Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Открытая олимпиада по осмысленному чтению (ФМЛ №31) |
Назад к списку блоков |
11 класс. Блок № 4 |
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов |
Задание № 1 |
Прочитайте краткую справку о жизни и творчестве Хорхе Луиса Борхеса и новеллу «Форма сабли» Аргентинский писатель Хорхе Луис Борхес (1889 - 1998) известен прежде всего лаконичными прозаическими фантазиями, часто маскирующими рассуждения о фундаментальных философских проблемах или же принимающими форму приключенческих либо детективных историй. Писатель является одним из самых значительных просветителей 20 века. Поразительно, что бурной культурной деятельности писателя не помешала настигшая Борхеса в самом расцвете сил наследственная болезнь – слепота. Директор Национальной библиотеки в Буэнос-Айресе, создатель антологий детективных, фантастических и приключенческих произведений, исследований в области искусства, он стал лауреатом самых престижных международных премий в области искусства. Хорхе Луис Борхес Форма сабли Его лицо уродовал лютый шрам: пепельный, почти совершенный серп, одним концом достававший висок, другим — скулу. Его настоящее имя не имеет значения. В Такуарембо все называли его «Англичанин из Ла-Колорады». Хозяин этих мест, Кардосо, не хотел продавать усадьбу, но, как говорили, англичанин прибегнул к неожиданному средству: поверил ему тайну своего ранения. Англичанин приехал с границы, из Риу-Грандиду-Сул. Ходили слухи, что там, в Бразилии, он занимался контрабандой. Здесь были заросшие травой поля, высохшие водопои. Англичанин, наводя порядок, работал наравне со своими пеонами. Говорят, он был суров до жестокости, но и в мелочах справедлив. Говорят также, что он сильно пил. Дважды в год запирался в мансарде и появлялся спустя два-три дня словно после баталии или бурной качки: бледный, трясущийся, беспокойный, но все такой же деспотичный. Я помню его холодные глаза, мускулистую худобу, серые усики. Он ни с кем не общался — правда, его испанский был плох и перемешан с бразильским. Иной почты, кроме коммерческих писем или проспектов, ему не носили. Во время моей последней поездки по департаментам Севера бурный разлив речки Карагуатб побудил меня искать ночлег в «Ла-Колораде». Я сразу же заметил, что мое появление не слишком желательно, и решил ублажить англичанина, апеллируя к самой слепой из наших страстей — патриотизму. Я сказал, что необорима страна, где господствует английский дух. Мой собеседник кивнул, но добавил с усмешкой, что он вовсе не англичанин. Он ирландец из Дангарвана. Сказал и запнулся, будто выдал секрет. После трапезы мы с ним вышли взглянуть на небо. Оно прояснилось, но из-за Южных холмов наползали, горбясь и рассекаясь молниями, новые темные тучи. В скромной столовой пеон, накрывавший ужин, подал нам бутылку рома. Мы пили долго и молча. Не знаю, который был час, когда я заметил, что захмелел. Не знаю, что на меня нашло, но, то ли от возбуждения, то ли от скуки, я завел разговор о шраме. Англичанина передернуло; был момент, когда мне подумалось, что он вышвырнет меня из дому. Но он проговорил своим обычным голосом: — Я расскажу вам историю своей раны с одним условием: не упущу ни единой мелочи, ни одного обстоятельства, приведших к позору. Я был согласен. Вот эта история, рассказанная им на английском вперемежку с испанским и португальским: «В 1922-м в одном из городков Кэннота я среди многих тайно сражался за независимость Ирландии. Некоторые из моих оставшихся в живых товарищей ныне заняты мирным трудом, другие — не парадокс ли? — сражаются на море и в пустыне под английским флагом. Один, наиболее достойный, погиб во дворе казармы, расстрелянный на рассвете еще не проспавшимися солдатами. Иные (отнюдь не