Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Школьный тур олимпиады по обществознанию 2014 |
Назад к списку блоков |
9 класс. Блок № 2 |
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов |
Задание № 1 |
Выберите все правильные ответы. Обратите внимание: в некоторых вопросах может быть один правильный ответ, в некоторых — несколько. Номера правильных ответов следует записать одним числом, без скобок, пробелов, знаков препинания, располагая цифры в порядке возрастания. |
Вопрос № 1 1 балла(ов) |
Найдите в приведённом ниже списке факторы, которые повлияют на положение кривой спроса на лекарство. 1. реклама данного лекарства на телевидении 2. изменение цены лекарства 3. увеличение объёма выпуска лекарства 4. появление на рынке нового аналогичного лекарства |
Правильный ответ 14 |
Вопрос № 2 1 балла(ов) |
Районный суд города N рассматривал дело о краже. Ивану были известны некоторые обстоятельства, имеющие значение для расследования и разрешения этого дела. Артём был вызван в суд для дачи показаний в качестве 1) эксперта 2) специалиста 3) понятого 4) свидетеля |
Правильный ответ 4 |
Вопрос № 3 1 балла(ов) |
Групповая интеграция — это: 1. состояние группы, характеризующееся признаками психологического единства, ее целостности как социальной общности; 2. сложная система связей личности с группой и каждым ее членом; 3. измерение отношений внутри группы по критериям, охватывающим наиболее значимые для данной группы ситуации общения; 4. структура формальных и неформальных отношений в группе. |
Правильный ответ 1 |
Вопрос № 4 1 балла(ов) |
В Федеральное собрание Российской Федерации входят: 1. Государственная Дума 2. Совет Федерации 3. Совет Безопасности 4. Администрация Президента |
Правильный ответ 12 |
Вопрос № 5 1 балла(ов) |
Что отличает научное знание? 1. обоснованность, логичность 2. образность, эмоциональность 3. признанность обществом 4. истинность всех утверждений |
Правильный ответ 1 |
Вопрос № 6 1 балла(ов) |
По выражению Аристотеля, "человек - это животное..." 1. Естественное 2. Противоестественное 3. Посредственное 4. Политическое |
Правильный ответ 4 |
Вопрос № 7 1 балла(ов) |
К духовным потребностям человека относятся потребности в 1. пище 2. знаниях 3. творчестве 4. общении |
Правильный ответ 23 |
Вопрос № 8 1 балла(ов) |
Макс Вебер считал политику специфическим видом профессиональной деятельности и выделял следующие категории людей, согласно их вовлечённости в политическую сферу: 1. политики по случаю 2. политики по требованию 3. политики по совместительству 4. политики по принуждению |
Правильный ответ 13 |
Вопрос № 9 1 балла(ов) |
Страна Б. с населением в 25 млн. человек расположена в Северном полушарии. Какая дополнительная информация позволит судить о принадлежности страны Б. к обществам постиндустриального типа? 1. Страна имеет многоконфессиональный состав населения. 2. Страна имеет разветвлённую сеть железнодорожного транспорта. 3. Управление обществом осуществляется посредством компьютерных сетей. 4. В средствах массовой информации пропагандируются традиционные семейные ценности. |
Правильный ответ 3 |
Вопрос № 10 1 балла(ов) |
В стране А. социологические службы проводили опрос среди граждан двух возрастных групп: молодежи (20–30 лет) и старшего поколения (40-55 лет). Респондентам (гражданам, участвующим в опросе) был задан вопрос: «Какие профессии Вам представляются наиболее престижными?» Результаты опроса (в %) представлены на диаграмме: Какие выводы можно сделать на основании данной графической информации? 1. среди профессий, не являющихся престижными, молодое поколение отмечает профессию госслужащего. 2. представители молодого поколения, в большей степени, чем представители старшего, уважают профессии учителя и врача. 3. и старшее поколение, и молодежь наиболее престижной профессией считают профессию коммерсанта, занятие бизнесом 4. профессии нотариуса, юриста и адвоката лидируют по степени престижности и у старшего поколения и у молодежи. |
Правильный ответ 3 |
