Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Школьный тур олимпиады по русскому языку | ||||||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||||||
8 класс. Блок № 1 | ||||||||||||||
40 минут на выполнение блока. Из них 40 минут на ввод ответов | ||||||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Какое слово синонимического ряда может быть выбрано в качестве опорного? | ||||||||||||||
1. жизнь Это правильный ответ | ||||||||||||||
2. существование | ||||||||||||||
3. бытие | ||||||||||||||
4. прозябание | ||||||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Сколько морфем в слове «безденежье»? Ответ введите цифрой. | ||||||||||||||
Правильный ответ 4 | ||||||||||||||
Вопрос № 3 6 балла(ов) | ||||||||||||||
Каким способом образованы выделенные слова? Установите соответствия. | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, в каком предложении возможны функциональные омонимы: союз и местоимение (союзное слово). | ||||||||||||||
1. Я не знала, что Валерий рисует. Это правильный ответ | ||||||||||||||
2. Я знаю, что вы мистик. (Ф. Достоевский) | ||||||||||||||
3. Душит меня мысль, что жизнь моя потеряна безвозвратно. (А. Чехов) | ||||||||||||||
4. Я говорю сейчас словами, что только раз рождаются в душе. (А. Ахматова) | ||||||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, в каком предложении слово всё иная часть речи, чем в остальных. | ||||||||||||||
1. Всё тихо – там между кустов бежал поток. (М. Лермонтов) | ||||||||||||||
2. Пред вами суд и правда – всё молчи! (М. Лермонтов) | ||||||||||||||
3. Приличье, вкус – всё так условно…(М. Лермонтов) | ||||||||||||||
4. Всё мрачней и ниже тучи опускаются над морем… (М. Горький) Это правильный ответ | ||||||||||||||
5. И было всё на небесах светло и тихо. (М. Лермонтов) | ||||||||||||||
Вопрос № 6 6 балла(ов) | ||||||||||||||
Установите соответствия. | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите неправильную глагольную форму. | ||||||||||||||
1. Я слезаю с лестницы. | ||||||||||||||
2. Слезайте наконец! | ||||||||||||||
3. Кожа слезает. | ||||||||||||||
4. Кожа слазит. Это правильный ответ | ||||||||||||||
Вопрос № 8 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Какое из следующих слов может быть понято как форма трёх разных частей речи? | ||||||||||||||
1. застой | ||||||||||||||
2. настой | ||||||||||||||
3. простой Это правильный ответ | ||||||||||||||
4. стой | ||||||||||||||
5. постой | ||||||||||||||
Вопрос № 9 6 балла(ов) | ||||||||||||||
Рассмотрите фрагменты словарных статей. Установите соответствия. | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Вопрос № 10 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Древнерусское слово «коло» означало «круг». Представленные в списке слова имеют общий исторический корень с этим словом, но среди них есть слово, попавшее в список случайно. Укажите его. | ||||||||||||||
1. колесо | ||||||||||||||
2. около | ||||||||||||||
3. колотить Это правильный ответ | ||||||||||||||
4. кольцо | ||||||||||||||
5. колея | ||||||||||||||
Вопрос № 11 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Во времена А. С. Пушкина для обозначения одного звука [’э] использовались две буквы — е и ѣ (ять). Так, слова: белизна, стрелять, беднота, верить, жена, перина, темнота, медовый — записывались так: бѣлизна, стрѣлять, бѣднота, вѣрить, жена, перина, темнота, медовый. Определите, от каких условий зависел выбор букв е или ѣ? Выявив закономерность, укажите, в каком слове её можно было увидеть. | ||||||||||||||
1. весна | ||||||||||||||
2. печь | ||||||||||||||
3. лесной Это правильный ответ | ||||||||||||||
4. земля | ||||||||||||||
Вопрос № 12 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Сколько раз звук [ш] встречается в приведённом ниже четверостишии? Ответ введите цифрой. Почто ж кичится человек? За то ль, что наг на свет явился, Что дышит он недолгий век, Что слаб умрет, как слаб родился? (А. С. Пушкин) | ||||||||||||||
Правильный ответ 6 | ||||||||||||||
Вопрос № 13 2 балла(ов) | ||||||||||||||
Прочитайте слова на белорусском языке, сравните их написание с русскими словами. Какой принцип орфографии находит отражение в написании белорусских слов? Слязiна — слеза; дабрата — доброта; любоў — любовь; блiзка — близко; адзiн — один. | ||||||||||||||
1. Исторический (традиционный) | ||||||||||||||
2. Фонетический Это правильный ответ | ||||||||||||||
3. Морфологический (морфемный) | ||||||||||||||
4. Грамматический | ||||||||||||||
5. Дифференцирующий | ||||||||||||||
6. Транслитерационный | ||||||||||||||
Вопрос № 14 6 балла(ов) | ||||||||||||||
Какой стилистический прием использован в следующих текстах? Установите соответствия. | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Вопрос № 15 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Прочитайте предложения. Укажите, в каком из них на выделенное слово падает логическое ударение. | ||||||||||||||
1. Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты (А.С. Пушкин). | ||||||||||||||
2. Как ни старался Левин преодолеть себя, он был мрачен и молчалив (Л.Н. Толстой). | ||||||||||||||
3. И еще спросил я у менялы, В сердце робость глубже притая, Как сказать мне для прекрасной Лалы, Как сказать ей, что она моя (С. Есенин). Это правильный ответ | ||||||||||||||
4. Как хороши, как свежи были розы в моем саду! (И. П. Мятлев). | ||||||||||||||
Вопрос № 16 6 балла(ов) | ||||||||||||||
Продолжите высказывания. | ||||||||||||||
| ||||||||||||||