самые несчастные) отдали жизнь в безымянных, почти никому не известных битвах гражданской войны. Мы были республиканцы, католики; были, наверное, романтики. Ирландия воплощала для нас не только прекрасное будущее и нестерпимое настоящее, но и горечь любимых преданий, круглые башни и бурые болота, ненависть к Парнеллу и страсть к пространным эпопеям, повествующим о похищении быков, которые перевоплощались то в героев, то в рыб и горы… Однажды на исходе дня, которого я не забуду, к нам прибыл из Мюнстера некий Джон Винсент Мун, числившийся в наших рядах. Ему было лет двадцать. Худой и хилый, он производил неприятное впечатление некоего беспозвоночного существа. С пылом и неизменным вниманием штудировал он страницу за страницей какой-то коммунистическии учебник, но диалектический материализм служил ему лишь для того, чтобы прерывать дискуссии. Причины, по которым один человек может любить или ненавидеть другого, бесчисленны. Мун же сводил мировую историю к банальным экономическим противоречиям. Утверждал, что триумф дела революции предопределен. Я сказал, что только «джентльмены» могут посвящать себя деду, сулящему проигрыш… Была ночь. Мы продолжать полемизировать в коридоре, на лестницах, потом на безлюдных улицах. Суждения Муна не производили на меня такого впечатления, как его безапелляционный, менторский тон. Новый соратник не спорил, он просто сообщал свое мнение, пренебрежительно и раздраженно. Когда мы добрались до последних домов, нас оглушил резкий ружейный выстрел. (До или после того мы шли вдоль глухой стены фабрики или казармы.) Мы бросились в какой-то темный переулок. Солдат, огромный на фоне пламени, выскочил из подожженного домика, громогласно велел нам остановиться. Я ускорил шаги, мой товарищ не шел за мною. Я обернулся. Джон Винсент Мун стоял неподвижно, как завороженный или окаменевший от ужаса. Я возвратился, одним ударом сшиб с ног солдата, тряхнул Винсента Муна, выругал и приказал следовать за собою. Но пришлось взять его под руку — им овладел смертный страх. Мы бежали в ночи, разрываемой огнями пожаров. Ружейный выстрел настиг нас, пуля обожгла Муну локоть. Когда мы петляли меж сосен, он охал и всхлипывал. В ту осень 1922-го я нашел для себя прибежище на вилле генерала Беркли. Хозяин виллы (я его никогда не видел) в ту пору занимал какой то административный пост в Бенгалии. Дому еще не минуло и века, а он уже был обшарпан и запущен, изобиловал несуразными коридорами и никому не нужными холлами. Музей и огромная библиотека занимали весь первый этаж: вздорные, противоречащие друг другу книги представляли в какой-то степени историю XIX века; ятаганы Нишапу- ра, в застывших полукружиях которых, казалось, таились вихрь и натиск сражения. Мы вошли (как мне помнится) через черный ход. Мун трясущимися сухими губами пробормотал, что наши ночные приключения были весьма интересны. Я перевязал его, подал чашку чая. И убедился, что не рана у него, а царапина. Он вдруг с изумлением промямлил: — Вы, однако, подвергали себя немалому риску. Я попросил его не беспокоиться. (Традиции гражданской войны обязывали меня поступить так, а не иначе; кроме того, арест хотя бы одного участника мог погубить все наше движение.) На следующий день к Муну вернулся былой апломб. Он взял предложенную сигарету и подверг меня строгому допросу об «экономических ресурсах нашей революционной партии». Его вопросы попадали в цель. Я сказал (и это истинная правда), что положение очень тяжелое. Грохот винтовочных выстрелов сотрясал весь Юг. Я сказал Муну, что нас ожидают товарищи. И вышел за пальто и револьвером в свою комнату. Вернувшись, увидел, что Мун с закрытыми глазами лежит на софе. Он сообщил, что у него лихорадка, и сетовал на острую боль в плече. Тут я понял, что его трусость