Задание № 2 |
Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Выберите правильный ответ из предложенных. |
Вопрос № 1 2 балла(ов) |
Необходимость ощущения безопасности в различных сферах общества: в метро, у зубного врача, на улице, в самолете, уверенность в безопасности детей и родителей. |
физиологические потребности |
экзистенциальные потребности Это правильный ответ |
социальные потребности |
мнимые потребности |
Вопрос № 2 2 балла(ов) |
Конституционное право, гражданское право, семейное право, уголовное право. |
формы права |
источники права |
отрасли права Это правильный ответ |
институты права |
Вопрос № 3 2 балла(ов) |
Монополия, олигополия, монополистическая конкуренция, совершенная конкуренция. |
типы экономических систем |
типы рыночных структур Это правильный ответ |
организационно-правовые формы предпринимательской деятельности |
формы собственности |
Задание № 3 |
Вставьте в текст вместо пропусков соответствующие слова и сочетания слов из приведенного списка. Впишите в поле для ответа порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте! Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Для удобства вы можете сначала заполнить предложенную ниже таблицу на черновике, а затем перенести в поле для ответа получившуюся последовательность цифр. Ответ следует записать одним числом, без скобок, пробелов и знаков препинания. |
Вопрос № 1 3 балла(ов) |
___(А) в узком смысле слова, т.е. совокупность ___(Б) и идей, особое значение которых люди связывают с их происхождением в прошлом, сами являются ___(В) изменения… Традиции складываются двумя путями. Один идет «снизу», когда можно сказать, что традиция «возникает», «зарождается». Это спонтанный, стихийный процесс, в который вовлечены достаточно большие массы людей. Все начинается с того, что кто-то обращает особое внимание на определенные фрагменты исторического наследия. Затем интерес, уважение, пристрастие, почтение распространяются вширь, охватывая все более широкие слои населения, и принимают форму ритуалов, церемоний, побуждают к поискам и обновлению старых объектов, к новой интерпретации старых кредо. Индивидуальные предпочтения и действия становятся массовыми и превращаются в поистине ___(Г). Так рождается традиция… Второй «маршрут» формирования традиции начинается «сверху», действуя через механизм навязывания, когда традиция выделяется, отбирается и даже навязывается теми, кто обладает ___(Д) или влиянием. Это может быть ___(Е), вводящий для своих подданных традиции своей династии; ___(Ж), делающий упор на прошлой славе ___(З); полководец, напоминающий воинам о великих исторических сражениях, или известный модельер-дизайнер, находящий вдохновение в прошлом и диктующий стиль «ретро»… 1. субъект 2. мотив 3. диктатор 4. традиция 5. суверенитет 6. власть 7. государство 8. нация 9. монарх 10. ритуал 11. социальный факт 12. объект 13. результат |
Правильный ответ 4121116938 |
Задание № 4 |
Используя все, перечисленные ниже термины, заполните пропуски в схеме. Каждый элемент схемы обозначен буквой. Каждый термин пронумерован. В поле ответа необходимо ввести последовательность цифр так, как они соотносятся с соответствующими буквами в алфавитном порядке. Для удобства вы можете сначала заполнить предложенную ниже таблицу на черновике, а затем перенести в поле для ответа получившуюся последовательность цифр. Цифры вводятся одним числом, без скобок, пробелов и знаков препинания. |
Вопрос № 1 6 балла(ов) |
1. Демократический 2. Форма правления 3. Республика 4. Унитарное государство 5. Форма государства 6. Тоталитаризм 7. Политический режим 8. Форма государственного устройства 9. Недемократический |
Правильный ответ 528734196 |
Задание № 5 |
Решите правовую задачу. 17-летний юноша на свою первую стипендию купил три диска с записями его любимой музыкальной группы. Разрешения родителей он при этом не спросил. |
Вопрос № 1 1 балла(ов) |
Как называется закон, который регулирует данную ситуацию? |
