Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Школьный тур Областной олимпиады по психологии 2014 | ||||||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||||||
10 класс. Блок № 1 | ||||||||||||||
30 минут на выполнение блока. Из них 30 минут на ввод ответов | ||||||||||||||
Задание № 1 | ||||||||||||||
Отметьте правильный вариант, отвечая на нижеперечисленные вопросы | ||||||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Установите соответствие между функциями морали (колонка А) и их содержанием (колонка В) | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Прочитайте внимательно притчу и ответьте на вопрос: «У одного крестьянина был сын, который стал плохо себя вести. Испытав все способы влияния, отец придумал следующее: он вкопал против дома столб и после каждого проступка сына вбивал гвоздь в этот столб. Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места – весь он был утыкан гвоздями. Эта картина так поразила воображение мальчика, что он начал исправляться. Тогда за каждый его поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил день, когда последний гвоздь был вытащен, но на мальчика это произвело совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал. - Что ты плачешь? – спросил отец. – Ведь гвоздей больше нет? - Гвоздей-то нет, а дырки остались, - ответил сын». Как Вы думаете, почему сын заплакал: | ||||||||||||||
он испугался, что отец снова начнет его наказывать; | ||||||||||||||
он искренне раскаялся в своих неблаговидных проступках; Это правильный ответ | ||||||||||||||
он подумал, что отец его никогда не простит за проступки; | ||||||||||||||
он расстроился, что теперь всегда нужно вести себя хорошо. | ||||||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Нравственность – это…: | ||||||||||||||
особый тип нормативной регуляции, представленный совокупностью норм и принципов, воплощающих в себе общечеловеческие ценности (добро, милосердие, спасение, всеобщее счастье и др.); Это правильный ответ | ||||||||||||||
способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному как собственное несовершенство; | ||||||||||||||
этическая категория, обозначающая обязанность человека перед обществом или социальной группой, которая возникает под влиянием общественного мнения; | ||||||||||||||
личностная характеристика человека, описывающая его способность обстоятельно анализировать ситуацию, заранее прогнозировать последствия своих действий, делать выбор формы своих поступков и с готовностью принять последствия выбора. | ||||||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Регулятивная функции морали заключается в…: | ||||||||||||||
моральной оценке поступков, отношений, намерений, моральных взглядов; | ||||||||||||||
выработке моральных приоритетов, предпочтении одних моральных ценностей другим; | ||||||||||||||
осведомленности о моральных нормах и принципах. | ||||||||||||||
нравственном регулировании взаимоотношений: приведении поведения личности в соответствие с господствующими в обществе моральными нормами и принципами; Это правильный ответ | ||||||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Гражданская позиция человека характеризуется…: | ||||||||||||||
проявлением первой позиции восприятия, когда человек говорит и действует с точки зрения своих интересов и желаний; | ||||||||||||||
осознанным участием человека в жизни общества, сознательными реальными действиями, направленными на реализацию общественных ценностей при разумном соотношении личностных и общественных интересов; Это правильный ответ | ||||||||||||||
готовностью и способностью личности сознательно и твердо следовать добру, а также совокупностью внутренних качеств личности, воплощающих человеческий идеал; | ||||||||||||||
определенным уровнем социального, интеллектуального и духовного развития личности. | ||||||||||||||
Вопрос № 6 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Вставьте пропущенное слово: «Подростковый возраст относится к числу … периодов онтогенеза, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида» | ||||||||||||||
стабильных; | ||||||||||||||
сензитивных; | ||||||||||||||
критических; Это правильный ответ | ||||||||||||||
латентных. | ||||||||||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите границы юношеского возраста: | ||||||||||||||
от 14-15 до 18-20 лет Это правильный ответ | ||||||||||||||
от 13 до 16 лет | ||||||||||||||
от 15 до 17 лет | ||||||||||||||
от 15 до 18 лет | ||||||||||||||
Вопрос № 8 1 балла(ов) | ||||||||||||||
В теории американского психолога Лоуренса Колберга нравственное развитие ребенка проходит несколько последовательных стадий. Установите соответствие между возрастными границами (колонка А) и стадиями нравственного развития (колонка В): | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Вопрос № 9 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Как вы понимаете слова К.Д. Ушинского: «Если вы хотите сделать дитя негодяем, то приучите его с детства повторять всевозможные нравственные сентенции, и потом они не будут уже производить на него никакого влияния»? | ||||||||||||||
усвоение моральных норм в детстве затруднено и практически невозможно; | ||||||||||||||