неизлечима. Смущенно посоветовал ему беречься и распрощался. Мне было так стыдно за этого человека, словно трусом был я, а не Винсент Мун. Ведь к тому, что делает один человек, словно бы причастны все люди. Поэтому трудно считать несправедливым, если бы ослушание в одном саду пало проклятием на весь род человеческий; трудно считать несправедливым, если бы распятие одного еврея стало спасением всех людей. Может быть, и прав Шопенгауэр: я — это другие, любой человек — это все люди. Шекспир в каком-то смысле тот же несчастный Джон Винсент Мун. Дней девять мы жили на огромной вилле генерала. Об ужасах и светлых днях войны не буду говорить. Цель моя — рассказать вам о шраме, позорящем меня. Все эти девять дней у меня в памяти слились в один, за исключением предпоследнего: тогда мы ворвались в казарму и отомстили за шестнадцать — не больше и не меньше — наших товарищей, расстрелянных из пулемета в Элфине. Я выскользнул из дому на заре, в мутной дымке рассвета. К сумеркам возвратился. Мой сотоварищ ждал меня наверху, рана мешала ему спуститься на первый этаж. Я словно вижу его, листающего книгу по стратегии Ф. Н. Моуда или Клаузевица «Из всех видов вооружения предпочитаю артиллерию», — признался он мне как-то ночью. Он постоянно выведывал наши планы и с удовольствием критиковал их или корректировал. Обычно порицал «наши жалкие материальные ресурсы» и предрекал с мрачной уверенностью трагичный финал. «C’est une affaire flambee!» — шипел он. И старался мне доказать, что его трусость — пустяк в сравнении с его явным умственным превосходством. Так прошли, худо-бедно, все девять дней. На десятый город полностью оказался в руках Black and Tans . Рослые молчаливые всадники патрулировали улицы. Ветер нес пепел и гарь. На каком-то углу я видел распластанный труп, но гораздо упорнее в памяти сохранилось другое: манекен, по которому бьют солдаты, упражняясь в стрельбе среди площади… Я ушел из дому, когда занималась заря; к полудню успел возвратиться. Мун разговаривал с кем-то в библиотеке. Я понял, что говорит он по телефону. Затем услышал свое имя, затем — что вернусь я к семи, затем — просьбу, чтобы схватили меня в саду возле дома. Мой мудрый друг очень мудро меня предавал. Я слышал, как он требовал для себя гарантии безопасности. Здесь повествование мое спутывается и кончается. Знаю только, что бежал за предателем по сумрачным адским коридорам и по крутым жутким лестницам. Мун знал виллу прекрасно, много лучше меня. Раз или два я терял его из виду. Но догнал его раньше, чем меня взяли солдаты. Со стены, из генеральской оружейной коллекции выхватил короткую саблю. Этим стальным полумесяцем я навеки оставил на его лице полумесяц кровавый «Борхес, вас я не знаю и потому рассказал все есть. Так мне легче вынести ваше презрение». Рассказчик умолк. Я заметил, что у него дрожат руки. — А Мун? — спросил я. — Получил иудины деньги и уехал в Бразилию. Перед отъездом, на площади, он видел, как пьяные солдаты расстреливают манекен. Я напрасно ждал продолжения истории. Наконец спросил, что же дальше. Тогда у него вырвался стон, тогда он робким и мягким жестом указал на свой бледный кривой рубец. — Вы мне не верите? — бормотал он, — Или не видите у меня на лице эту печать моего бесчестья? Я намеренно запутывал свой рассказ, чтобы вы дослушали его до конца. Я предал человека, спасшего мне жизнь, я — Винсент Мун. А теперь презирайте меня. |
Вопрос № 1 1 балла(ов) |
Каким проблемам посвящено большинство произведений аргентинского писателя Хорхе Луиса Борхеса? |
Социальным |
Философским Это правильный ответ |
Психологическим |
Политическим |
Вопрос № 2 1 балла(ов) |
В каком жанре создано большинство прозаических произведений писателя? |
Роман |
Драма |
Повесть |
Рассказ Это правильный ответ |
