Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
ИМ по русскому языку (Отборочный тур) | ||||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||||
6 класс. Блок № 1 | ||||||||||||
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов | ||||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||||
В каком значении употреблено выделенное слово? Повели коней в конюшни Десять конюхов седых, Все в нашивках золотых, Все с цветными кушаками И с сафьянными бичами. (П.П. Ершов «Конек-горбунок») | ||||||||||||
1. Старинный головной убор, расшитый золотом, серебром и жемчугом | ||||||||||||
2. Плетка, сделанная из плетеной кожи, прикрепленной к узорчатой рукоятке | ||||||||||||
3. Сумка для конской упряжи с яркой цветной вышивкой | ||||||||||||
4. По условиям старинной моды широкий яркий пояс Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 2 4 балла(ов) | ||||||||||||
Проанализируйте морфемный состав слов, укажите слово, которое короче остальных на одну морфему. | ||||||||||||
1. Подешеветь | ||||||||||||
2. Подвергнуть | ||||||||||||
3. Подвальный Это правильный ответ | ||||||||||||
4. Разоружить | ||||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||||
Сколько морфем в слове «старичьё»? Ответ введите цифрой. | ||||||||||||
Правильный ответ 4 | ||||||||||||
Вопрос № 4 3 балла(ов) | ||||||||||||
Проанализируйте фонетический состав слов. Установите соответствия. | ||||||||||||
| ||||||||||||
Вопрос № 5 3 балла(ов) | ||||||||||||
Проанализируйте, какие фонетические явления встречаются в данных словах при произношении согласных. Установите соответствия. | ||||||||||||
| ||||||||||||
Вопрос № 6 1 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите, в каком слове буква Е не обозначает мягкость согласного? | ||||||||||||
1. Шинель | ||||||||||||
2. Фанера | ||||||||||||
3. Купе Это правильный ответ | ||||||||||||
4. Пресса | ||||||||||||
5. Акварель | ||||||||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||||||||
Определите, какой вид омонимов использован в данных предложениях. Я в лес, и он влез, я за вяз, и он завяз. Дремлет старая сосна и скрипит со сна. | ||||||||||||
1. омографы | ||||||||||||
2. омофоны Это правильный ответ | ||||||||||||
3. омоформы | ||||||||||||
Вопрос № 8 5 балла(ов) | ||||||||||||
Определите, в каком значении употреблено слово «сухой» в следующих предложениях. Установите соответствия. | ||||||||||||
| ||||||||||||
Вопрос № 9 1 балла(ов) | ||||||||||||
О каком словаре говорится? Этим однотомным словарем мы часто пользуемся в обычной жизни. Впервые он был издан в 1949 году, но до сих пор дорабатывается и переиздаётся. Его автор, замечательный лингвист, занимался лексикологией и лексикографией, вопросами культуры речи и социолингвистикой, историей русского литературного языка и языком художественной литературы. | ||||||||||||
1. «Словарь русского языка» Это правильный ответ | ||||||||||||
2. «Словарь Академии Российской» | ||||||||||||
3. «Толковый словарь живого великорусского языка» | ||||||||||||
4. «Новый толковый словарь русского языка для всех, кто хочет быть грамотным» | ||||||||||||
5. « Словарь современного русского литературного языка» | ||||||||||||
Вопрос № 10 1 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите, какое средство языковой выразительности использовано в следующих предложениях. У неё в ушах золото. На полках – сплошной фарфор и хрусталь. Съел за обедом две тарелки и выпил три стакана. | ||||||||||||
1. Метонимия Это правильный ответ | ||||||||||||
2. Метафора | ||||||||||||
3. Синекдоха | ||||||||||||
4. Гипербола | ||||||||||||
Вопрос № 11 1 балла(ов) | ||||||||||||
Определите, о какой букве идёт речь. Буква эта сравнительно молода. Она появилась в азбуке только в 1735 году. Встретили её неприветливо. Писатель Александр Петрович Сумароков называл эту букву «уродом», Михаил Васильевич Ломоносов в «Российской грамматике» не включил её в азбуку. Одно из его обоснований было таким: «…ежели для иностранных выговоров вымышлять новые буквы, то будет наша азбука с китайскую». | ||||||||||||
1. Ф | ||||||||||||
2. Э Это правильный ответ | ||||||||||||
3. Ё | ||||||||||||
4. Й | ||||||||||||
Вопрос № 12 1 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите, в какой падежной форме допущена ошибка в склонении числительного. | ||||||||||||
1. Р.п. семисот шестидесяти девяти | ||||||||||||
2. Д.п. семиста шестидесяти девяти Это правильный ответ | ||||||||||||
3. Т.п. семьюстами шестьюдесятью девятью | ||||||||||||
4. П.п. о семистах шестидесяти девяти | ||||||||||||
Вопрос № 13 4 балла(ов) | ||||||||||||
Найдите и отметьте ряд, в котором все глаголы имеют окончание –ат (-ят). | ||||||||||||
1. Они увид…т, дыш…т, гон…тся, завис…т Это правильный ответ | ||||||||||||
2. Они распил…т, слыш…т, скач…т, гре…т | ||||||||||||
3. Они вылет…т, объяв…т, провер…т, бор…тся | ||||||||||||
4. Они крас…т, скро…тся, смотр…т, раскле…т | ||||||||||||
Вопрос № 14 1 балла(ов) | ||||||||||||
Как называются подобные пары слов: доверчивый - доверительный, памятный -памятливый, нестерпимый – нетерпимый, представленный- предоставленный? | ||||||||||||
1. Омонимы | ||||||||||||
2. Синонимы | ||||||||||||
3. Паронимы Это правильный ответ | ||||||||||||
4. Антонимы | ||||||||||||
Вопрос № 15 2 балла(ов) | ||||||||||||
Подбери подходящую данному предложению схему (знаки не расставлены). Я люблю строгать пилить я умею лепить головы древних воинов и бизонов и я слепил глухаря и царь-пушку. (В Драгунский) | ||||||||||||
1. [ – =], [= – =], [= -- и --], [и – = -- и -- ]. | ||||||||||||
2. [ – = -- , --], [ – = -- -- и --], и[ – = -- и --]. | ||||||||||||
3. [ – =,= ], [ – = = --и --] и [– = -- и --]. | ||||||||||||
4. [– =, =], [–= -- и --], и [– = -- и --]. Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 16 1 балла(ов) | ||||||||||||
Определите, какое средство языковой выразительности не использовано в данном отрывке. Кони ржали и храпели, Очи яхонтом горели; В мелки кольца завитой, Хвост струился золотой, И алмазные копыты Крупным жемчугом обиты. Любо-дорого смотреть! ( П. Ершов «Конек-горбунок») | ||||||||||||
1. Эпитет | ||||||||||||
2. Сравнение | ||||||||||||
3. Уменьшительно-ласкательные суффиксы Это правильный ответ | ||||||||||||
4. Метафора | ||||||||||||
5. Усеченное прилагательное | ||||||||||||
6. Риторическое восклицание | ||||||||||||
Вопрос № 17 4 балла(ов) | ||||||||||||
Миша знает пока не все правила орфографии и в корне без ударения всегда пишет гласную о. Выберите вариант, в котором он все слова напишет правильно. | ||||||||||||
1. Насл…ждение, г…рячий, г…лодный, пл…вец | ||||||||||||
2. Р…стение, предпол…гать, изг…товить, пр…стота | ||||||||||||
3. З…ря, отр…сль, предл…жить, покл…ниться | ||||||||||||
4. Г…реть, г…ристый, пор…сль, прод…лжение Это правильный ответ | ||||||||||||