Гражданский кодекс РФ Это правильный ответ |
Семейный кодекс РФ |
Административный кодекс РФ |
Правила продажи отдельных видов товаров |
Вопрос № 2 1 балла(ов) |
Какой дееспособностью обладает юноша? |
не обладает дееспособностью, только правоспособностью |
ничтожной дееспособностью |
частичной дееспособностью Это правильный ответ |
полной дееспособностью |
Вопрос № 3 1 балла(ов) |
Имел ли юноша юридическое право на эту покупку? |
Да Это правильный ответ |
Нет |
Вопрос № 4 2 балла(ов) |
Выберите все верные ответы. Ответ запишите единым числом, без скобок, знаков препинания и пробелов, располагая цифры в порядке возрастания. Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, т.е. независимо от согласия родителей: 1. заниматься предпринимательской деятельностью 2. распоряжаться своим заработком 3. продать или купить имущество 4. осуществлять авторские и изобретательские права 5. самостоятельно вносить вклады в кредитные учреждения |
Правильный ответ 245 |
Вопрос № 5 1 балла(ов) |
С какого возраста возникает полная гражданская дееспособность? |
с момента рождения |
с 14 лет |
с 16 лет |
с 18 лет Это правильный ответ |
Задание № 6 |
Решите логическую задачу. В офисе работают трое сотрудников: Иванов, Петров и Сидоров. Известно, что: 1. Если Иванов или Петров имеют высшее образование, то Сидоров не имеет. 2. Если Сидоров имеет высшее образование, то и остальные двое тоже его имеют. 3. Если неправда, что Иванов и Петров оба не имеют высшего образования, то Сидоров имеет высшее образование. |
Вопрос № 1 2 балла(ов) |
Кто из троих имеет высшее образование, а кто не имеет? |
Иванов и Петров имеют высшее образование, а Сидоров не имеет |
Все трое сотрудников офиса имеют высшее образование. |
Ни один из сотрудников офиса не имеет высшего образования. Это правильный ответ |
Задание № 7 |
На фотографии представлен один из объектов культурного наследия Челябинской области, представляющих историческую, художественную или иную культурную ценность. Ответьте на вопросы. |
Вопрос № 1 1 балла(ов) |
Какую сферу жизни общества непосредственно иллюстрирует представленный объект? |
экономическую |
политическую |
социальную |
духовную Это правильный ответ |
Вопрос № 2 1 балла(ов) |
Что в настоящее время находится в этом здании? |
Правительство Челябинской области |
Главный корпус Южно-Уральского Государственного университета Это правильный ответ |
Законодательное Собрание Челябинской области |
Челябинский политехнический институт |
Вопрос № 3 2 балла(ов) |
Ниже перечислены функции различных социальных институтов. Выберите те из них, которые непосредственно выполняет социальный институт, находящийся в данном культурном объекте. Ответ запишите одним числом, без скобок, пробелов, знаков препинания, располагая числа в порядке возрастания. 1. Социализация и воспитание личности. 2. Управление обществом. 3. Охрана общественного порядка. 4. Воспроизводство рабочей силы различной квалификации. 5. Обучение знаниям, навыкам, традициям, социально-культурному опыту, необходимому для вступления в жизнь. 6. Создание правовых норм. |
Правильный ответ 145 |
Вопрос № 4 2 балла(ов) |
Ниже представлены различные суждения о данном культурном объекте. 1. Строительство комплекса зданий Челябинского политехнического института началось в 1952 году. 2. В техническом смысле образование — это процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передаёт своё культурное наследие — накопленное знание, ценности и навыки — от одного поколения другому. 3. Высшее образование включает в себя совокупность систематизированных знаний и практических навыков, которые позволяют решать теоретические и практические задачи по профессиональному профилю. 4. Здание занимает 2 место в списке самых высоких зданий города Челябинска. Отметьте цифрой 1 те из них, которые являются фактическими, цифрой 2 — те, которые являются теоретическими. Ответ запишите одним числом, без скобок, пробелов, знаков препинания, располагая числа в порядке возрастания. |
Правильный ответ 1221 |