Вопрос № 3 1 балла(ов) |
Какие произведения принадлежат Борхесу? |
«На Западном фронте без перемен», «Триумфальная арка» |
«Сто лет одиночества», «Осень патриарха» |
«Превращение», «Замок» |
«Роза Парацельса», «Алеф» Это правильный ответ |
Вопрос № 4 1 балла(ов) |
Когда и где и происходит действие рассказа? |
19 век, революция, Англия, Франция |
19 век, война за независимость, Франция, Бразилия |
20 век, гражданская война, Англия, Латинская Америка. Это правильный ответ |
20 век, Англо-бурская война, Германия, Латинская Америка. |
Вопрос № 5 1 балла(ов) |
В чем необычность способа повествования? |
Повествование ведется от первого лица, но о себе герой рассказывает в 3 лице. Это правильный ответ |
Повествование ведется от лица героя-рассказчика. |
В повествовании нарушена последовательность событий. |
Большое количество исторических фактов. |
Вопрос № 6 1 балла(ов) |
В чем необычность построения произведения? |
В рассказе много отступлений. |
История имеет неожиданную развязку. Это правильный ответ |
Главное место занимает описание исторических событий. |
Главное место занимают описания природы. |
Вопрос № 7 1 балла(ов) |
Кто такой Борхес в рассказе? |
Друг Винсента Муна. |
Герой, вместе в Винсентом Муном участвовавший в гражданской войне между Ирландией и Англией. |
Аргентинский писатель Борхес, поведавший реальную историю из собственной жизни. |
Герой, совершающий поездку по делам службы, случайно оказавшийся в доме «англичанина», слушатель истории. Это правильный ответ |
Вопрос № 8 1 балла(ов) |
Какая характеристика произведения наиболее точно соответствует содержанию рассказа? |
Военная биография человека. |
Исповедь молодого героя. |
История предателя, рассказанная самим предателем. Это правильный ответ |
Военная драма одного человека. |
Вопрос № 9 1 балла(ов) |
Почему рассказ начинается со слов «Его лицо уродовал лютый шрам»? |
Это наиболее яркая деталь портрета героя, перед нами исключительный герой, получивший страшное ранение при загадочных обстоятельствах. |
Истории страшного ранения и посвящен рассказ. Шрам – знак судьбы героя. Он уродует не только лицо, но и душу героя. Безымянность героя создает атмосферу таинственности. Это правильный ответ |
Начало создает особую атмосферу. |
Начало придает загадочность повествованию, тем более, что имя героя, по словам автора, не имеет значения. |
Вопрос № 10 1 балла(ов) |
О каких наиболее существенных качествах характера и образе жизни героя узнаем мы из части, предшествующей его рассказу? |
Выходец из Англии, он занимался незаконной торговлей в Бразилии, сумел приобрести имение и поддерживал в нем образцовый порядок. |
Необщителен, суров до жестокости с работниками, вынослив, неутомим в работе, страдает редкими, но глубокими запоями. Это правильный ответ |
Героя отличает мускулистая худоба, у него холодный взгляд, по происхождению он ирландец. |
Герой вызывает у окружающих чувство страха и уважения. |
Вопрос № 11 1 балла(ов) |
Каков характер войны, участником которой был Винсент Мун? |
Во время гражданской войны революционно настроенные ирландские республиканцы боролись за независимость Ирландии, англичане же боролись за сохранение Ирландии в составе Британской империи. Это правильный ответ |
Революционно настроенные республиканцы боролись с либералами за установление демократических законов в Англии. |
Целью революционеров было свержение монархии, установление демократии и строительство социализма. |
Это была война между Англией и принадлежавшими ей колониями. |
Вопрос № 12 1 балла(ов) |
Как соотносились убеждения Муна и его поступки? |
Он был сторонником учения Маркса и навязывал свои взгляды окружающим. |
Его поступки были следствием его убеждений. Революционно настроенный человек, он совершал смелые поступки. |
