Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Школьный тур олимпиады по Русскому языку 2013 | ||||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||||
10 класс. Блок № 2 | ||||||||||||
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов | ||||||||||||
Вопрос № 1 3 балла(ов) | ||||||||||||
В каком слове ударение падает на второй слог? | ||||||||||||
А) отрочество | ||||||||||||
Б) сливовый | ||||||||||||
В) намерение Это правильный ответ | ||||||||||||
Г) торты | ||||||||||||
Вопрос № 2 3 балла(ов) | ||||||||||||
Дано пять словосочетаний: 1) пятисотлетний юбилей 2) трёхсотлетняя вражда 3) двестилетняя дружба 4) шестьсотлетний дуб 5) семсотлетний цикл. Выберите все словосочетания, содержащие ошибки. | ||||||||||||
А) 3, 4 | ||||||||||||
Б) 3, 5 | ||||||||||||
В)1, 2, 3 | ||||||||||||
Г) 3, 4, 5 Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 3 3 балла(ов) | ||||||||||||
Топонимы – собственные имена, обозначающие названия: | ||||||||||||
А) любых географических объектов Это правильный ответ | ||||||||||||
Б) водных объектов: морей, рек, озёр, прудов и т.п. | ||||||||||||
В) наций, народов, народностей | ||||||||||||
Г) населённых мест: городов, посёлков, селений. | ||||||||||||
Вопрос № 4 3 балла(ов) | ||||||||||||
В каком предложении предлог имеет значение уступки? (Примеры взяты из повести Г. Белых и Л. Пантелеева «Республика Шкид».) | ||||||||||||
А) На Старо-Петергофском проспекте в Ленинграде среди сотен других каменных домов затерялось облупившееся трёхэтажное здание, которому после революции суждено было превратиться в республику Шкид. | ||||||||||||
Б) Несмотря на свои пятнадцать лет, Колька хорошо играл в шахматы, и завшколой редко выигрывал. Это правильный ответ | ||||||||||||
В) – Виктор Николаевич, а как насчёт газеты? Будете выпускать или нет? | ||||||||||||
Г) Особенно большой общественной работы в то время в Шкиде не было, но среди немногих общественных должностей была одна особо почётная и важная – дежурство по кухне. | ||||||||||||
Вопрос № 5 3 балла(ов) | ||||||||||||
Какие слова образованы суффиксальным способом? 1) руководство, 2) рукоплескание, 3) рукоделие, 4) рукоприкладство, 5) рукобитие, 6) рукопожатие, 7) рукоятка | ||||||||||||
А) 1, 4 | ||||||||||||
Б) 2 | ||||||||||||
В) 3, 5, 6 | ||||||||||||
Г) 1, 2, 7 Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 6 4 балла(ов) | ||||||||||||
Сколько грамматических основ (простых предложений) в следующем предложении? В жаркие дни, когда пекло солнце, когда были отворены стеклянные двери и веселый отблеск стекла передавался в тусклое овальное зеркало, все вспоминалось нам фортепьяно тети Тони, когда-то стоявшее под этим зеркалом. | ||||||||||||
Правильный ответ 4 | ||||||||||||
Вопрос № 7 4 балла(ов) | ||||||||||||
В каком из примеров нет ошибки? | ||||||||||||
А) люди в чёрных балдахонах | ||||||||||||
Б) не люблю грейпфрукты | ||||||||||||
В) обещаны неплохие дивиденды Это правильный ответ | ||||||||||||
Г) кадровые перетрубации | ||||||||||||
Вопрос № 8 4 балла(ов) | ||||||||||||
Онегин, добрый мой приятель, Родился на брегах Невы, Где, может быть, родились вы Или блистали, мой читатель. (А. С. Пушкин) Чем является выделенная группа слов? | ||||||||||||
А) обращением | ||||||||||||
Б) однородным подлежащим | ||||||||||||
В) несогласованным определением | ||||||||||||
Г) приложением Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 9 4 балла(ов) | ||||||||||||
Сколько из перечисленных слов имеют окончание -а (а не -е)? бородищ…, голосищ…, лапищ…, носищ…, ручищ…, силищ…, умищ… | ||||||||||||
А) 3 | ||||||||||||
Б) 4 Это правильный ответ | ||||||||||||
В) 5 | ||||||||||||
Г) 6 | ||||||||||||
Вопрос № 10 4 балла(ов) | ||||||||||||
Как древние славяне называли месяц июнь? | ||||||||||||
А) изок Это правильный ответ | ||||||||||||
Б) травень | ||||||||||||
В) липень | ||||||||||||
Г) сухый | ||||||||||||
Вопрос № 11 5 балла(ов) | ||||||||||||
В русском языке есть слова с наложением морфем, например: колонный (корень колонн- накладывается на суффикс -н-), рассорить (приставка рас- накладывается на корень -ссор-). В каких словах нет подобного явления? | ||||||||||||
А) таксист | ||||||||||||
Б) придет | ||||||||||||
В) одесский | ||||||||||||
Г) распаяли Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 12 5 балла(ов) | ||||||||||||
Установите соответствие между словами и их значениями | ||||||||||||
| ||||||||||||
Вопрос № 13 5 балла(ов) | ||||||||||||
В левой колонке приведены слова чешского языка, а в правой - их значения в произвольном порядке. Учитывая родственные связи чешского и русского языков, приведите в соответствие слова и их значения; обоснуйте свой ответ. (Справка: в чешском языке сочетание букв ch обозначает звук, похожий на русский звук [х], буква h – такой же звук, как в словах ого, ага; буква y обозначает звук, похожий на русский [ы], č - звук, похожий на русский [ч]). | ||||||||||||
| ||||||||||||
Вопрос № 14 5 балла(ов) | ||||||||||||
В каких предложениях правильно расставлены знаки препинания? 1) Как только прекращался дождь и выглядывало солнце, он выбегал во двор. 2) А в обычные дни этот пышный подъезд осаждают убогие лица: прожектёры, искатели мест, и преклонный старик, и вдовица. 3) Однако она уехала и не сказала куда. 4) Я только боюсь, что если закричу, земной шар с оси сорвётся. | ||||||||||||
А) во всех | ||||||||||||
Б) 1,2,4 | ||||||||||||
В) 1,2,3 Это правильный ответ | ||||||||||||
Г) 2,3,4 | ||||||||||||
Вопрос № 15 5 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите, как называется троп, состоящий в употреблении слова в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки: | ||||||||||||
А) ирония Это правильный ответ | ||||||||||||
Б) метафора | ||||||||||||
В) олицетворение | ||||||||||||
Г) сравнение | ||||||||||||