Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Школьный тур олимпиады по Биологии 2013 | ||||||
Назад к списку блоков | ||||||
8 класс. Блок № 1 | ||||||
40 минут на выполнение блока. Из них 40 минут на ввод ответов | ||||||
Задание № 1 | ||||||
Дорогие ребята! Поздравляем вас с участием в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, – не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только биологических знаний, но и общей эрудиции. Успеха Вам в работе! Время на выполнение работы – 40 минут БЛОК I (максимум 45 баллов) Задание 1. Задание включает 22 вопроса, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 22 балла за все задание). | ||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||
Изучение влияния света на развитие растений проводится с помощью: | ||||||
1. Эксперимента Это правильный ответ | ||||||
2. Искусственного отбора | ||||||
3. Методического отбора | ||||||
4. Скрещивания | ||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||
В чём проявляется роль хлорофилла в фотосинтезе? | ||||||
1. Преобразует энергию солнечного света Это правильный ответ | ||||||
2. Ускоряет процессы жизнедеятельности | ||||||
3. Участвует в процессе дыхания клетки | ||||||
4. Обеспечивает равномерное распределение хромосом | ||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||
В результате какого процесса клетка обеспечивается энергией? | ||||||
1. Окисления органических веществ до неорганических Это правильный ответ | ||||||
2. Поглощения воды с растворенными в ней веществами | ||||||
3. Транспорта веществ внутри клетки | ||||||
4. Синтеза молекул белка | ||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||
К какой группе относят организмы, в клетках которых есть ядро и другие органоиды? | ||||||
1. Прокариот | ||||||
2. Эукариот Это правильный ответ | ||||||
3. Колониальных | ||||||
4. Симбионтов | ||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||
Систематика облегчает процесс изучения многообразия организмов, объединения их в группы на основе: | ||||||
1. Наличия аналогичных органов | ||||||
2. Сходства внешнего строения | ||||||
3. Местообитания | ||||||
4. Происхождения Это правильный ответ | ||||||
Вопрос № 6 1 балла(ов) | ||||||
Какую роль в жизни лишайника играет гриб? | ||||||
1. Осуществляет функцию размножения | ||||||
2. Обеспечивает лишайник органическими веществами | ||||||
3. Снабжает лишайник водой с растворёнными в ней минеральными солями Это правильный ответ | ||||||
4. Защищает организм от неблагоприятных условий среды | ||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||
Рыхление почвы в посевах культурных растений проводят с целью: | ||||||
1. Уменьшения испарения воды растениями | ||||||
2. Улучшения питания растений минеральными веществами | ||||||
3. Усиления оттока органических веществ из листьев к корням | ||||||
4. Улучшения дыхания корней и уменьшения испарения воды из почвы Это правильный ответ | ||||||
Вопрос № 8 1 балла(ов) | ||||||
Чтобы доказать, что растение дышит, надо определить с помощью эксперимента: | ||||||
1. Какие газы растение поглощает и выделяет в темноте Это правильный ответ | ||||||
2. Какие вещества растение образует на свету | ||||||
3. Сколько воды растение поглощает в сутки | ||||||
4. Какие газы растение использует в процессе фотосинтеза | ||||||
Вопрос № 9 1 балла(ов) | ||||||
Что считают зачатком нового растения? | ||||||
1. Побег | ||||||
2. Семя Это правильный ответ | ||||||
3. Почку | ||||||
4. Яйцеклетку | ||||||
Вопрос № 10 1 балла(ов) | ||||||
У насекомых кровь не участвует в снабжении клеток тела кислородом, так как дыхание у них осуществляется с помощью: | ||||||
1. Жабр | ||||||
2. Трахей Это правильный ответ | ||||||
3. Лёгких | ||||||
4. Покровов тела | ||||||
Вопрос № 11 1 балла(ов) | ||||||
У позвоночных, обитающих в толще воды, как правило, тело: | ||||||
1. Удлиненное, червеобразное | ||||||
2. Плоское, сплющенное с боков | ||||||
3. Обтекаемое, торпедообразное Это правильный ответ | ||||||
4. Сплюснутое в спинно-брюшном направлении | ||||||
Вопрос № 12 1 балла(ов) | ||||||
Социальные факторы играли существенную роль в эволюции предков: | ||||||
1. Человека Это правильный ответ | ||||||
2. Земноводных | ||||||
3. Пресмыкающихся | ||||||
4. Млекопитающих | ||||||
Вопрос № 13 1 балла(ов) | ||||||
О сформировавшейся в процессе эволюции приспособленности кактуса к уменьшению испарения воды свидетельствует: | ||||||
1. Проникновение корней глубоко в почву | ||||||
2. Запасание воды в стебле | ||||||
3. Развитие проводящих тканей | ||||||
4. Видоизменение листьев в колючки Это правильный ответ | ||||||
Вопрос № 14 1 балла(ов) | ||||||
Каков тип взаимоотношений берёзы и гриба трутовика? | ||||||
1. Симбиоз | ||||||
2. Паразитизм Это правильный ответ | ||||||
3. Хищничество | ||||||
4. Конкуренция | ||||||
Вопрос № 15 1 балла(ов) | ||||||
Оболочка Земли, заселенная живыми организмами, представляет собой: | ||||||
1. Биосферу Это правильный ответ | ||||||
2. Биогеоценоз | ||||||
3. Природный комплекс | ||||||
4. Природное сообщество | ||||||
