Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Школьный тур олимпиады по обществознанию | ||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||
10 класс. Блок № 2 | ||||||||||
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов | ||||||||||
Задание № 1 | ||||||||||
«Да» или «нет»? Определите, являются ли верными следующие суждения. | ||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||
Связь между протестантской этикой и капитализмом характерна для учения М. Вебера. | ||||||||||
Да Это правильный ответ | ||||||||||
Нет | ||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||
Естественный уровень безработицы растёт, если вузы выпускают меньшее число молодых специалистов. | ||||||||||
Да | ||||||||||
Нет Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||
Этические нормы являются составной частью механизма социального контроля. | ||||||||||
Да Это правильный ответ | ||||||||||
Нет | ||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||
Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трёх четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. | ||||||||||
Да Это правильный ответ | ||||||||||
Нет | ||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||
Социология имеет дело с коренными мировоззренческими предпосылками изучения личности и человека, с решением таких фундаментальных проблем, как определение места человека в системе мировоззрения, его сущности. | ||||||||||
Да | ||||||||||
Нет Это правильный ответ | ||||||||||
Задание № 2 | ||||||||||
Прочитайте приведённые ниже предложения, каждое из которых пронумеровано. Выберите номера предложений, относящихся к той или иной группе. Каждое предложение может быть использовано только один раз. Внимание! Некоторые предложения не будут использованы ни разу. Ответ следует записать одним числом, без скобок, пробелов и знаков препинания, расставив цифры в порядке возрастания. Формы культуры. 1. Специфическая разновидность духовного производства, ориентированного на "среднего" потребителя и предполагающего возможность широкого тиражирования оригинального продукта. 2. Характерна высокая степень закрытости, обусловленная как специфическими технологиями интеллектуального труда (формирующими узкое профессиональное сообщество), так и необходимостью овладения техниками потребления сложноорганизованных культурных продуктов. 3. Её появление принято связывать с эпохой становления крупного промышленного производства, потребовавшего для своего обслуживания создания армии наёмных рабочих. 4. Существует внутри господствующей культуры и имеет собственные ценностные установки, язык, манеру поведения, одежду и т. п. 5. Преемственность, устойчивость художественных традиций сочетаются с вариативностью, многообразным претворением этих традиций в отдельных произведениях. 6. Отличается от доминирующей культуры, противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями. 7. В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культуры и верования. 8. Точный выбор адресата-потребителя, что определяет выбор соответствующих художественных и технических приёмов и, в случае успеха, приносит значительный доход. 9. Образцы данной культуры предполагают в процессе своего усвоения необходимость целенаправленного интеллектуального усилия по "расшифровке" авторского послания. | ||||||||||
Вопрос № 1 2 балла(ов) | ||||||||||
В каких предложениях речь идёт о народной культуре? | ||||||||||
Правильный ответ 57 | ||||||||||
Вопрос № 2 2 балла(ов) | ||||||||||
В каких предложениях речь идёт о массовой культуре? | ||||||||||
Правильный ответ 138 | ||||||||||
Вопрос № 3 2 балла(ов) | ||||||||||
В каких предложениях речь идёт об элитарной культуре? | ||||||||||
Правильный ответ 29 | ||||||||||
Задание № 3 | ||||||||||
Замените выделенный курсив обществоведческим термином. | ||||||||||
Вопрос № 1 2 балла(ов) | ||||||||||
“Согласно закреплённым и избирательно сохраняемым элементам социокультурного опыта к свадьбе нужно готовиться особым образом”. | ||||||||||
традиция Это правильный ответ | ||||||||||
правовые нормы | ||||||||||
мораль | ||||||||||
эстетические нормы | ||||||||||
Вопрос № 2 2 балла(ов) | ||||||||||
“С завершением Второй мировой войны, приняв на себя роль гегемона западного “свободного мира”, США отказались от экономической политики государства, направленной на защиту от иностранной конкуренции,и обязались способствовать развитию свободной международной торговли”. | ||||||||||
меркантилизм | ||||||||||
протекционизм Это правильный ответ | ||||||||||
фискальная политика | ||||||||||
монетаризм | ||||||||||
Вопрос № 3 2 балла(ов) | ||||||||||
“Основная цель руководителя или управляющего, отвечающего за определённое направление деятельности предприятия, — достижение высокой эффективности производства, лучшего использования ресурсного потенциала предприятия, фирмы, компании”. | ||||||||||
предприниматель | ||||||||||
наёмный работник | ||||||||||
менеджер Это правильный ответ | ||||||||||
акционер | ||||||||||
Задание № 4 | ||||||||||
Задание на установление соответствия. | ||||||||||
Вопрос № 1 3 балла(ов) | ||||||||||
Отметьте цифрой "1" утверждения, характеризующие понятие "социальный статус", цифрой "2" — утверждения, характеризующие понятие "Социальная роль". Внимание! Ответ следует записать одним числом, без скобок, пробелов и знаков препинания, располагая цифры в порядке возрастания! А) Со временем в общественном мнении вырабатывается, передается, поддерживается, но, как правило, ни в каких документах не регистрируется иерархия, где одних ценят и уважают больше других. Б) Бедные презирают богатых, а богатые с пренебрежением относятся к бедным. Владельцы собак не понимают людей, любящих чистоту и порядок на газонах. Профессиональный следователь, хотя и бессознательно, делит людей на потенциальных преступников, законопослушных и свидетелей. Русский скорее проявит солидарность с русским, чем с евреем или татарином, и наоборот. В) Совокупность объективных и субъективных ожиданий, производных от социально-политической, экономической или какой-либо другой структуры общества. Г) Можно подразделить на два основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными усилиями. Д) Усвоить (принять)— означает дать собственное, индивидуальное определение, оценить и выработать личное отношение к социальной позиции. Е) Входя одновременно во многие социальные группы, человек занимает в каждой из них соответствующее положение, обусловленное взаимоотношениями с другими членами группы. Ж) Если кто-то не выполняет определенные действия в соответствии с нашими ожиданиями, мы удивлены, рассержены или обижены, и наши отношения меняются. | ||||||||||