Винсент Мун был человеком слова и дела. Его убеждения и поступки не противоречили друг другу. |
Он придерживался коммунистических взглядов, был убежден в неизбежности победы революции, навязывал свои взгляды товарищам по борьбе, но при этом был слаб и труслив. Это правильный ответ |
Вопрос № 13 1 балла(ов) |
Какие качества характера присущи герою, от лица которого ведется повествование? |
Ограниченность, малодушие, трусость, слабость. |
Высокомерие, нетерпимое отношение к чужим взглядам, стремление к самосохранению. |
Смелость, чувство товарищества, преданность делу борьбы за свободу, способность к самопожертвованию. Это правильный ответ |
Мягкость, деликатность, добросердечность, способность выслушать ближнего и помочь ему. |
Вопрос № 14 1 балла(ов) |
О скольких проявлениях трусости Муна говорит рассказчик? |
1 |
2 Это правильный ответ |
3 |
4 |
Вопрос № 15 1 балла(ов) |
Каким было второе проявление трусости Муна? |
Мун растерялся при неожиданном столкновении с солдатом из правительственных войск. |
Мун побоялся занимать дом генерала Беркли, потому что считал его полным невидимых ловушек. |
Мун прикидывается больным, чтобы не подвергать себя опасности, в то время как его товарищи рискуют своими жизнями и мужественно вступают в неравную схватку с правительственными войсками. Это правильный ответ |
Мун «старался … доказать, что его трусость — пустяк в сравнении с его явным умственным превосходством. Так прошли, худо-бедно, все девять дней». |
Вопрос № 16 1 балла(ов) |
Почему второе проявление трусости вызывает у рассказчика чувство стыда? |
Он догадался об истинных причинах поступков Муна. |
Он вступил в сговор с Муном. |
Этому нет объяснений в рассказе. |
Муну присуще то, что присуще всем людям вообще, и герою-рассказчику в частности. Товарищ Муна испытывает чувство вины, как будто бы он совершил подлый поступок. Это правильный ответ |
Вопрос № 17 1 балла(ов) |
Почему Мун идет на предательство? |
Ему любой ценой нужно сохранить собственную жизнь. Это правильный ответ |
Мун и его товарищ стали врагами. |
У него не было другого выхода. |
Этому нет объяснений в рассказе. |
Вопрос № 18 1 балла(ов) |
Какова судьба героя-рассказчика, товарища Муна? |
Он оставил на лице Муна кровавый полумесяц, был арестован и , вероятно, расстрелян. Это правильный ответ |
Он тоже предал своих товарищей, чтобы сохранить собственную жизнь. |
Он убил Муна. |
Он уехал в Бразилию. |
Вопрос № 19 1 балла(ов) |
В разговоре об авторском отношении к герою выражено такое мнение: Винсент Мун вызывает сочувствие. Какой из аргументов этой позиции является наиболее убедительным? |
На войне случается всякое. Никто не застрахован от малодушия и слабости. Можно только посочувствовать человеку потому, что война сломала его судьбу. Просто он был совсем юным, осознание совершенной подлости пришло позже. |
Прошлое Муна обрекло его на полное одиночество. У него нет ни родных, ни близких. Ему не с кем поговорить. Он хватается за случайного гостя, как за соломинку. |
Герой, совершающий цепь подлых поступков, вызывает не осуждение, а жалость. Его горькая исповедь - знак постоянного, жгучего стыда за прошлое. Историю он рассказывает по крайней мере два раза. Таким образом он выносит себе более беспощадный приговор, чем его слушатели. Боль героя вызывает сочувствие к нему. Это правильный ответ |
Он не забыл прошлое и постоянно возвращается к страшным воспоминаниям, которые терзают его душу. |
Вопрос № 20 1 балла(ов) |
В разговоре об авторском отношении к герою выражено такое мнение: Винсент Мун заслуживает осуждения. Какой из аргументов этой позиции является наиболее убедительным? |
Рассказ представляет собой жизнеописание человека военного поколения. Автор показывает, что каждый на войне стоит перед проблемой выбора. Товарищ Муна выбирает путь чести, а Мун – путь бесчестья. |
