Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Олимпиада по осмысленному чтению (лицей №31) |
Назад к списку блоков |
7 класс. Блок № 2 |
120 минут на выполнение блока. Из них 18 минут на ввод ответов |
Задание № 1 |
Прочитайте рассказ Анатолия Игнатьевича Приставкина «Фотографии» и ответьте на вопросы. «Мы жили далеко от дома, я и моя сестренка, которой было шесть лет. Чтобы она не забывала родных, раз в месяц я приводил сестренку в нашу холодную спальню, сажал на кровать и доставал конвертик с фотографиями. — Смотри, Люда, вот наша мама. Она дома, она сильно болеет. — Болеет... — повторяла девочка. — А это папа наш. Он на фронте, фашистов бьет. — Бьет… — Вот это тетя. У нас неплохая тетя. — А здесь? — Здесь мы с тобой. Вот это Людочка. А это я. И сестренка хлопала в крошечные синеватые ладошки и повторяла: "Людочка и я. Людочка и я..." Из дому пришло письмо. Чужой рукой было написано о нашей маме. И мне захотелось бежать из детского дома куда-нибудь. Но рядом была моя сестренка. И следующий вечер мы сидели, прижавшись, друг к другу, и смотрели фотографии. — Вот папа наш, он на фронте, и тетя, и маленькая Людочка... — А мама? – Мама? Где же мама? Наверное, затерялась… Но я потом найду. Зато смотри, какая у нас тетя. У нас очень хорошая тетя. Шли дни, месяцы, В морозный день, когда подушки, которыми затыкали окна, покрывались пышным инеем, почтальонша принесла маленький листок. Я держал его в руках, и у меня мерзли кончики пальцев. И что-то коченело в животе. Два дня я не приходил к сестренке. А потом мы сидели рядом, смотрели фотографии. — Вот наша тетя. Посмотри, какая у нас удивительная тетя! Просто замечательная тетя. А здесь Людочка и я... — А где же папа? — Папа? Сейчас посмотрим. — Затерялся, да? — Ага. Затерялся. И сестренка переспросила, подымая чистые испуганные глаза. — Насовсем затерялся? Шли месяцы, годы. И вдруг нам сказали, что детей возвращают в Москву к родителям. Нас обошли с тетрадкой и спросили, к кому мы собираемся ехать, кто у нас есть из родственников. А потом меня вызвала завуч и сказала, глядя в бумаги: — Мальчик, здесь на некоторое время остается часть наших воспитанников. Мы оставляем и тебя с сестренкой. Мы написали вашей тете, спрашивали, может ли она вас принять. Она, к сожалению... Мне зачитали ответ. В детдоме хлопали двери, сдвигались в кучу топчаны, скручивались матрацы. Ребята готовились в Москву. Мы сидели с сестренкой и никуда не собирались Мы разглядывали фотографии. — Вот Людочка. А вот я. — А еще? — Еще? Смотри, и здесь Людочка. И здесь... И меня много. Ведь нас очень много, правда?» |
Вопрос № 1 1 балла(ов) |
Какое влияние на творчество писателя имели следующие факты его биографии? Родился в рабочей семье. Во время войны он остался сиротой (мать умерла от туберкулёза, отец был на фронте), бродяжничал, воспитывался в детском доме. Всемирную известность Анатолию Приставкину принесла опубликованная в 1987 году повесть «Ночевала тучка золотая», затрагивающая тему депортации чеченского народа в 1944 г. В своем произведении автор попытался откровенно сказать о том, что пережил сам и что больно обожгло его душу, — мир не достоин существования, если он убивает детей. С 1992 года Анатолий Приставкин — Председатель Комиссии по помилованию при Президенте РФ. Опыт работы А. Приставкина в Комиссии нашёл отражение в его документальном романе «Долина смертной тени». |
Тема сиротского детства связана с горькими воспоминаниями писателя. |
Все произведения писателя являются документальными. |
Писатель занимался не только литературным трудом, но и общественной деятельностью. |
В произведениях писателя отразился его личный жизненный опыт, они имеют гуманистический смысл. Это правильный ответ |
Вопрос № 2 1 балла(ов) |
В каком произведении повествуется о судьбе детдомовцев братьев Кузьменышей, отправленных на Кавказ во время войны? |
«Трудное детство». |
«Долина смертной тени». |
«Ночевала тучка золотая». Это правильный ответ |
