Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Школьный тур Областной олимпиады по психологии 2014 | ||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||
9 класс. Блок № 1 | ||||||||||
30 минут на выполнение блока. Из них 30 минут на ввод ответов | ||||||||||
Задание № 1 | ||||||||||
Отметьте правильный вариант, отвечая на нижеперечисленные вопросы | ||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||
Определите, какая характеристика относится к подростковому возрасту: | ||||||||||
эмоциональная неустойчивость; Это правильный ответ | ||||||||||
преобладание наглядно-образного мышления; | ||||||||||
ведущий тип деятельности - учебно-профессиональная деятельность; | ||||||||||
доминирование игровой мотивации учения | ||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||
Учение, центральной проблемой которого являются критерии добра и зла называется: | ||||||||||
психология личности; | ||||||||||
возрастная психология; | ||||||||||
этика Это правильный ответ | ||||||||||
этика профессиональной деятельности | ||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||
Установите соответствие между функциями морали (колонка А) и их содержанием (колонка В) | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||
Под формированием в психологии понимается…: | ||||||||||
познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира | ||||||||||
целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов; | ||||||||||
целенаправленный процесс развития личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями; | ||||||||||
процесс становления человека, как социального существа под воздействием определенных факторов: социальных, экономических, психологических, идеологических, воспитания и др.; Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||
Когда говорят о чувстве долга человека, подразумевают…: | ||||||||||
осознание и принятие тех обязанностей, которые человек берет на себя, вступая в определенные отношения с другими людьми; Это правильный ответ | ||||||||||
способность думать об отдаленных результатах своих решений и поступать в соответствии с этими результатами; | ||||||||||
комплексное этическое и социальное понятие, связанное с оценкой таких качеств личности, как верность, справедливость и др.; | ||||||||||
состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения. | ||||||||||
Вопрос № 6 1 балла(ов) | ||||||||||
О какой функции морали идет речь: «Выработка моральных приоритетов, предпочтение одних моральных ценностей другим»: | ||||||||||
о коммуникативной. | ||||||||||
об ориентационной; Это правильный ответ | ||||||||||
об информационной; | ||||||||||
об оценочной; | ||||||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||||||
Нравственность – это…: | ||||||||||
способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному как собственное несовершенство; | ||||||||||
этическая категория, обозначающая обязанность человека перед обществом или социальной группой, которая возникает под влиянием общественного мнения; | ||||||||||
особый тип нормативной регуляции, представленный совокупностью норм и принципов, воплощающих в себе общечеловеческие ценности (добро, милосердие, спасение, всеобщее счастье и др.); Это правильный ответ | ||||||||||
личностная характеристика человека, описывающая его способность обстоятельно анализировать ситуацию, заранее прогнозировать последствия своих действий, делать выбор формы своих поступков и с готовностью принять последствия выбора | ||||||||||
Вопрос № 8 1 балла(ов) | ||||||||||
Под нравственной культурой личности понимается…: | ||||||||||
степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества, показатель того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотилось в поступках человека благодаря формирующему влиянию общества и самовоспитания; Это правильный ответ | ||||||||||
обучение нравственным нормам, обычаям, общепризнанным образцам поведения; | ||||||||||
установка на общение, взаимопонимание, поддержку; | ||||||||||
философская дисциплина, предметом исследования которой являются мораль и нравственность | ||||||||||
Вопрос № 9 1 балла(ов) | ||||||||||
Вставьте пропущенное слово: «Подростковый возраст относится к числу … периодов онтогенеза, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида» | ||||||||||
стабильных; | ||||||||||
сензитивных; | ||||||||||
латентных. | ||||||||||
критических; Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 10 1 балла(ов) | ||||||||||
Что из нижеперечисленного является одной из проблем этики как научной дисциплины: | ||||||||||
проблема развития личности; | ||||||||||
проблема критериев добра и зла, добродетели и пороков; Это правильный ответ | ||||||||||
проблема страхов и отсутствия воли (нежелание напрягаться, лень); | ||||||||||
