Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
ИМ по русскому языку (Отборочный тур) | ||||||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||||||
5 класс. Блок № 2 | ||||||||||||||
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов | ||||||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||||||
В каком значении употреблено выделенное слово? Двух коней, коль хошь, продай, Но конька не продавай Ни за пояс, ни за шапку, Ни за чёрную, слышь, бабку. (П.П. Ершов «Конек-горбунок») | ||||||||||||||
1. Чугунная болванка-гантель для занятий спортом | ||||||||||||||
2. Вываренная кость надкопытного сустава ноги домашнего животного, применяемая для игры Это правильный ответ | ||||||||||||||
3. Статуя с изображением старой негритянки | ||||||||||||||
4. Ручной спортивный снаряд в виде двух металлических шаров или наборов дисков, соединённых короткой рукояткой. | ||||||||||||||
Вопрос № 2 4 балла(ов) | ||||||||||||||
Проанализируйте морфемный состав слов, укажите слово, которое короче остальных на одну морфему. | ||||||||||||||
1. Невозмутимый | ||||||||||||||
2. Подсолнуховый | ||||||||||||||
3. Подкрепление Это правильный ответ | ||||||||||||||
4. Возобновлять | ||||||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите четвертое «лишнее». | ||||||||||||||
1. Типаж | ||||||||||||||
2. Гараж | ||||||||||||||
3. Замуж Это правильный ответ | ||||||||||||||
4. Багаж | ||||||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Сколько раз звук [ш] встречается в данном стихотворении? Ответ введите цифрой. Летучие мыши Всё выше и выше Летают над Лунной дорожкой. Летают летучие мыши, А где же Летучие кошки? (А. Блинов) | ||||||||||||||
Правильный ответ 6 | ||||||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||||||
О какой букве идет речь в данном тексте? Больше 200 лет назад этой буквы не было в русском алфавите. Впервые эту букву употребил русский писатель Н. М. Карамзин в 1797 году, но до сих пор её употребление не считается обязательным. | ||||||||||||||
1. Ь | ||||||||||||||
2. Ё Это правильный ответ | ||||||||||||||
3. Ъ | ||||||||||||||
4. Й | ||||||||||||||
Вопрос № 6 6 балла(ов) | ||||||||||||||
Установите соответствия. | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Вопрос № 7 6 балла(ов) | ||||||||||||||
Какие словари понадобятся для ответа на данные вопросы? Установите соответствия. | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Вопрос № 8 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, в каком слове наблюдается чередование согласных? | ||||||||||||||
1. Бомбёжка | ||||||||||||||
2. Двойняшка | ||||||||||||||
3. Воришка | ||||||||||||||
4. Дворняжка Это правильный ответ | ||||||||||||||
5. Коротышка | ||||||||||||||
Вопрос № 9 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, в каком слове буква Е не обозначает мягкость согласного? | ||||||||||||||
1. Ремарка | ||||||||||||||
2. Претендент | ||||||||||||||
3. Стресс Это правильный ответ | ||||||||||||||
4. Депутат | ||||||||||||||
5. Декада | ||||||||||||||
6. Телефон | ||||||||||||||
Вопрос № 10 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, в каком слове ударение в различных формах перемещается с одного слога на другой. | ||||||||||||||
1. Диван | ||||||||||||||
2. Патрон | ||||||||||||||
3. Город Это правильный ответ | ||||||||||||||
4. Веревка | ||||||||||||||
5. Подлесок | ||||||||||||||
Вопрос № 11 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Определите, какой вид омонимов использован в данном предложении. Не хочет косой косить косой. | ||||||||||||||
1. омографы | ||||||||||||||
2. омофоны | ||||||||||||||
3. омоформы Это правильный ответ | ||||||||||||||
Вопрос № 12 1 балла(ов) | ||||||||||||||
О каком словаре говорится? Самый известный словарь, описывающий состояние русского языка 20 века. Состоит из 4 томов. Его редактор – одна из самых ярких фигур отечественной лексикографии, профессор Московского государственного университета, долгое время возглавлявший Московскую диалектологическую комиссию. | ||||||||||||||
1. «Словарь церковно-славянского и русского языка» | ||||||||||||||
2. «Словарь Академии Российской» | ||||||||||||||
3. «Толковый словарь живого великорусского языка» | ||||||||||||||
4. «Толковый словарь русского языка» Это правильный ответ | ||||||||||||||
5. « Словарь современного русского литературного языка» | ||||||||||||||
Вопрос № 13 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, в каком словосочетании допущена ошибка. | ||||||||||||||
1. Табун лошадей | ||||||||||||||
2. Стадо волков Это правильный ответ | ||||||||||||||
3. Стая птиц | ||||||||||||||
4. Отара овец | ||||||||||||||
5. Косяк сельди | ||||||||||||||
Вопрос № 14 1 балла(ов) | ||||||||||||||
У предлога о, употребляющегося с предложным падежом, есть вариант об. Выбор варианта определяется строгим правилом. Укажите ошибку в выборе варианта этого предлога. | ||||||||||||||
1. Об армии | ||||||||||||||
2. Об улице | ||||||||||||||
3. Об яблоне Это правильный ответ | ||||||||||||||
4. Об уроке | ||||||||||||||
5. О севере | ||||||||||||||
6. О ёлке | ||||||||||||||
Вопрос № 15 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите предложение, в котором требуется поставить одну запятую. | ||||||||||||||
1. Ученье да труд к славе ведут. | ||||||||||||||
2. Мыло серо да моет бело. Это правильный ответ | ||||||||||||||
3. Он листал старые журналы и книги и записывал всё для памяти в блокнот. | ||||||||||||||
4. Деревья и травы летом и в начале осени по-весеннему сочны и свежи. | ||||||||||||||
5. Только слышится завывание ветра в снастях да тихий гул моря. | ||||||||||||||
Вопрос № 16 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Сколько в данном стихотворении простых предложений (знаки препинания не расставлены)? Ответ введите цифрой. Как-то в блюдечке варенья Я нашел стихотворенье Я конечно сразу сел И варенье быстро съел И теперь Для продолженья Этого стихотворенья Нет ни капельки варенья. (Р. Муха) | ||||||||||||||
Правильный ответ 3 | ||||||||||||||
Вопрос № 17 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Определите, какое средство языковой выразительности не использовано в данном отрывке. В аквариуме плавали золотые рыбки, волоча по дну прозрачную кисею длинных хвостов. Одна рыбка, с мордой, похожей на шлем летчика (так велики были ее глаза), подплыла к стеклу. Наглые рыбьи глаза в упор рассматривали директора. (Лев Кассиль «Кондуит и Швамбрания») | ||||||||||||||
1. Эпитеты | ||||||||||||||
2. Метафора | ||||||||||||||
3. Фразеологизм Это правильный ответ | ||||||||||||||
4. Сравнение | ||||||||||||||