Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Школьный тур олимпиады по Биологии 2013 | ||||||
Назад к списку блоков | ||||||
8 класс. Блок № 2 | ||||||
40 минут на выполнение блока. Из них 40 минут на ввод ответов | ||||||
Задание № 1 | ||||||
Дорогие ребята! Поздравляем вас с участием в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, – не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только биологических знаний, но и общей эрудиции. Успеха Вам в работе! Время на выполнение работы – 40 минут БЛОК II (максимум 45 баллов) Задание 1. Задание включает 22 вопроса, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 22 балла за все задание). | ||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||
В какую систематическую группу объединяют виды растений, животных: | ||||||
1) Род Это правильный ответ | ||||||
2) Семейство | ||||||
3) Отряд | ||||||
4) Отдел | ||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||
Все грибы питаются органическими веществами, которые: | ||||||
1) Синтезируют из углекислого газа и воды | ||||||
2) Поглощают из почвы и корней растений Это правильный ответ | ||||||
3) Создают, используя солнечную энергию | ||||||
4) Получают в процессе окисления органических веществ | ||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||
Какую функцию выполняет образовательная ткань в стебле растения: | ||||||
1) Транспорт воды и минеральных солей | ||||||
2) Придаёт растению прочность и упругость | ||||||
3) Служит местом запасания органических веществ | ||||||
4) Обеспечивает рост растения за счет деления клеток Это правильный ответ | ||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||
Почему помидор, тыкву, дыню считают плодом? | ||||||
1) Они служат продуктами питания | ||||||
2) Они богаты питательными веществами | ||||||
3) В них расположены семена Это правильный ответ | ||||||
4) Они расположены на стебле | ||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||
Насекомые могут долго обходиться без воды, так как у них: | ||||||
1) Хорошо развиты органы выделения | ||||||
2) Трахеи развиты лучше, чем у паукообразных | ||||||
3) В полости тела есть жировые клетки Это правильный ответ | ||||||
4) Вода всасывается стенками кишечника | ||||||
Вопрос № 6 1 балла(ов) | ||||||
Волны, отражающиеся от предметов, воспринимаются рыбами с помощью органов: | ||||||
1) Зрения | ||||||
2) Обоняния | ||||||
3) Осязания | ||||||
4) Боковой линии Это правильный ответ | ||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||
Освобождение энергии, необходимой для движения у теплокровных животных, происходит в процессе: | ||||||
1) Транспорта веществ из органов пищеварения к клеткам тела | ||||||
2) Усвоения органических веществ в клетках тела | ||||||
3) Расщепления органических веществ в пищеварительном канале | ||||||
4) Химических превращений в мышцах, печени, почках и в других органах Это правильный ответ | ||||||
Вопрос № 8 1 балла(ов) | ||||||
Эпителиальная ткань, в отличие от соединительной: | ||||||
1) Может быть жидкой и твердой | ||||||
2) Выполняет опорную и защитную функцию | ||||||
3) Содержит много межклеточного вещества | ||||||
4) Состоит из плотно прилегающих друг к другу клеток Это правильный ответ | ||||||
Вопрос № 9 1 балла(ов) | ||||||
Что такое нервный импульс? | ||||||
1) Химическое взаимодействие клеток | ||||||
2) Рефлекс, передающийся по наследству | ||||||
3) Свойство передавать возбуждение работающему органу | ||||||
4) Электрический сигнал, который распространяется вдоль нервного волокна Это правильный ответ | ||||||
Вопрос № 10 1 балла(ов) | ||||||
Наличие в листе крупных клеток с хлоропластами свидетельствует о приспособленности растения: | ||||||
1) К испарению воды | ||||||
2) К поглощению углекислого газа | ||||||
3) К образованию кислорода | ||||||
4) К использованию энергии света Это правильный ответ | ||||||
Вопрос № 11 1 балла(ов) | ||||||
Органические вещества из неорганических создают: | ||||||
1) Консументы | ||||||
2) Продуценты Это правильный ответ | ||||||
3) Редуценты | ||||||
4) Грибы и бактерии | ||||||
Вопрос № 12 1 балла(ов) | ||||||
Оболочка из клетчатки защищает от механических повреждений органоиды клеток: | ||||||
1) Грибов | ||||||
2) Растений Это правильный ответ | ||||||
3) Животных | ||||||
4) Человек | ||||||
Вопрос № 13 1 балла(ов) | ||||||
В поглощении и преобразовании веществ, выделении конечных продуктов жизнедеятельности из клетки состоит сущность процесса: | ||||||
1) Обмена веществ Это правильный ответ | ||||||
2) Фотосинтеза | ||||||
3) Дыхания | ||||||
4) Развития | ||||||
Вопрос № 14 1 балла(ов) | ||||||
Водоросли, которые образуют органические вещества из неорганических с использованием энергии света, относят к группе: | ||||||
1) Симбионтов | ||||||
2) Гетеротрофов | ||||||
3) Автотрофов Это правильный ответ | ||||||
4) Комплексных | ||||||
Вопрос № 15 1 балла(ов) | ||||||
Какие систематические группы животных объединяются в классы? | ||||||
1) Виды | ||||||
2) Роды | ||||||
3) Отряды Это правильный ответ | ||||||
4) Семейства | ||||||
Вопрос № 16 1 балла(ов) | ||||||
Поглощение энергии света и использование её для синтеза органических веществ из неорганических – основная функция клеток: | ||||||