Вопрос № 16 1 балла(ов) | ||||||
Какая наука изучает процесс фотосинтеза? | ||||||
1) Систематика | ||||||
2) Экология | ||||||
3) Генетика | ||||||
4) Физиология Это правильный ответ | ||||||
Вопрос № 17 1 балла(ов) | ||||||
Наследственная информация о признаках растительного и животного организма сосредоточена в: | ||||||
1) Плазматической мембране | ||||||
2) Цитоплазме | ||||||
3) Оболочке | ||||||
4) Ядре Это правильный ответ | ||||||
Вопрос № 18 1 балла(ов) | ||||||
Какое органическое вещество переносит кислород из лёгких в клетки тела человека? | ||||||
1) Клетчатка | ||||||
2) Витамин С | ||||||
3) Гликоген | ||||||
4) Гемоглобин Это правильный ответ | ||||||
Вопрос № 19 1 балла(ов) | ||||||
Поглощение клеткой веществ из окружающей среды происходит в процессе: | ||||||
1) Роста | ||||||
2) Развития | ||||||
3) Размножения | ||||||
4) Обмена веществ Это правильный ответ | ||||||
Вопрос № 20 1 балла(ов) | ||||||
Организмы, клетки которых не имеют ядра и многих органоидов, относят к группе: | ||||||
1) Прокариот Это правильный ответ | ||||||
2) Продуцентов | ||||||
3) Симбионтов | ||||||
4) Эукариот | ||||||
Вопрос № 21 1 балла(ов) | ||||||
Большую роль в регуляции численности популяций животных играет: | ||||||
1) Соблюдение правил охоты Это правильный ответ | ||||||
2) Вселение новых видов в экосистему | ||||||
3) Нерегулируемый отстрел хищников | ||||||
4) Сокращение смертности особей и увеличение рождаемости | ||||||
Вопрос № 22 1 балла(ов) | ||||||
Определите правильно составленную цепь питания | ||||||
1) Семена ели -> мышь -> ёж -> лисица Это правильный ответ | ||||||
2) Семена ели - > ёж -> мышь –> лисица | ||||||
3) Лисица -> мышь -> семена ели -> ёж | ||||||
4) Лисица - > ёж -> мышь -> семена ели | ||||||
Вопрос № 23 3 балла(ов) | ||||||
Задание 2. Задание 2 включает 2 вопроса с несколькими вариантами ответов. Выберите три верных ответа из шести. Запишите соответствующие цифры в порядке увеличения без пробелов. Например: 236. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 6 баллов за все задание). Какой вред приносят человеку плесневые грибы? 1. Портят продукты питания 2. Являются разрушителями органического вещества в природе 3. Разрушают древесные постройки 4. Осуществляют синтез антибиотиков 5. Составляют конечное звено в цепи питания 6. Вызывают различные заболевания у культурных растений | ||||||
Правильный ответ 136 | ||||||
Вопрос № 24 3 балла(ов) | ||||||
Какие признаки характерны для ракообразных? 1. Органы дыхания – жабры 2. Дышат с помощью трахей 3. Большинство живёт в воде 4. Тело состоит из головогруди и членистого брюшка 5. Имеет 8 простых глазков 6. Передвигаются с помощью 4-х пар ходильных ног | ||||||
Правильный ответ 134 | ||||||
Вопрос № 25 2 балла(ов) | ||||||
Задание 3. К терминам в столбце А подберите соответствующий номер определения из столбца В. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 4 балла за все задание). Установите соотношения между характеристикой объекта и систематической группой: | ||||||
| ||||||
Вопрос № 26 2 балла(ов) | ||||||
Установите соответствие между признаком зелёной эвглены и царством, для которого этот признак характерен | ||||||
| ||||||
Вопрос № 27 5 балла(ов) | ||||||
Задание 4. Задание на установление последовательности (отвечая на данный тип заданий, наберите на клавиатуре последовательность цифр, соответствующую правильной последовательности суждений без учета интервала). Например: 546321. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 5 баллов за все задание). Установите последовательность возникновения растений разных систематических групп в процессе эволюции: 5. Водоросли 6. Папоротники 7. Псилофиты 8. Голосеменные 9. Покрытосеменные | ||||||
Правильный ответ 13245 | ||||||
Вопрос № 28 6 балла(ов) | ||||||
Задание 5. Дополните текст словами из предложенного ниже списка. Наберите на клавиатуре последовательность цифр, соответствующую правильной последовательности номеров выбранных вами слов без учета интервала. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 6 баллов за все задание). Грибы размножаются _____, которые образуются в _____плодового тела. Питаются грибы _____, которые поглощаются из почвы или ______ деревьев. При сборе грибов надо соблюдать осторожность, чтобы не повредить ______. Не следует собирать грибы вдоль шоссейных дорог, так как они содержат ______ и другие вредные для человека вещества. Список слов: 1) Споры 2) Шляпка 3) Органические вещества 4) Корни 5) Окислы свинца 6) Пенёк 7) Тело гриба 8) Грибница | ||||||
Правильный ответ 123485 | ||||||
Вопрос № 29 2 балла(ов) | ||||||
Задание № 6. Выберите номера правильных суждений. Запишите их последовательность без интервалов. Например: 35. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 2 балла за все задание). 1. Грибы имеют гетеротрофный тип питания. 2. Запасное питательное вещество у грибов – крахмал. 3. Прочность клеточной стенке грибов придает муреин. 4. Размножаются грибы с помощью спор. 5. Грибы поглощают пищу путем пиноцитоза. | ||||||
Правильный ответ 14 | ||||||