Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Школьный тур олимпиады по Биологии 2013 | ||||||
Назад к списку блоков | ||||||
9 класс. Блок № 2 | ||||||
40 минут на выполнение блока. Из них 40 минут на ввод ответов | ||||||
Задание № 1 | ||||||
Дорогие ребята! Поздравляем вас с участием в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, – не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только биологических знаний, но и общей эрудиции. Успеха Вам в работе! Время на выполнение работы – 40 минут БЛОК II (максимум 46 баллов) Задание 1. Задание включает 24 вопроса, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. За каждый правильный ответ – 1 балл (максимум 24 балла за все задание). | ||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||
Какая наука изучает процесс фотосинтеза? | ||||||
1) Систематика | ||||||
2) Экология | ||||||
3) Генетика | ||||||
4) Физиология Это правильный ответ | ||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||
Наследственная информация о признаках растительного и животного организма сосредоточена в: | ||||||
1) Плазматической мембране | ||||||
2) Цитоплазме | ||||||
3) Оболочке | ||||||
4) Ядре Это правильный ответ | ||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||
Какое органическое вещество переносит кислород из лёгких в клетки тела человека? | ||||||
1) Клетчатка | ||||||
2) Витамин С | ||||||
3) Гликоген | ||||||
4) Гемоглобин Это правильный ответ | ||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||
Поглощение клеткой веществ из окружающей среды происходит в процессе: | ||||||
1) Роста | ||||||
2) Развития | ||||||
3) Размножения | ||||||
4) Обмена веществ Это правильный ответ | ||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||
Организмы, клетки которых не имеют ядра и многих органоидов, относят к группе: | ||||||
1) Прокариот Это правильный ответ | ||||||
2) Продуцентов | ||||||
3) Симбионтов | ||||||
4) Эукариот | ||||||
Вопрос № 6 1 балла(ов) | ||||||
В какую систематическую группу объединяют виды растений, животных: | ||||||
1) Род Это правильный ответ | ||||||
2) Семейство | ||||||
3) Отряд | ||||||
4) Отдел | ||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||
Все грибы питаются органическими веществами, которые: | ||||||
1) Синтезируют из углекислого газа и воды | ||||||
2) Поглощают из почвы и корней растений Это правильный ответ | ||||||
3) Создают, используя солнечную энергию | ||||||
4) Получают в процессе окисления органических веществ | ||||||
Вопрос № 8 1 балла(ов) | ||||||
Чем бактерии отличаются от других организмов? | ||||||
1) Тело состоит из разных клеток | ||||||
2) Размножаются с помощью спор | ||||||
3) Ядерное вещество расположено в цитоплазме Это правильный ответ | ||||||
4) Дышат, питаются, размножаются | ||||||
Вопрос № 9 1 балла(ов) | ||||||
Какую функцию выполняет образовательная ткань в стебле растения: | ||||||
1) Транспорт воды и минеральных солей | ||||||
2) Придаёт растению прочность и упругость | ||||||
3) Служит местом запасания органических веществ | ||||||
4) Обеспечивает рост растения за счет деления клеток Это правильный ответ | ||||||
Вопрос № 10 1 балла(ов) | ||||||
Почему помидор, тыкву, дыню считают плодом? | ||||||
1) Они служат продуктами питания | ||||||
2) Они богаты питательными веществами | ||||||
3) В них расположены семена Это правильный ответ | ||||||
4) Они расположены на стебле | ||||||
Вопрос № 11 1 балла(ов) | ||||||
Насекомые могут долго обходиться без воды, так как у них: | ||||||
1) Хорошо развиты органы выделения | ||||||
2) Трахеи развиты лучше, чем у паукообразных | ||||||
3) В полости тела есть жировые клетки Это правильный ответ | ||||||
4) Вода всасывается стенками кишечника | ||||||
Вопрос № 12 1 балла(ов) | ||||||
Волны, отражающиеся от предметов, воспринимаются рыбами с помощью органов: | ||||||
1) Зрения | ||||||
2) Обоняния | ||||||
3) Осязания | ||||||
4) Боковой линии Это правильный ответ | ||||||
Вопрос № 13 1 балла(ов) | ||||||
Освобождение энергии, необходимой для движения у теплокровных животных, происходит в процессе: | ||||||
1) Транспорта веществ из органов пищеварения к клеткам тела | ||||||
2) Усвоения органических веществ в клетках тела | ||||||
3) Расщепления органических веществ в пищеварительном канале | ||||||
4) Химических превращений в мышцах, печени, почках и в других органах Это правильный ответ | ||||||
Вопрос № 14 1 балла(ов) | ||||||
Эпителиальная ткань, в отличие от соединительной: | ||||||
1) Может быть жидкой и твердой | ||||||
2) Выполняет опорную и защитную функцию | ||||||
3) Содержит много межклеточного вещества | ||||||
4) Состоит из плотно прилегающих друг к другу клеток Это правильный ответ | ||||||
Вопрос № 15 1 балла(ов) | ||||||
Что такое нервный импульс? | ||||||
1) Химическое взаимодействие клеток | ||||||
2) Рефлекс, передающийся по наследству | ||||||
3) Свойство передавать возбуждение работающему органу | ||||||
4) Электрический сигнал, который распространяется вдоль нервного волокна Это правильный ответ | ||||||
Вопрос № 16 1 балла(ов) | ||||||
В какой доле переднего мозга располагается слуховая зона коры? | ||||||
1) Лобной | ||||||
2) Височной Это правильный ответ | ||||||