1) Образовательной ткани | ||||||
2) Основной ткани Это правильный ответ | ||||||
3) Покровной ткани | ||||||
4) Луба и сердцевины | ||||||
Вопрос № 17 1 балла(ов) | ||||||
Что развивается из оплодотворённой яйцеклетки цветкового растения? | ||||||
1) Зародыш Это правильный ответ | ||||||
2) Кожура | ||||||
3) Эндосперм | ||||||
4) Семя | ||||||
Вопрос № 18 1 балла(ов) | ||||||
Какой газ поглощают свободноживущие животные в процессе дыхания? | ||||||
1) Азот | ||||||
2) Кислород Это правильный ответ | ||||||
3) Углекислый газ | ||||||
4) Инертный газ | ||||||
Вопрос № 19 1 балла(ов) | ||||||
Открытие ланцетника позволило ученым: | ||||||
1) Уточнить представления о происхождении многоклеточных животных | ||||||
2) Уточнить сведения о происхождении рыб и земноводных | ||||||
3) Выяснить роль ланцетника в жизни человека | ||||||
4) Обосновать родство беспозвоночных и позвоночных животных Это правильный ответ | ||||||
Вопрос № 20 1 балла(ов) | ||||||
Животные одного вида, пола и возраста имеют одинаковые рефлексы: | ||||||
1) Условные | ||||||
2) Безусловные Это правильный ответ | ||||||
3) Приобретённые на основе жизненного опыта | ||||||
4) Не передающиеся по наследству | ||||||
Вопрос № 21 1 балла(ов) | ||||||
Приспособленность растений к уменьшению испарения воды листьями проявляется в наличии: | ||||||
1) Устьиц | ||||||
2) Кожицы Это правильный ответ | ||||||
3) Камбия | ||||||
4) Луба | ||||||
Вопрос № 22 1 балла(ов) | ||||||
Какая область биологической науки обобщает знания о взаимоотношениях организмов и среды? | ||||||
1) Учение об эволюции | ||||||
2) Биотехнология | ||||||
3) Систематика | ||||||
4) Экология Это правильный ответ | ||||||
Вопрос № 23 3 балла(ов) | ||||||
Задание 2. Задание 2 включает 2 вопроса с несколькими вариантами ответов. Выберите три верных ответа из шести. Запишите соответствующие цифры в порядке увеличения без пробелов. Например: 236. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 6 баллов за все задание). Каковы особенности строения и жизнедеятельности лишайника? 1) Комплексный организм, состоящий из гриба и водоросли 2) Вступает в симбиоз с корнями деревьев 3) Неблагоприятные условия переживает в виде спор 4) Впитывает воду всей поверхностью тела 5) Поселяется на бесплодных почвах, скалах, камнях 6) Является разрушителем органических веществ | ||||||
Правильный ответ 145 | ||||||
Вопрос № 24 3 балла(ов) | ||||||
Приспособленность земноводных к жизни на суше проявляется в наличии: 1) Членистых конечностей 2) Наружного оплодотворения 3) Непостоянной температуры тела 4) Лёгких 5) Барабанной перепонки в органе слуха 6) Смешанной крови | ||||||
Правильный ответ 145 | ||||||
Вопрос № 25 2 балла(ов) | ||||||
Задание 3. К терминам в столбце А подберите соответствующий номер определения из столбца В. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 4 балла за все задание). Установите соответствие между характеристикой растения и отделом, к которому оно относится | ||||||
| ||||||
Вопрос № 26 2 балла(ов) | ||||||
Установите соответствие между признаком организма и царством, для которого этот признак характерен: | ||||||
| ||||||
Вопрос № 27 5 балла(ов) | ||||||
Задание 4. Задание на установление последовательности (отвечая на данный тип заданий, наберите на клавиатуре последовательность цифр, соответствующую правильной последовательности суждений без учета интервала). Например: 546321. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 5 баллов за все задание). Установите последовательность процессов, происходящих при размножении гриба, начиная с высыпания спор: 1) Высыпание спор на почву 2) Образование в почве грибницы 3) Прорастание спор 4) Формирование плодового тела из гифов гриба 5) Образование спор в шляпке гриба | ||||||
Правильный ответ 13245 | ||||||
Вопрос № 28 6 балла(ов) | ||||||
Задание 5. Дополните текст словами из предложенного ниже списка. Наберите на клавиатуре последовательность цифр, соответствующую правильной последовательности номеров выбранных вами слов без учета интервала. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 6 баллов за все задание). Многие культурные растения человек размножает ________способом. При этом вырастают _______растения, сходные с ______ . Например, картофель размножают ________, тюльпаны ________, а плодовые и ягодные культуры – ___________. Список слов: 1) Семена 2) Споры 3) Вегетативное 4) Дочерние 5) Клубни 6) Корневища 7) Луковица 8) Материнское 9) Черенки | ||||||
Правильный ответ 348579 | ||||||
Вопрос № 29 2 балла(ов) | ||||||
Задание № 6. Выберите номера правильных суждений. Запишите их последовательность без интервалов. Например: 35. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 2 балла за все задание). 1. У некоторых насекомых происходит развитие с метаморфозом. 2. Из яиц у насекомых с полным превращением появляются личинки – гусеницы. 3. Личинки насекомых, развитие которых происходит с метаморфозом, питаются, быстро растут и по внешнему виду очень похожи на взрослых животных. 4. После личинки у насекомых с полным превращением наступает неподвижная стадия – куколка. 5. Стадия куколки длится 1-2 года. | ||||||
Правильный ответ 14 | ||||||