«Большая Ангара». |
Вопрос № 3 1 балла(ов) |
В какой цикл входит рассказ «Фотографии»? |
«Трудное детство». Это правильный ответ |
Сказки «Летающая тетушка». |
«Все, что мне дорого» (отрывки из дневников и писем писателя, очерки, рецензии). |
«Король Монпасье Мармелажка Первый». |
Вопрос № 4 1 балла(ов) |
Когда и где происходит действие рассказа? |
Во время Великой Отечественной войны в детском доме. Это правильный ответ |
Во время Отечественной войны 12 года в детском доме. |
Во время Гражданской войны в Москве. |
Зимой 1941 года в детдоме. |
Вопрос № 5 1 балла(ов) |
От чьего лица ведется повествование? |
От лица автора. |
От лица А. Приставкина. |
От лица человека, который в прошлом был детдомовцем. |
От лица героя-рассказчика. Это правильный ответ |
Вопрос № 6 1 балла(ов) |
Какая тема является ведущей в произведении? |
Тема войны. |
Тема одиночества. |
Тема сиротского детства. Это правильный ответ |
Тема любви. |
Вопрос № 7 1 балла(ов) |
Какие герои являются главными в рассказе? |
Осиротевшие дети. |
Мальчик и его младшая сестренка Людочка. Это правильный ответ |
Брат, сестра и их тетя. |
Брат, сестра, завуч. |
Вопрос № 8 1 балла(ов) |
Какие события составляют основу сюжета? |
Встречи детей, гибель отца, возвращение детдомовцев в Москву. |
Потеря родных, встреча с завучем. |
Рассматривание фотографий, потеря родных и «потеря» фотографий, отказ тети принять детей. Это правильный ответ |
Потеря родных, одиночество детей. |
Вопрос № 9 1 балла(ов) |
Какой цели, в понимании героя – рассказчика, служит разглядывание фотографий? |
Сестренка не должна забывать родных, ей необходимо чувствовать тепло семейных связей. Это правильный ответ |
Сестренка должна узнавать лица родных людей. |
Детям нужно помнить о потерях в семье. |
Это нужно для преодоления одиночества. |
Вопрос № 10 1 балла(ов) |
С чем связаны «потери» фотографий? |
С гибелью отца. |
Со смертью матери и отказом тети от детей. |
С потерей близких, с отказом тети от детей. Это правильный ответ |
С взрослением детей. |
Вопрос № 11 1 балла(ов) |
Сколько фотографий затерялось? |
Одна. |
Две. |
Не меньше трех. Это правильный ответ |
Все. |
Вопрос № 12 1 балла(ов) |
При помощи каких психологических деталей передана реакция мальчика на смерть? |
«Мы сидели, прижавшись друг к другу, и рассматривали фотографии», «Два дня я не приходил к сестренке». |
«И мне захотелось бежать из детского дома куда-нибудь, «я держал его в руках и у меня мерзли кончики пальцев. И что-то коченело в животе». Это правильный ответ |
«Вдруг нам сказали, что детей возвращают в Москву», «я держал его в руках и у меня мерзли кончики пальцев. И что-то коченело в животе». |
«И что-то коченело в животе», «Мы разглядывали фотографии» |
Вопрос № 13 1 балла(ов) |
Почему происходят «потери» фотографий? |
Дети теряют близких, и брат хочет уберечь сестру от горя. Это правильный ответ |
Дети перестают любить людей на фотографиях. |
Дети теряют близких. |
Брат хочет уберечь сестру от горя. |
Вопрос № 14 1 балла(ов) |
Почему в словосочетании «потеря» фотографий слово «потеря» заключено в кавычки, а в словосочетании потеря близких- нет? |
Потеря может быть реальной и мнимой. |
В кавычки заключается слово, которое обозначает то, чего нет на самом деле. |
Слово в кавычках обозначает тайные намерения героя. |
На самом деле фотографии не теряются, мальчик просто убирает их, когда близкие уходят из жизни. Во втором словосочетании слово употреблено в прямом значении. Это правильный ответ |
Вопрос № 15 1 балла(ов) |
Как и почему меняется характеристика тети в рассказе? |
Сначала герой положительно характеризует ее, а потом отрицательно, потому что она предала их. |
Характеристика не меняется, мальчик всегда положительно отзывается о тете. |
Характеристика построена по принципу градации. |
Сначала герой говорит, что она «неплохая», позже – «хорошая». Когда дети осиротели – «удивительная» и «замечательная». Мальчик надеется, что она их возьмет к себе. Это правильный ответ |