внедрение отвлеченных моральных принципов приводит к их формальному усвоению; Это правильный ответ | ||||||||||||||
в детстве усваивается только ненормативное поведение; | ||||||||||||||
влияние нравственных норм в детстве сильно преувеличено. | ||||||||||||||
Вопрос № 10 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Некоторые учащиеся при выполнении контрольных заданий списывают у других либо пользуются подсказками из заранее подготовленных шпаргалок или интернета. Какие последствия могут повлечь такие систематические действия? | ||||||||||||||
расширение способов познания; | ||||||||||||||
повышение успеваемости, повышение стрессоустойчивости; | ||||||||||||||
снижение успеваемости, повышение стрессоустойчивости. | ||||||||||||||
неуспеваемость, сужение способов познания, потерю достоинства; Это правильный ответ | ||||||||||||||
Вопрос № 11 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Отражение в сознании человека стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров — это... | ||||||||||||||
ценностные ориентации; Это правильный ответ | ||||||||||||||
знания; | ||||||||||||||
мотивы; | ||||||||||||||
потребности. | ||||||||||||||
Вопрос № 12 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Склонность человека видеть причины происходящих с ним событий в себе самом либо во внешних обстоятельствах: | ||||||||||||||
ответственность; | ||||||||||||||
локус контроля; Это правильный ответ | ||||||||||||||
мотивация; | ||||||||||||||
саморегуляция. | ||||||||||||||
Вопрос № 13 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Философская дисциплина, объектом исследования которой является нравственность – это…: | ||||||||||||||
этика; Это правильный ответ | ||||||||||||||
эстетика; | ||||||||||||||
политика; | ||||||||||||||
психология. | ||||||||||||||
Вопрос № 14 1 балла(ов) | ||||||||||||||
«Золотым правилом» нравственности, известным с древнейших времен, является следующее: | ||||||||||||||
«кто успел, тот и съел»; | ||||||||||||||
«добро должно быть с кулаками»; | ||||||||||||||
«не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе»; Это правильный ответ | ||||||||||||||
«бери от жизни все!». | ||||||||||||||
Вопрос № 15 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Нравственность имеет следующую структуру: | ||||||||||||||
моральное сознание (ценности, нормы, идеалы, совесть) – моральные отношения (нравственное взаимодействие, нравственный конфликт, моральный авторитет, моральная репутация и др.) – моральное поведение (нравственный поступок, моральные последствия, моральные санкции); Это правильный ответ | ||||||||||||||
сверхзознание – сознание – бессознательное; | ||||||||||||||
мотивация – ситуация – контроль; | ||||||||||||||
потребность – мотив – цель. | ||||||||||||||
Вопрос № 16 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Что из нижеперечисленного является одной из проблем этики как научной дисциплины: | ||||||||||||||
проблема развития личности; | ||||||||||||||
проблема страхов и отсутствия воли (нежелание напрягаться, лень) | ||||||||||||||
комплекс вопросов относительно процессов обучения и воспитания человека | ||||||||||||||
проблема критериев добра и зла, добродетели и пороков; Это правильный ответ | ||||||||||||||
Вопрос № 17 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Осознание себя как причины совершаемых поступков и их последствий и контроль за изменениями в окружающем мире и своей жизни — это... | ||||||||||||||
сознание; | ||||||||||||||
ответственность; Это правильный ответ | ||||||||||||||
разум | ||||||||||||||
воля; | ||||||||||||||
Вопрос № 18 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Патриотизм — это... | ||||||||||||||
чувство любви к своему Отечеству, готовность подчинять свои личные и групповые интересы общим интересам страны, верно служить и защищать её; Это правильный ответ | ||||||||||||||
чувство любви к своему Отечеству, сопряженное с ненавистью к его врагам; | ||||||||||||||
чувство любви к своей национальной общности, готовность подчинять свои личные и групповые интересы ее интересам, верно служить и защищать её; | ||||||||||||||
чувство любви к своей национальной общности, сопряженное с ненавистью к его врагам. | ||||||||||||||
Вопрос № 19 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Ценности — это... | ||||||||||||||
материальные объекты (например, деньги, драгоценности, автомобиль и пр.); | ||||||||||||||
любые объекты, имеющие жизненно важное значение для человека; Это правильный ответ | ||||||||||||||
нематериальные объекты; | ||||||||||||||
знания, успех, достаток | ||||||||||||||
Вопрос № 20 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Под оценочной функцией морали понимается…: | ||||||||||||||
моральная оценка поступков, отношений, намерений, моральных взглядов; Это правильный ответ | ||||||||||||||
обучение нравственным нормам, обычаям, нравам, общепризнанным образцам поведения; | ||||||||||||||
установка на общение, взаимопонимание, поддержку; | ||||||||||||||
нравственное регулирование взаимоотношений: приведение поведения личности в соответствие с господствующими в обществе моральными нормами и принципами. | ||||||||||||||