Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Школьный тур олимпиады по русскому языку | ||||||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||||||
10 класс. Блок № 2 | ||||||||||||||
40 минут на выполнение блока. Из них 40 минут на ввод ответов | ||||||||||||||
Вопрос № 1 2 балла(ов) | ||||||||||||||
1.Какое утверждение неверно? | ||||||||||||||
1 звуки [м], [м´], [н], [н´], [л], [л´], [р], [р´],[с], [с´], являются сонорными. Это правильный ответ | ||||||||||||||
2 глухие согласные образуются без участия голосовых связок. | ||||||||||||||
3 носовыми согласными в русском языке являются звуки [м], [м´], [н], [н´] | ||||||||||||||
4 безударная позиция гласных является слабой, | ||||||||||||||
5 звуки [м], [н], [л], [р], [j], [ц], [ч], [ш´], [х] не образуют пары по глухости/звонкости | ||||||||||||||
Вопрос № 2 3 балла(ов) | ||||||||||||||
2. В каком ряду во всех словах выделенные морфемы являются словоизменительными (формообразующими)? | ||||||||||||||
1 наи-меньший, под-бежать, по-больше; | ||||||||||||||
2 собра-л-а, велич-айш-ий, наи-худший; Это правильный ответ | ||||||||||||||
3 бережн-ее, чита-л-а, издавн-а; | ||||||||||||||
4 пере-пилить, ши-л-и, весел-ей; | ||||||||||||||
5 принес-и, добр-як, кружи-ть; | ||||||||||||||
Вопрос № 3 3 балла(ов) | ||||||||||||||
3. Какое из этих слов можно понять как две разные глагольные формы? | ||||||||||||||
1 ждёшь | ||||||||||||||
2 сидишь | ||||||||||||||
3 сделаешь | ||||||||||||||
4 льёшь | ||||||||||||||
5 думаешь | ||||||||||||||
6 съешь Это правильный ответ | ||||||||||||||
Вопрос № 4 4 балла(ов) | ||||||||||||||
4. Какой частью речи являются выделенное слово в предложении? Бывало, лучину зажжет и прядет себе, глаз не смыкая (Н.). | ||||||||||||||
1 личное местоимение | ||||||||||||||
2 возвратное местоимение | ||||||||||||||
3 междометие | ||||||||||||||
4 частица Это правильный ответ | ||||||||||||||
5 притяжательное местоимение | ||||||||||||||
Вопрос № 5 3 балла(ов) | ||||||||||||||
5. В “Истории о матросе Василии Кориотском” читаем: “Атаман же, видя его молодца удалого, остра умом и зрачна, начал его вопрошати”. В каком значении употреблено слово зрачна? | ||||||||||||||
1 сильного | ||||||||||||||
2 красивого Это правильный ответ | ||||||||||||||
3 молодого | ||||||||||||||
4 глубокомысленного | ||||||||||||||
5 высокого | ||||||||||||||
6 глазастого | ||||||||||||||
Вопрос № 6 4 балла(ов) | ||||||||||||||
6. А. С. Пушкин в “Евгении Онегине” перечисляет, на чем приехали соседи на именины Татьяны: С утра дом Лариных гостями Весь полон; целыми семьями Соседи съехались в возках, В кибитках, в бричках и в санях. Раньше было очень много названий средств передвижения на лошадях. В каком из рядов есть слово (слова), которое (ые) не обозначают такое средство передвижения? | ||||||||||||||
1 дрожки, качка, шарабан, линейка | ||||||||||||||
2 фаэтон, одноколка, роспуски, колымага | ||||||||||||||
3 дровни, воз, рыдван, ландо | ||||||||||||||
4 двуколка, дормез, тарантас, дроги | ||||||||||||||
5 таратайка, фургон, кола, одноколка | ||||||||||||||
6 ни в каком Это правильный ответ | ||||||||||||||
Вопрос № 7 3 балла(ов) | ||||||||||||||
7. В каком ряду слово (слова) являются исторически однокоренными слову верста? | ||||||||||||||
1 вершок | ||||||||||||||
2 верстак | ||||||||||||||
3 вор | ||||||||||||||
4 верить | ||||||||||||||
5 вершить | ||||||||||||||
6 вертеть, поворот Это правильный ответ | ||||||||||||||
Вопрос № 8 6 балла(ов) | ||||||||||||||
8.Установите соответствие между латинскими выражениями и их переводами. | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Вопрос № 9 2 балла(ов) | ||||||||||||||
9. В каком слове элемент авто- значит не то, что в остальных? | ||||||||||||||
1 автолюбитель | ||||||||||||||
2 автосервис | ||||||||||||||
3 автошкола | ||||||||||||||
4 автострада | ||||||||||||||
5 автовокзал Это правильный ответ | ||||||||||||||
6 автостоянка | ||||||||||||||
7 автогонки | ||||||||||||||
Вопрос № 10 3 балла(ов) | ||||||||||||||
10. Выделите среди предложений инфинитивное. | ||||||||||||||
1. Грустно нам слушать осеннюю вьюгу (Некрасов). | ||||||||||||||
2. Размышлять о причинах конфликта стоит. | ||||||||||||||
3. На дворе ничего разглядеть нельзя. | ||||||||||||||
4. Работать в таких условиях было трудно. | ||||||||||||||
5. Не тебе говорить, да не мне бы слушать (Пословица). Это правильный ответ | ||||||||||||||
Вопрос № 11 2 балла(ов) | ||||||||||||||
11. Какой из жанров не относится к научному стилю? | ||||||||||||||
1. монография | ||||||||||||||
2. доклад | ||||||||||||||
3. реферат | ||||||||||||||
4. диссертация | ||||||||||||||
5. очерк Это правильный ответ | ||||||||||||||
Вопрос № 12 3 балла(ов) | ||||||||||||||
12. В каком предложении нарушены нормы лексической сочетаемости? | ||||||||||||||
1. Оплатите, пожалуйста, проезд! | ||||||||||||||
2. Итоги выборов мэра будут подведены после решения суда. | ||||||||||||||
3. Задачи, поставленные нами, достигнуты. Это правильный ответ | ||||||||||||||
4. Я не хотел бы вдаваться в подробности по этому вопросу. | ||||||||||||||
5. Фильм поможет зрителям получить мнение о России. | ||||||||||||||
Вопрос № 13 4 балла(ов) | ||||||||||||||
Сколько предложений в ряду с составным именным сказуемым? Ответ введите цифрой. 1. Савельев сегодня был в прекрасном настроении. 2. Как рано мог уж он тревожить Сердца кокеток записных! (А.С.Пушкин) 3. Изучение Антарктики и Антарктиды продолжается и будет продолжаться. 4. Новый сотрудник принят на работу. 5. Подводная часть айсберга бывает в четыре-пять раз шире надводной. | ||||||||||||||
Правильный ответ 3 | ||||||||||||||