комплекс вопросов относительно процессов обучения и воспитания человека | ||||||||||
Вопрос № 11 1 балла(ов) | ||||||||||
Нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы – это…: | ||||||||||
мужество; | ||||||||||
героизм; | ||||||||||
гражданственность | ||||||||||
патриотизм; Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 12 1 балла(ов) | ||||||||||
В теории американского психолога Лоуренса Колберга нравственное развитие ребенка проходит несколько последовательных стадий. Установите соответствие между возрастными границами (колонка А) и стадиями нравственного развития (колонка В): | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 13 1 балла(ов) | ||||||||||
Гражданская позиция человека характеризуется…: | ||||||||||
осознанным участием человека в жизни общества, сознательными реальными действиями, направленными на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов; Это правильный ответ | ||||||||||
проявлением первой позиции восприятия, когда человек говорит и действует с точки зрения своих интересов и желаний; | ||||||||||
готовностью и способностью личности сознательно и твердо следовать добру, а также совокупностью внутренних качеств личности, воплощающих человеческий идеал; | ||||||||||
определенным уровнем социального, интеллектуального и духовного развития личности. | ||||||||||
Вопрос № 14 1 балла(ов) | ||||||||||
Укажите границы юношеского возраста: | ||||||||||
от 13 до 16 лет | ||||||||||
от 15 до 17 лет | ||||||||||
от 14-15 до 18-20 лет Это правильный ответ | ||||||||||
от 15 до 18 лет | ||||||||||
Вопрос № 15 1 балла(ов) | ||||||||||
Философская дисциплина, объектом исследования которой является нравственность – это…: | ||||||||||
эстетика; | ||||||||||
этика; Это правильный ответ | ||||||||||
политика; | ||||||||||
психология. | ||||||||||
Вопрос № 16 1 балла(ов) | ||||||||||
«Золотым правилом» нравственности, известным с древнейших времен, является следующее: | ||||||||||
«кто успел, тот и съел»; | ||||||||||
«добро должно быть с кулаками»; | ||||||||||
«бери от жизни все!». | ||||||||||
«не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе»; Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 17 1 балла(ов) | ||||||||||
Прочитай внимательно притчу и ответь на вопрос: «У одного крестьянина был сын, который стал плохо себя вести. Испытав все способы влияния, отец придумал следующее: он вкопал против дома столб и после каждого проступка сына вбивал гвоздь в этот столб. Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места – весь он был утыкан гвоздями. Эта картина так поразила воображение мальчика, что он начал исправляться. Тогда за каждый его поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил день, когда последний гвоздь был вытащен, но на мальчика это произвело совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал. - Что ты плачешь? – спросил отец. – Ведь гвоздей больше нет? - Гвоздей-то нет, а дырки остались, - ответил сын». Как ты думаешь, почему сын заплакал: | ||||||||||
он искренне раскаялся в своих неблаговидных проступках; Это правильный ответ | ||||||||||
он испугался, что отец снова начнет его наказывать; | ||||||||||
он подумал, что отец его никогда не простит за проступки; | ||||||||||
он расстроился, что теперь всегда нужно вести себя хорошо. | ||||||||||
Вопрос № 18 1 балла(ов) | ||||||||||
Укажите содержание воспитательной функции морали: | ||||||||||
осведомленность о моральных нормах, принципах; | ||||||||||
моральная оценка поступков, отношений, намерений, моральных взглядов; | ||||||||||
обучение нравственным нормам, обычаям, нравам, общепризнанным образцам поведения; Это правильный ответ | ||||||||||
выработка моральных приоритетов, предпочтение одних моральных ценностей другим. | ||||||||||
Вопрос № 19 1 балла(ов) | ||||||||||
Информационная (познавательная) функция морали – это…: | ||||||||||
осведомленность о моральных нормах, принципах; Это правильный ответ | ||||||||||
нравственное регулирование взаимоотношений: приведение поведения личности в соответствие с господствующими в обществе моральным нормам и принципам; | ||||||||||
обучение нравственным нормам, обычаям, общепризнанным образцам поведения; | ||||||||||
установка на общение, взаимопонимание, поддержку. | ||||||||||
Вопрос № 20 1 балла(ов) | ||||||||||
Под оценочной функцией морали понимается…: | ||||||||||
моральная оценка поступков, отношений, намерений, моральных взглядов; Это правильный ответ | ||||||||||
установка на общение, взаимопонимание, поддержку; | ||||||||||
нравственное регулирование взаимоотношений: | ||||||||||
приведение поведения личности в соответствие с господствующими в обществе моральными нормами и принципами. | ||||||||||