Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
ИМ по русскому языку (Отборочный тур) | ||||||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||||||
5 класс. Блок № 1 | ||||||||||||||
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов | ||||||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||||||
В каком значении употреблено выделенное слово? …Наконец Подошел к нему отец, Говорит ему: «Послушай, Побегай в дозор, Ванюша; Я куплю тебе лубков, Дам гороху и бобов». (П.П. Ершов «Конек-горбунок») | ||||||||||||||
1. Внутренняя кора липы, используемая для плетения лаптей | ||||||||||||||
2. Лапти, сплетённые из липового лыка | ||||||||||||||
3. Красочные картинки из народной жизни, сделанные на липовых досках Это правильный ответ | ||||||||||||||
4. Шкатулки, сделанные из липы и красочно расписанные | ||||||||||||||
Вопрос № 2 4 балла(ов) | ||||||||||||||
Проанализируйте морфемный состав слов, укажите слово, которое длиннее остальных на одну морфему. | ||||||||||||||
1. Усидчивость Это правильный ответ | ||||||||||||||
2. Беспозвоночный | ||||||||||||||
3. Потихоньку | ||||||||||||||
4. Подкрепление | ||||||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите четвертое «лишнее». | ||||||||||||||
1. Вояж | ||||||||||||||
2. Упряжь | ||||||||||||||
3. Настежь Это правильный ответ | ||||||||||||||
4. Саквояж | ||||||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Сколько раз звук [ш] встречается в данной фразе? Ответ введите цифрой. Под сосною у дорожки ежик шьет козе сапожки. | ||||||||||||||
Правильный ответ 3 | ||||||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||||||
О какой букве идет речь в данном тексте? Эта буква хранит молчание примерно с 12-13вв. Она регулярно посещала собрания букв, но занимала место где-нибудь в самом конце и – помалкивала. За это время у нас многое произошло. Появились новые слова и вышли из употребления старые. Книжки стали печататься. А буква всё помалкивала, но пожирала более 8 процентов времени и бумаги и до реформы русской орфографии 1918 года стоила России очень дорого. Например, в романе Л. Толстого «Война и мир» она занимала 70 с лишним страниц. | ||||||||||||||
1. Ижица | ||||||||||||||
2. Ер Это правильный ответ | ||||||||||||||
3. Ять | ||||||||||||||
4. Фита | ||||||||||||||
Вопрос № 6 6 балла(ов) | ||||||||||||||
Установите соответствия. | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Вопрос № 7 6 балла(ов) | ||||||||||||||
Какие словари понадобятся для выполнения этих заданий? Установите соответствия. | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Вопрос № 8 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, в каком слове буква Ь не служит для обозначения мягкости предшествующего согласного звука? | ||||||||||||||
1. Косьба | ||||||||||||||
2. Моральный | ||||||||||||||
3. Дождь | ||||||||||||||
4. Мощь Это правильный ответ | ||||||||||||||
5. Банька | ||||||||||||||
Вопрос № 9 1 балла(ов) | ||||||||||||||
В каком слове буква Е не обозначает мягкость согласного? | ||||||||||||||
1. Музей | ||||||||||||||
2. Крем | ||||||||||||||
3. Интервью Это правильный ответ | ||||||||||||||
4. Шинель | ||||||||||||||
5. Схема | ||||||||||||||
6. Теорема | ||||||||||||||
Вопрос № 10 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите вариант, где ударение сохраняется на окончании. | ||||||||||||||
1. звонит - звонят Это правильный ответ | ||||||||||||||
2. кухня - кухонный | ||||||||||||||
3. окно - окон | ||||||||||||||
4. трудна - трудно | ||||||||||||||
5. брала - брало | ||||||||||||||
Вопрос № 11 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Определите, какой вид омонимов использован в данных предложениях. Несет меня лиса за тёмные леса. Деревенский старожил лес колхозный сторожил. | ||||||||||||||
1. омографы | ||||||||||||||
2. омофоны Это правильный ответ | ||||||||||||||
3. омоформы | ||||||||||||||
Вопрос № 12 1 балла(ов) | ||||||||||||||
О каком словаре говорится? Создан в середине 19 века, стал настоящей революцией в словарном деле: в него впервые были включены самые широкие слои лексики. Составитель этого замечательного словаря был и сам замечательным человеком: этнографом, языковедом, врачом, биологом, неплохим писателем. | ||||||||||||||
1. «Словарь церковно-славянского и русского языка» | ||||||||||||||
2. «Словарь Академии Российской» | ||||||||||||||
3. «Толковый словарь живого великорусского языка» Это правильный ответ | ||||||||||||||
4. «Толковый словарь русского языка» | ||||||||||||||
5. « Словарь современного русского литературного языка» | ||||||||||||||
Вопрос № 13 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, в каком словосочетании допущена ошибка. | ||||||||||||||
1. Табун коров Это правильный ответ | ||||||||||||||
2. Гурт овец | ||||||||||||||
3. Стая волков | ||||||||||||||
4. Косяк журавлей | ||||||||||||||
5. Рой пчел | ||||||||||||||
Вопрос № 14 1 балла(ов) | ||||||||||||||
У предлога о, употребляющегося с предложным падежом, есть вариант об. Выбор варианта определяется строгим правилом. Укажите ошибку в выборе варианта этого предлога. | ||||||||||||||
1. Об отце | ||||||||||||||
2. Об юноше Это правильный ответ | ||||||||||||||
3. О бабушке | ||||||||||||||
4. О девочке | ||||||||||||||
5. Об имени | ||||||||||||||
6. О весне | ||||||||||||||
Вопрос № 15 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите предложение, в котором требуется поставить одну запятую. | ||||||||||||||
1. На дурака да на пословицу и суда-то нет. | ||||||||||||||
2. Много желал да ничего не поймал. Это правильный ответ | ||||||||||||||
3. Я стал посещать музеи и галереи и читать книги. | ||||||||||||||
4.Солнце высоко стояло над парусами и лодками и играло на палубах. | ||||||||||||||
5. Травы и цветы горячо и сладко пахли на припёке. | ||||||||||||||
Вопрос № 16 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Сколько в данном фрагменте простых предложений (знаки препинания не расставлены)? Ответ введите цифрой. Поздняя осень грачи улетели Лес обнажился поля опустели Только не сжата полоска одна Грустную думу наводит она. (Н. Некрасов) | ||||||||||||||
Правильный ответ 6 | ||||||||||||||
Вопрос № 17 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Определите, какое средство языковой выразительности не использовано в данном отрывке. Совсем грустная история вышла с козленком. Это живое начинание постигла полная неудача. Козленка папа купил специально для нас. Козленок был маленький, черный, крутолобый, мелко завитой. Он походил на воротник, убежавший с папиной шубы. (Лев Кассиль «Кондуит и Швамбрания») | ||||||||||||||
1. Эпитеты | ||||||||||||||
2. Метафора Это правильный ответ | ||||||||||||||
3. Олицетворение | ||||||||||||||
4. Сравнение | ||||||||||||||