Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Школьный тур олимпиады по русскому языку 2014 | ||||||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||||||
10 класс. Блок № 1 | ||||||||||||||
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов | ||||||||||||||
Вопрос № 1 2 балла(ов) | ||||||||||||||
В каком ряду все языки относятся к славянской группе? | ||||||||||||||
1) белорусский, македонский, болгарский Это правильный ответ | ||||||||||||||
2) русский, азербайджанский, румынский | ||||||||||||||
3) украинский, эстонский, итальянский | ||||||||||||||
4) польский, финский, шведский | ||||||||||||||
5) словенский, сербохорватский, греческий | ||||||||||||||
Вопрос № 2 0 балла(ов) | ||||||||||||||
Какое из перечисленных слов не произошло от имени собственного? | ||||||||||||||
1) меценат | ||||||||||||||
2) дизель | ||||||||||||||
3) макинтош | ||||||||||||||
4) фосфор Это правильный ответ | ||||||||||||||
Вопрос № 3 2 балла(ов) | ||||||||||||||
В каком примере неверно указано лексическое значение слова? | ||||||||||||||
1) Демагог - человек, старающийся создать себе популярность среди народных масс недостойными средствами. | ||||||||||||||
2) Мизантроп - благотворитель. Это правильный ответ | ||||||||||||||
3) Радикал - сторонник решительных действий. | ||||||||||||||
4) Альтруист - человек, учитывающий в первую очередь интересы окружающих. | ||||||||||||||
5) Неофит - новообращенный в какую-либо религию. | ||||||||||||||
Вопрос № 4 5 балла(ов) | ||||||||||||||
В каком из следующих слов в ходе истории русского языка произошло орфографическое изменение — замена безударного о на а? | ||||||||||||||
1) народ | ||||||||||||||
2) староватый | ||||||||||||||
3) прародитель | ||||||||||||||
4) пароход | ||||||||||||||
5) паром Это правильный ответ | ||||||||||||||
Вопрос № 5 3 балла(ов) | ||||||||||||||
В скольких слова нет суффикса - К-? Вазочка, заготовка, зазнайка, казашка, крестьянка, лентяйка, поимка, спаленка, стружка, тряпочка, сорочка, кочка. | ||||||||||||||
Правильный ответ 3 | ||||||||||||||
Вопрос № 6 2 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите предложение, в котором инфинитив является дополнением: | ||||||||||||||
1) Будет земля под ногами врага рассыпаться. | ||||||||||||||
2) Нам пришлось идти навстречу ветру. | ||||||||||||||
3) У меня возникло решение посоветоваться с другом. | ||||||||||||||
4) Рыхлый снег мешал идти. Это правильный ответ | ||||||||||||||
5) Сержант хотел удержаться за поручни. | ||||||||||||||
Вопрос № 7 2 балла(ов) | ||||||||||||||
В каком предложении имеются прилагательные, перешедшие в существительные? 1) Я не знал, что в каждой детской сказке заключена вторая, которую могут понять только взрослые (Паустовский) 2) В большой девичьей комнате не слышно было смеха (Л.Толстой) 3) У старинушки три сына: старший – умный был детина; средний был и так и сяк; младший вовсе был дурак. (Ершов) 4) Вагоны шли привычной линией, подрагивали и скрипели; молчали жёлтые и синие, в зелёных плакали и пели (Блок) | ||||||||||||||
Правильный ответ 1 | ||||||||||||||
Вопрос № 8 3 балла(ов) | ||||||||||||||
Какой глагол не может быть сказуемым двусоставного предложения? | ||||||||||||||
1) недосыпать | ||||||||||||||
2) недоедать | ||||||||||||||
3) недолюбливать | ||||||||||||||
4) недоставать Это правильный ответ | ||||||||||||||
5) недослышать | ||||||||||||||
6) недовыполнить | ||||||||||||||
Вопрос № 9 3 балла(ов) | ||||||||||||||
В каком ряду все слова имеют формообразующие суффиксы: | ||||||||||||||
1. Братья, прочитал, умножение, умножив. | ||||||||||||||
2. Закрепил, крепи, перья, крепче Это правильный ответ | ||||||||||||||
3. Запели, запив, певец, певуче. | ||||||||||||||
4. Певческий, запевая, нарисовав, рисунок. | ||||||||||||||
Вопрос № 10 3 балла(ов) | ||||||||||||||
Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке? Живой – живить – оживить - …- оживленность | ||||||||||||||
1) оживление | ||||||||||||||
2) оживленно | ||||||||||||||
3) живительный | ||||||||||||||
4) оживленный Это правильный ответ | ||||||||||||||
Вопрос № 11 3 балла(ов) | ||||||||||||||
Какое из слов имеет корень, состоящий из одного звука: | ||||||||||||||
1). Одеть | ||||||||||||||
2). Пойдем | ||||||||||||||
3). Зайдя. | ||||||||||||||
4). Обуть Это правильный ответ | ||||||||||||||
5). Приду | ||||||||||||||
Вопрос № 12 5 балла(ов) | ||||||||||||||
Установите соответствие между выразительным средством и предложением | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Вопрос № 13 3 балла(ов) | ||||||||||||||
От скольких глаголов можно образовать деепричастия? 1) клевать 2) колебать, 3) мочь 4) стеречь 5) течь 6) щадить | ||||||||||||||
Правильный ответ 3 | ||||||||||||||
Вопрос № 14 3 балла(ов) | ||||||||||||||
Отметьте предложение, в котором нет ошибок в употреблении фразеологизмов. 1) Подниматься в гору было нелегко, но на привале туристы заморили червяков и развеселились. 2) Виктор предупреждал: чем дальше в лес, тем больше щепки летят. 3) Хотя он был не из робкой десятки, но тут не мог не испугаться. 4) От мысли, что придется пережить это еще раз, его бросало то в жар, то холод. | ||||||||||||||
Правильный ответ 4 | ||||||||||||||
Вопрос № 15 2 балла(ов) | ||||||||||||||
Отметьте словосочетание, в котором нет ошибки в управлении. 1) разъяснения о допущенных ошибках 2) оперировать с точными данными 3) подчеркнуть о необходимости строительства 4) сдать рецензию на книгу | ||||||||||||||
Правильный ответ 4 | ||||||||||||||