение хромосом | ||||||
Вопрос № 10 1 балла(ов) | ||||||
Систематика облегчает процесс изучения многообразия организмов, объединения их в группы на основе: | ||||||
1. Наличия аналогичных органов | ||||||
2. Сходства внешнего строения | ||||||
3. Местообитания | ||||||
4. Происхождения Это правильный ответ | ||||||
Вопрос № 11 1 балла(ов) | ||||||
Какую роль в жизни лишайника играет гриб? | ||||||
1. Осуществляет функцию размножения | ||||||
2. Обеспечивает лишайник органическими веществами | ||||||
3. Снабжает лишайник водой с растворёнными в ней минеральными солями Это правильный ответ | ||||||
4. Защищает организм от неблагоприятных условий среды | ||||||
Вопрос № 12 1 балла(ов) | ||||||
Рыхление почвы в посевах культурных растений проводят с целью: | ||||||
1. Уменьшения испарения воды растениями | ||||||
2. Улучшения питания растений минеральными веществами | ||||||
3. Усиления оттока органических веществ из листьев к корням | ||||||
4. Улучшения дыхания корней и уменьшения испарения воды из почвы Это правильный ответ | ||||||
Вопрос № 13 1 балла(ов) | ||||||
Чтобы доказать, что растение дышит, надо определить с помощью эксперимента: | ||||||
1. Какие газы растение поглощает и выделяет в темноте Это правильный ответ | ||||||
2. Какие вещества растение образует на свету | ||||||
3. Сколько воды растение поглощает в сутки | ||||||
4. Какие газы растение использует в процессе фотосинтеза | ||||||
Вопрос № 14 1 балла(ов) | ||||||
Что считают зачатком нового растения? | ||||||
1. Побег | ||||||
2. Семя Это правильный ответ | ||||||
3. Почку | ||||||
4. Яйцеклетку | ||||||
Вопрос № 15 1 балла(ов) | ||||||
О сформировавшейся в процессе эволюции приспособленности кактуса к уменьшению испарения воды свидетельствует: | ||||||
1. Проникновение корней глубоко в почву | ||||||
2. Запасание воды в стебле Это правильный ответ | ||||||
3. Развитие проводящих тканей | ||||||
4. Видоизменение листьев в колючки | ||||||
Вопрос № 16 1 балла(ов) | ||||||
Каков тип взаимоотношений берёзы и гриба трутовика? | ||||||
1. Симбиоз | ||||||
2. Паразитизм Это правильный ответ | ||||||
3. Хищничество | ||||||
4. Конкуренция | ||||||
Вопрос № 17 3 балла(ов) | ||||||
Задание 2. Задание 2 включает 2 вопроса с несколькими вариантами ответов. Выберите три верных ответа из шести. Запишите соответствующие цифры в порядке увеличения без пробелов. Например: 236. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 6 баллов за все задание). Какое воздействие на дерево оказывает трутовик (гриб-паразит)? 1) Высасывает из дерева воду и минеральные соли 2) Улучшает водный обмен у дерева 3) Обеспечивает азотное питание растений 4) Использует для питания органические вещества, создаваемые деревом 5) Разрушает древесину дерева 6) Защищает ствол дерева от проникновения микробов | ||||||
Правильный ответ 145 | ||||||
Вопрос № 18 3 балла(ов) | ||||||
Какой вред приносят человеку плесневые грибы? 1. Портят продукты питания 2. Являются разрушителями органического вещества в природе 3. Разрушают древесные постройки 4. Осуществляют синтез антибиотиков 5. Составляют конечное звено в цепи питания 6. Вызывают различные заболевания у культурных растений | ||||||
Правильный ответ 136 | ||||||
Вопрос № 19 2 балла(ов) | ||||||
Задание 3. К терминам в столбце А подберите соответствующий номер определения из столбца В. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 6 баллов за все задание). Установите соответствие между характеристикой лишайника и видом объекта в нём: | ||||||
| ||||||
Вопрос № 20 2 балла(ов) | ||||||
Установите соотношения между характеристикой объекта и систематической группой: | ||||||
| ||||||
Вопрос № 21 2 балла(ов) | ||||||
Установите соответствие между характеристикой растения и отделом, к которому оно относится | ||||||
| ||||||
Вопрос № 22 5 балла(ов) | ||||||
Задание 4. Задание на установление последовательности (отвечая на данный тип заданий, наберите на клавиатуре последовательность цифр, соответствующую правильной последовательности суждений без учета интервала). Например: 546321. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 10баллов за все задание). Установите последовательность этапов развёртывания растительной почки: 1) Набухание 2) Быстрый рост стебелька 3) Раздвигание чешуй 4) Деление клеток и увеличение их размеров 5) Удлинение стебелька и появление листочков | ||||||
Правильный ответ 14325 | ||||||
Вопрос № 23 5 балла(ов) | ||||||
Установите последовательность возникновения растений разных систематических групп в процессе эволюции: 1) Водоросли 2) Папоротники 3) Псилофилы 4) Голосеменные 5) Покрытосеменные | ||||||
Правильный ответ 13245 | ||||||
Вопрос № 24 6 балла(ов) | ||||||
Задание 5. Дополните текст словами из предложенного ниже списка. Наберите на клавиатуре последовательность цифр, соответствующую правильной последовательности номеров выбранных вами слов без учета интервала. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 11 баллов за все задание). Грибы размножаются _________, которые образуются в _______ плодового тела. Питаются грибы ________, которые поглощаются из почвы или _______ деревьев. При сборе грибов надо соблюдать осторожность, чтобы не повредить ________ . Не следует собирать грибы вдоль шоссейных дорог, так как они содержат ________ и другие вредные для человека вещества. Список слов: 1) Споры 2) Шляпка 3) Органические вещества 4) Корни 5) Окислы свинца 6) Пенёк 7) Тело гриба 8) Грибница | ||||||
Правильный ответ 123485 | ||||||
Вопрос № 25 5 балла(ов) | ||||||
Многие культурные растения человек размножает _________ способом. При этом вырастают _________ растения, сходные с ________ . Например, картофель размножают __________, тюльпаны ________, а плодовые и ягодные культуры – черенками. Список слов: 1) Семена 2) Споры 3) Вегетативное 4) Дочерние 5) Клубни 6) Корневища 7) Луковица 8) Материнское | ||||||
Правильный ответ 34857 | ||||||
Вопрос № 26 2 балла(ов) | ||||||
Задание № 6. Выберите номера правильных суждений. Запишите их последовательность без интервалов. Например: 35. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 2 балла за все задание). 1. Амеба обыкновенная – обитатель морских вод. 2. Амеба обыкновенная передвигается с помощью жгутиков. 3. Питается амеба путем пиноцитоза и фагоцитоза. 4. При неблагоприятных условиях амеба образует цисту. 5. Амеба способна к половому размножению. | ||||||
Правильный ответ 34 | ||||||