Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Школьный тур олимпиады по Русскому языку 2013 | ||||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||||
10 класс. Блок № 1 | ||||||||||||
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов | ||||||||||||
Вопрос № 1 3 балла(ов) | ||||||||||||
В каком слове ударение падает на первый слог? | ||||||||||||
А) генезис Это правильный ответ | ||||||||||||
Б) мытарства | ||||||||||||
В) сироты | ||||||||||||
Г) столяр | ||||||||||||
Вопрос № 2 3 балла(ов) | ||||||||||||
Через два часа после отхода поезд был в ... от Петербурга. | ||||||||||||
А) полуторастах километрах | ||||||||||||
Б) полуторах стах километрах | ||||||||||||
В) полутора ста километров | ||||||||||||
Г) полутораста километрах Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 3 3 балла(ов) | ||||||||||||
Антропоним – это собственное имя, обозначающее: | ||||||||||||
А) личное имя человека | ||||||||||||
Б) отчество | ||||||||||||
В) фамилию | ||||||||||||
Г) собственное имя человека вообще Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 4 3 балла(ов) | ||||||||||||
Русские предлоги в основном однопадежны, т.е. каждый предлог употребляется только с одним падежом. И только 8 предлогов употребляются с двумя и тремя падежами. Какой из предлогов употребляется с двумя падежами? | ||||||||||||
А) ДЛЯ | ||||||||||||
Б) ПОД Это правильный ответ | ||||||||||||
В) К | ||||||||||||
Г) СКВОЗЬ | ||||||||||||
Вопрос № 5 3 балла(ов) | ||||||||||||
Сколько существительных в приведенных ниже строках А.С.Пушкина образованы бессуффиксным способом? Лай, хохот, пенье, свист и хлоп, Людская молвь и конский топ. | ||||||||||||
А) 4 | ||||||||||||
Б) 5 | ||||||||||||
В) 6 Это правильный ответ | ||||||||||||
Г) 7 | ||||||||||||
Вопрос № 6 4 балла(ов) | ||||||||||||
Сколько грамматических основ в следующем предложении? Ответ дать цифрой. В работах Б. Паскаля утверждается: прошлое не должно захватывать нас, потому что оставляет нам только сожаление о наших прегрешениях, а будущее должно касаться нас еще меньше, потому что его нет перед нашим взором, а, возможно, мы до него и не доживем, и лишь настоящее – единственное время, которое для нас истинно. | ||||||||||||
Правильный ответ 8 | ||||||||||||
Вопрос № 7 4 балла(ов) | ||||||||||||
В каком примере нет грамматической ошибки? | ||||||||||||
А) по прибытию из отпуска | ||||||||||||
Б) по приезду из Москвы | ||||||||||||
В) по окончанию школы | ||||||||||||
Г) по предъявлении загранпаспорта Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 8 4 балла(ов) | ||||||||||||
Ниже приведён шуточный диалог из индийской сказки «Хитрый шакал»: — Попался тигр в клетку. — Странно, сколько я ни встречал тигров, все они были в полоску. В этом диалоге второй собеседник неверно понял фразу первого, потому что воспринял «в клетку» как | ||||||||||||
А) часть составного именного сказуемого | ||||||||||||
Б) дополнение | ||||||||||||
В) несогласованное определение Это правильный ответ | ||||||||||||
Г) обстоятельство | ||||||||||||
Вопрос № 9 4 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите лишнее слово с грамматической точки зрения: | ||||||||||||
А) письмишко | ||||||||||||
Б) домишко Это правильный ответ | ||||||||||||
В) серебро | ||||||||||||
Г) помещение | ||||||||||||
Вопрос № 10 4 балла(ов) | ||||||||||||
Какое из следующих событий связано с именем знаменитого русского историка Н. М. Карамзина? | ||||||||||||
А) исключение из русского алфавита буквы «ять» | ||||||||||||
Б) введение в русский алфавит буквы ё Это правильный ответ | ||||||||||||
В) введение в русский алфавит буквы й | ||||||||||||
Г) введение гражданского шрифта | ||||||||||||
Вопрос № 11 5 балла(ов) | ||||||||||||
Даны слова: собезьянничать, соболеводство, содовый, соловушка, сопеть, сосулька, сотовый. В скольких словах выделяется приставка со-? | ||||||||||||
А) ни в одном Это правильный ответ | ||||||||||||
Б) в одном | ||||||||||||
В) в двух | ||||||||||||
Г) в трёх | ||||||||||||
Вопрос № 12 5 балла(ов) | ||||||||||||
Установите соответствие между словами и их значениями | ||||||||||||
| ||||||||||||
Вопрос № 13 5 балла(ов) | ||||||||||||
В левой колонке приведены слова чешского языка, а в правой - их значения в произвольном порядке. Учитывая родственные связи чешского и русского языков, приведите в соответствие слова и их значения; обоснуйте свой ответ. (Справка: в чешском языке сочетание букв ch обозначает звук, похожий на русский звук [х], буква h – такой же звук, как в словах ого, ага; буква y обозначает звук, похожий на русский [ы], č - звук, похожий на русский [ч]). | ||||||||||||
| ||||||||||||
Вопрос № 14 5 балла(ов) | ||||||||||||
В каком из этих предложений знаки препинания расставлены неправильно? | ||||||||||||
А) Между тем сгустились тучи и подул резкий ветер. | ||||||||||||
Б) Я давно мечтал об этой встрече, и вот она наконец состоялась. | ||||||||||||
В) Однако я, кажется, не вовремя. | ||||||||||||
Г) Некоторые обитатели леса, например медведи, зимой впадают в спячку. Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 15 5 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите, как называется стилистическая фигура, основанная на пропуске некоторых членов предложения: | ||||||||||||
А) градация | ||||||||||||
Б) инверсия | ||||||||||||
В) оксюморон | ||||||||||||
Г) эллипсис Это правильный ответ | ||||||||||||