3) Теменной | ||||||
4) Затылочной | ||||||
Вопрос № 17 1 балла(ов) | ||||||
Поджелудочная железа влияет на процесс пищеварения, так как в ней вырабатывается: | ||||||
1) Слизь | ||||||
2) Желчь | ||||||
3) Ферменты Это правильный ответ | ||||||
4) Соляная кислота | ||||||
Вопрос № 18 1 балла(ов) | ||||||
Лимфа – это прозрачная жидкость, которая образуется в организме человека: | ||||||
1) При свертывании крови | ||||||
2) При уменьшении способности крови переносить кислород | ||||||
3) При введении в кровь физиологического раствора | ||||||
4) При попадании межклеточного вещества в лимфатические капилляры Это правильный ответ | ||||||
Вопрос № 19 1 балла(ов) | ||||||
Какой орган участвует в обеззараживании ядовитых веществ, которые попадают в организм человека вместе с пищей или образуются в результате обмена веществ? | ||||||
1) Почки | ||||||
2) Печень Это правильный ответ | ||||||
3) Мочевой пузырь | ||||||
4) Толстая кишка | ||||||
Вопрос № 20 1 балла(ов) | ||||||
Электрокардиограмму делают для изучения деятельности: | ||||||
1) Мозга | ||||||
2) Печени | ||||||
3) Сердца Это правильный ответ | ||||||
4) Желудка | ||||||
Вопрос № 21 1 балла(ов) | ||||||
К движущим силам эволюции относят: | ||||||
1) Обмен веществ | ||||||
2) Видообразование | ||||||
3) Естественный отбор Это правильный ответ | ||||||
4) Приспособленность организмов | ||||||
Вопрос № 22 1 балла(ов) | ||||||
Наличие в листе крупных клеток с хлоропластами свидетельствует о приспособленности растения: | ||||||
1) К испарению воды | ||||||
2) К поглощению углекислого газа | ||||||
3) К образованию кислорода | ||||||
4) К использованию энергии света Это правильный ответ | ||||||
Вопрос № 23 1 балла(ов) | ||||||
Созданное человеком искусственное сообщество представляет собой: | ||||||
1) Заповедник | ||||||
2) Агроценоз Это правильный ответ | ||||||
3) Экосистему | ||||||
4) Биогеоценоз | ||||||
Вопрос № 24 1 балла(ов) | ||||||
Органические вещества из неорганических создают: | ||||||
1) Консументы | ||||||
2) Продуценты Это правильный ответ | ||||||
3) Редуценты | ||||||
4) Грибы и бактерии | ||||||
Вопрос № 25 3 балла(ов) | ||||||
Задание 2. Задание 2 включает 2 вопроса с несколькими вариантами ответов. Выберите три верных ответа из шести. Запишите соответствующие цифры в порядке увеличения без пробелов. Например: 236. Каковы особенности строения и жизнедеятельности лишайника? 1) Комплексный организм, состоящий из гриба и водоросли 2) Вступает в симбиоз с корнями деревьев 3) Неблагоприятные условия переживает в виде спор 4) Впитывает воду всей поверхностью тела 5) Поселяется на бесплодных почвах, скалах, камнях 6) Является разрушителем органических веществ | ||||||
Правильный ответ 145 | ||||||
Вопрос № 26 3 балла(ов) | ||||||
Приспособленность земноводных к жизни на суше проявляется в наличии: 1) Членистых конечностей 2) Наружного оплодотворения 3) Непостоянной температуры тела 4) Лёгких 5) Барабанной перепонки в органе слуха 6) Смешанной крови | ||||||
Правильный ответ 145 | ||||||
Вопрос № 27 2 балла(ов) | ||||||
Задание 3. К терминам в столбце А подберите соответствующий номер определения из столбца В. Установите соответствие между характеристикой растения и отделом, к которому оно относится | ||||||
| ||||||
Вопрос № 28 2 балла(ов) | ||||||
Установите соответствие между признаком организма и царством, для которого этот признак характерен: | ||||||
| ||||||
Вопрос № 29 5 балла(ов) | ||||||
Задание 4. Задание на установление последовательности (отвечая на данный тип заданий, наберите на клавиатуре последовательность цифр, соответствующую правильной последовательности суждений без учета интервала). Например: 546321. Установите последовательность процессов, происходящих при размножении гриба, начиная с высыпания спор: 1) Высыпание спор на почву 2) Образование в почве грибницы 3) Прорастание спор 4) Формирование плодового тела из гифов гриба 5) Образование спор в шляпке гриба | ||||||
Правильный ответ 13245 | ||||||
Вопрос № 30 5 балла(ов) | ||||||
Задание 5. Дополните текст словами из предложенного ниже списка. Наберите на клавиатуре последовательность цифр, соответствующую правильной последовательности номеров выбранных вами слов без учета интервала. Многие культурные растения человек размножает _____ способом. При этом вырастают ____ растения, сходные с ____ . Например, картофель размножают _____, тюльпаны _______, а плодовые и ягодные культуры – черенками. Список слов: 1) Семена 2) Споры 3) Вегетативное 4) Дочерние 5) Клубни 6) Корневища 7) Луковица 8) Материнское | ||||||
Правильный ответ 34857 | ||||||
Вопрос № 31 2 балла(ов) | ||||||
Задание № 6. Выберите номера правильных суждений. Запишите их последовательность без интервалов. Например: 35. 1) Бактерии – это одноклеточные эукариотические организмы. 2) Форма бактерий различна: кокки (в виде шариков), бациллы (палочковидные), вибрионы (в виде запятой), спириллы (в виде спирали) и др. 3) Все бактерии ведут паразитический образ жизни. 4) Размножаются бактерии с помощью простого бинарного деления. 5) Некоторые бактерии способны проникать в организм человека, вызывая различные заболевания, например, ангину, грипп, туберкулез. | ||||||
Правильный ответ 24 | ||||||