Правильный ответ 1121212 | ||||||||||
Вопрос № 2 2 балла(ов) | ||||||||||
Соотнесите экономические цели с соответствующими им социально-экономическими задачами, которые государство решает в процессе достижения целей. | ||||||||||
| ||||||||||
Задание № 5 | ||||||||||
Решите юридическую задачу Евгений Р. вступил в брак с 16-летней Надеждой Д. На момент заключения брака Надежда Д. находилась на попечительстве своей тёти Марины Михайловны. | ||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||
Останется ли Надежда Д. на попечительстве Марины Михайловны после вступления в брак? | ||||||||||
Да | ||||||||||
Нет Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||
В каком нормативно-правовом акте можно найти обоснование ответа на вопрос 1? | ||||||||||
Конституция РФ | ||||||||||
Гражданский кодекс РФ Это правильный ответ | ||||||||||
Семейный кодекс РФ | ||||||||||
Гражданско-процессуальный кодекс РФ | ||||||||||
Вопрос № 3 2 балла(ов) | ||||||||||
Укажите цифрой 1 категории лиц, над которыми устанавливается опека, цифрой 2 — категории лиц, над которыми устанавливается попечительство, цифрой 3 — категории лиц, над которыми не устанавливается ни опека, ни попечительство. Внимание! Ответ следует записать одним числом, без скобок, пробелов и знаков препинания. А. Несовершеннолетние в возрасте до 14 лет. Б. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет. В. Граждане, признанные в судебном порядке полностью недееспособными. Г. Граждане, ограниченные в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами. Д. Граждане, признанные в судебном порядке виновными в совершении преступлений небольшой и средней тяжести. Е. Граждане, признанные в судебном порядке виновными в совершении тяжких и особо тяжких преступлений. | ||||||||||
Правильный ответ 121233 | ||||||||||
Задание № 6 | ||||||||||
Что является лишним в ряду? Внимание! Число вводится в поле для ответа без скобок и знаков препинания. | ||||||||||
Вопрос № 1 2 балла(ов) | ||||||||||
Правильный ответ 4 | ||||||||||
Вопрос № 2 3 балла(ов) | ||||||||||
Правильный ответ 1 | ||||||||||
Задание № 7 | ||||||||||
Прочитайте текст и выполните задания. <...> Кто ещё велик так, как наш бог? (Пс., 76, 14) Он один, творящий чудеса, установил ___(А), предваряющий ___(Б) и благодать, чтобы в нём обвыкло человеческое естество, от ___(В) языческого отходящее к ___(Г) в единого бога, чтобы ___(Д), как сосуд скверный, но омытый, словно водою, законом и обрезанием, восприняло бы млеко благодати и крещения. Ибо закон предтечей был и слугой благодати и истине, истина же и благодать — слуги будущему веку, жизни нетленной. Как закон приводил принявших его к благодатному крещению, так и крещение открывало путь своим сынам к вечной жизни. Иларион Киевский | ||||||||||
Вопрос № 1 2 балла(ов) | ||||||||||
Заполните пропуски в тексте. Каждое слово из списка может быть использовано только один раз. Некоторые слова останутся неиспользованными. Все слова даны в единственном числе именительном падеже. Для удобства вы можете сначала заполнить таблицу на черновике, а затем перенести получившуюся последовательность цифр в поле для ответа. Внимание! Ответ следует ввести одним числом, без скобок, пробелов и знаков препинания. 1. Право 2. Религия 3. Закон 4. Человечество 5. Монотеизм 6. Вера 7. Многобожие 8. Истина | ||||||||||
Правильный ответ 38764 | ||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||
Как называется теория происхождения государства, идеология которой отражена в тексте? | ||||||||||
Теологическая Это правильный ответ | ||||||||||
Органическая | ||||||||||
Патриархальная | ||||||||||
Психологическая | ||||||||||
Вопрос № 3 2 балла(ов) | ||||||||||
Выберите все суждения, характерные для сторонников этой теории. Внимание! Ответ следует ввести одним числом, без скобок, пробелов и знаков препинания, располагая цифры в порядке возрастания. 1. Непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему. 2. Для управления завоеванными народами и территориями необходим аппарат принуждения, которым и стало государство. 3. Государство — это организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа. 4. Представители — Ф. Аквинский, Ж. Маритен, Д. Мерсье. 5. Представители — Г. Гроций, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев. 6. Вступление всякого монарха на престол должно быть освящено церковью. 7. Причины происхождения государства заключаются в тех способностях, которые первобытный человек приписывал племенным вождям, жрецам, шаманам, колдунам и др. | ||||||||||
Правильный ответ 146 | ||||||||||
Задание № 8 | ||||||||||
Решите логическую задачу На одном острове живут два племени. Люди племени 1 всегда говорят правду, а люди племени 2 всегда лгут. Путешественник встречает двух туземцев и спрашивает А: «Ты из племени 2?» Тот отвечает: «Бла-бла-бла» «Он сказал «Да», – поясняет туземец Б. – «Но не верьте ему – он ужасный лжец» | ||||||||||
Вопрос № 1 2 балла(ов) | ||||||||||
К какому племени принадлежит каждый из них? Заполните на черновике таблицу, а затем перенесите получившееся число в поле для ответа. Внимание! Ответ следует ввести одним числом, без скобок, пробелов и знаков препинания. | ||||||||||
Правильный ответ 12 | ||||||||||