Не может быть иным отношение к такому человеку, как Мун. |
В характере героя нет ни одной черты, вызывающей к герою симпатию. Он законченный, природный подлец. |
Для Муна характерна врожденная, неискоренимая трусость. Он дважды переживает свой позор и совершает подлое предательство, при этом пользуется своим постыдным прошлым в корыстных целях (ему продают дом после того, как он поведал историю шрама). И шрам – это не знак военной доблести, а признак душевного уродства. Это правильный ответ |
Вопрос № 21 1 балла(ов) |
В разговоре о рассказе высказана мысль о том, что последняя часть рассказа, является мастерски написанной концовкой рассказа. Какой из аргументов этой позиции является наиболее убедительным? |
Финал поражает своей неожиданностью. Оказывается, Винсент Мун – это и есть рассказчик, а того, кто говорил о Муне, скорей всего уже нет в живых. Герой говорит о себе как о предателе, заслуживающем только презрения. |
Концовка неожиданная. Она поражает своей лаконичностью и вызывает противоречивые чувства. |
Финал помогает почувствовать глубину трагедии Муна, неоднозначность характера героя и сложность его переживаний. |
Финал заставляет вернуться к рассказу. Все видится в ином свете. Мун как будто перевоплощается в убитого им человека, продолжает прерванную по его вине жизнь. Он смотрит на себя со стороны и выносит себе беспощадный приговор. Финал меняет отношение не только к герою, но и к жизни вообще: все очень сложно и неоднозначно. Это правильный ответ |
Вопрос № 22 1 балла(ов) |
В разговоре о рассказе высказана мысль о том, что последняя часть рассказа не является подходящей концовкой рассказа. Какой из аргументов этой позиции является наиболее убедительным? |
Финал выбивается из общей ткани повествования. |
Финал совершенно меняет отношение к главному герою, меняет логику характера. Если человек идет на исповедь, он должен называть вещи своими именами. А герой намеренно рассказывает о себе отстраненно, это еще одна подлость. Теперь, как бы говорит он, пожалейте меня несчастного. Это правильный ответ |
В финале не говорится о дальнейшей судьбе героев, автор также ничего не говорит о главных жизненных ценностях, которые он хотел бы утвердить в рассказе. |
В финале не говорится о дальнейшей судьбе героя, остается неясным, какие же ценности утверждает автор. |
Вопрос № 23 1 балла(ов) |
Почему рассказ так называется? |
Шрам в форме сабли - это деталь, вокруг которой сосредоточено повествование. Это след от главного жизненного поединка – между честью и бесчестием, благородством и предательством. И жизнь героя приобрела форму сабли: глубокие запои, одиночество, горькая исповедь, казнь себя – это составляет содержание существования. Предатель каждым мигом своей жизни как будто продлевает удар сабли. Его боль передается и читателям. Это правильный ответ |
Название указывает на обстоятельства действия рассказа. |
Эти слова являются ключевыми в рассказе. Они имеют важное значение для понимания характеров героев и позиции автора. |
В истории, рассказанной Муном, главное место занимает повествование о ранении. Герой не может забыть, что произошло с ним. Шрам в форме сабли служит ему постоянным напоминанием о содеянном, о собственной подлости. |
Вопрос № 24 1 балла(ов) |
Какие произведения созвучны с рассказом Борхеса и представляют собой монолог – исповедь героя. |
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник», Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» |
А.П. Чехов «Толстый и тонкий», М.Е. Салтыков - Щедрин «Премудрый пескарь» |
В.Гюго «Собор Парижской Богоматери», О. Уайльд «Мальчик-звезда» |
А.С. Пушкин «Капитанская дочка», М.Ю. Лермонтов «Мцыри» Это правильный ответ |