Вопрос № 16 1 балла(ов) |
Какая информация из письма тети является для мальчика главной? |
Тетя больна, поэтому не может взять на себя ответственность за судьбу детей. |
Тетя не может принять детей и отказывается от них. Это правильный ответ |
Жизнь тети очень тяжелая, она сама нуждается в помощи. |
Детям не на кого надеяться, они остались одни. |
Вопрос № 17 1 балла(ов) |
Какое значение имеет концовка рассказа –слова мальчика «Ведь нас очень много, правда?» |
Слово «много» приобретает переносный смысл. Речь идет уже не о количестве изображений, а о глубине чувств. Дети остались одни, но их согревает большое чувство любви друг другу, а мальчик берет на себя ответственность за судьбу Людочки. Это правильный ответ |
В конвертике осталось много фотографий сестры и брата. |
Сестра и брат сохраняют теплые родственные отношения и продолжают таким образом теплые семейные традиции. |
Это попытка мальчика согреть душу девочки и уберечь ее от горя. |
Вопрос № 18 1 балла(ов) |
В разговоре о рассказе высказана такая мысль: «Это печальная история: ведь не может быть радости в детской жизни, исковерканной войной ». Какой из аргументов этой позиции является наиболее убедительным? |
Самое страшное в этом рассказе – предательство. И оно тоже вызвано войной. Вероятно, у тети детей были серьезные причины, чтобы не брать их, но ведь всем в войну трудно. |
Мальчик живет с невыносимой болью в душе, ему даже выплакаться некому. Страшные открытия девочке еще предстоит сделать. |
Источником счастья для ребенка должны быть семья и дом. А дети теряют отца и мать, последний близкий человек предает их. Они обречены на горькое сиротство, и помощи им ждать неоткуда. Это правильный ответ |
История никого не может оставить равнодушным. Так хочется надеяться, что нашлась хоть одна добрая душа, и дети были обогреты кем-то. Но кому нужны эти двое ребятишек, если сирот после войны – тысячи? |
Вопрос № 19 1 балла(ов) |
В разговоре о рассказе высказана такая мысль: «Это светлая история: ведь даже война не может лишить героев счастья любви и семейного тепла». Какой из аргументов этой позиции является наиболее убедительным? |
Безмерно горе детей. Но оно порождает безмерную же любовь брата к сестре. Веришь, что они никогда не предадут друг друга. Нежная забота героя о маленькой Людочке наполняет радостью и светом жизнь детей. Семейный очаг война погасить не смогла, дети под надежной защитой любви. Это правильный ответ |
В душе осиротевших детей всегда будут жить светлые воспоминания о близких. Не случайно герой ничего не говорит о судьбе тети. Вероятно, повзрослев, он сможет понять причины отказа тети и простить ее. |
Дети не теряют веру в жизнь, источником радости для них становится общение друг с другом. |
Теплое отношение детей друг к другу помогает им найти опору в жизни. Несмотря на потери, они остаются настоящей семьей, в которой старший берет на себя ответственность за судьбу младшего. |
Вопрос № 20 1 балла(ов) |
Почему рассказ так называется? |
Фотографии – это символ связи поколений. Хотя самые родные люди ушли из жизни, благодарная память о них живет в сердцах детей. |
Через движение фотографий передана трагедия военного детства и показан подвиг любви. Родных не осталось, все их обязанности по отношению к самому маленькому члену семьи ложатся на плечи мальчика. Фотографии детей –это символ неумирающих семейных традиций. Это правильный ответ |
В восприятии детей фотографии – это трагическая летопись войны. |
Потерянные фотографии – это знаки смерти и предательства. |
Вопрос № 21 1 балла(ов) |
В каких произведениях находит отражение тема детства, опаленного войной? |
А.П. Чехов «Ванька», А.И. Куприн «Чудесный доктор». |
М. Шолохов «Нахаленок», В. Катаев «Сын полка». Это правильный ответ |
Л.Н. Толстой «Детство», А.А. Фадеев «Молодая гвардия». |
Л. Космодемьянская «Повесть о Зое и Шуре», А.П. Гайдар «Голубая чашка». |