Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Школьный тур ВОШ по биологии | ||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||
9 класс. Блок № 1 | ||||||||||
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов | ||||||||||
Задание № 1 | ||||||||||
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 9 класс. 2016 год 1 блок (всего 42 заданий, максимум 108 балла) Дорогие ребята! Поздравляем вас с участием в I этапе Всероссийской олимпиаде школьников по биологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, – не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только биологических знаний, но и общей эрудиции. Успеха Вам в работе! Задание 1 Задание включает вопросы, к каждому из которых предложено несколько вариантов ответов. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. | ||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||
1. Наука о водорослях – | ||||||||||
1) Лихенология | ||||||||||
2) Альгология Это правильный ответ | ||||||||||
3) Эмбриология | ||||||||||
4) Териология | ||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||
2. Вода обладает выталкивающей силой, потому что – | ||||||||||
1) Ее плотность больше плотности воздуха Это правильный ответ | ||||||||||
2) Ее плотность меньше плотности воздуха | ||||||||||
3) Ее плотность равна плотности воздуха | ||||||||||
4) Вода не обладает выталкивающей силой | ||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||
3. К высшим семенным растениям относят: | ||||||||||
1) Водоросли | ||||||||||
2) Мхи | ||||||||||
3) Папоротники | ||||||||||
4) Голосеменные Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||
4. Яблоки вырастают из почек – | ||||||||||
1) Вегетативных | ||||||||||
2) Генеративных Это правильный ответ | ||||||||||
3) Придаточных | ||||||||||
4) Верхушечных | ||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||
5. У кувшинки устьица располагаются в основном: | ||||||||||
1) На нижней стороне листа | ||||||||||
2) На верхней стороне листа Это правильный ответ | ||||||||||
3) На боковой поверхности листа | ||||||||||
4) На других органах растения | ||||||||||
Вопрос № 6 1 балла(ов) | ||||||||||
6. Вклад К. Линнея в биологическую науку - | ||||||||||
1) Ввел в науку систематические категории, использующиеся в современной классификации живых организмов Это правильный ответ | ||||||||||
2) Создал клеточную теорию | ||||||||||
3) Открыл вирусы | ||||||||||
4) Создал эволюционное учение | ||||||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||||||
7. Какое простейшее из перечисленных Не вызывает заболевания у человека? | ||||||||||
1) трипаносома | ||||||||||
2) лейшмания | ||||||||||
3) лямблия | ||||||||||
4) радиолярия Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 8 1 балла(ов) | ||||||||||
8. Створки двустворчатой раковины моллюска соединяются | ||||||||||
1) эластичной складкой | ||||||||||
2) эластичной связкой Это правильный ответ | ||||||||||
3) жестким «замком» | ||||||||||
4) кальцинированной складкой | ||||||||||
Вопрос № 9 1 балла(ов) | ||||||||||
9. Хорда сохраняется в течение всей жизни у… | ||||||||||
1) белуги и осетра Это правильный ответ | ||||||||||
2) осетра и щуки | ||||||||||
3) белуги и карася | ||||||||||
4) осетра и карася | ||||||||||
Вопрос № 10 1 балла(ов) | ||||||||||
10. Пресмыкающихся НЕЛЬЗЯ встретить | ||||||||||
1) в приполярных местах обитания Это правильный ответ | ||||||||||
2) в наземно-воздушной среде обитания | ||||||||||
3) в водной среде | ||||||||||
4) среди сыпучих песков пустынь | ||||||||||
Вопрос № 11 1 балла(ов) | ||||||||||
11. Из предложенного списка выберите представителей отряда стрекозы: 1. Коромысло, 2. Лютка, 3. Красотка, 4. Водомерки, 5. Сверчок, 6. Вредная черепашка | ||||||||||
1) 1,2,3 Это правильный ответ | ||||||||||
2) 1,3,5 | ||||||||||
3) 3,4,5 | ||||||||||
4) 3,4,6 | ||||||||||
Вопрос № 12 1 балла(ов) | ||||||||||
12. Сердце впервые появилось у | ||||||||||
1) круглоротых Это правильный ответ | ||||||||||
2) амфибий | ||||||||||
3) птиц | ||||||||||
4) рептилий | ||||||||||
Вопрос № 13 1 балла(ов) | ||||||||||
13. Отряд Клювоголовые относится к | ||||||||||
1) хрящевым рыбам | ||||||||||
2) млекопитающим | ||||||||||
3) амфибиям | ||||||||||
4) рептилиям Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 14 1 балла(ов) | ||||||||||
14. Верны ли следующие суждения о строении кольчатых червей? А. У кольчатых червей замкнутая кровеносная система. Б. Кольчатые черви имеют вторичную полость тела, заполненную паренхимой. | ||||||||||
1) верно только А Это правильный ответ | ||||||||||
2) верно только Б | ||||||||||
3) верны оба суждения | ||||||||||
4) оба суждения неверны | ||||||||||
Вопрос № 15 1 балла(ов) | ||||||||||
15. Верны ли следующие суждения об особенностях грибов? А. Грибы, как и животные, по способу питания являются гетеротрофами. Б. Грибы, как и растения, обладают неограниченным ростом. | ||||||||||
1) верно только А | ||||||||||
2) верно только Б | ||||||||||
3) верны оба суждения Это правильный ответ | ||||||||||
4)оба суждения неверны | ||||||||||
Вопрос № 16 1 балла(ов) | ||||||||||
16. Верны ли следующие суждения об особенностях газообмена? А. Оксигемоглобин образуется в капиллярах альвеол. Б. Карбгемоглобин образуется в капиллярах тканей. | ||||||||||
1) верно только А | ||||||||||
2) верно только Б | ||||||||||
3) верны оба суждения Это правильный ответ | ||||||||||
4) оба суждения неверны | ||||||||||
Вопрос № 17 1 балла(ов) | ||||||||||
17. Верны ли следующие суждения об особенностях регуляции сердечно-сосудистой системы? А.Работу сердца усиливают адреналин и ионы Са2+, а замедляют ацетилхолин и ионы К+. Б. Симпатическая нервная система усиливает работу сердца, сужает сосуды, а парасимпатическая – замедляет сердечный ритм и расширяет сосуды. | ||||||||||
1) верно только А | ||||||||||
2) верно только Б | ||||||||||
3) верны оба суждения Это правильный ответ | ||||||||||
4) оба суждения неверны | ||||||||||
Вопрос № 18 1 балла(ов) | ||||||||||
18. Какая кость входит в состав лицевого отдела? | ||||||||||
1) клиновидная | ||||||||||
2) лобная | ||||||||||
3) носовая Это правильный ответ | ||||||||||
4) теменная | ||||||||||
Вопрос № 19 1 балла(ов) | ||||||||||
19. К мышцам верхней конечности относится: | ||||||||||
1) камбаловидная | ||||||||||
2) портняжная | ||||||||||
3) трехглавая Это правильный ответ | ||||||||||
4) четырехглавая | ||||||||||
Вопрос № 20 1 балла(ов) | ||||||||||
20. Какие кости не участвуют в образовании грудной клетки? | ||||||||||
1) грудина | ||||||||||
2) грудные позвонки | ||||||||||
3) ключицы Это правильный ответ | ||||||||||
4) ребра | ||||||||||
Вопрос № 21 5 балла(ов) | ||||||||||
Задание 2 Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. Выберите правильные суждения и запишите ответ в виде последовательности цифр в порядке возрастания без пробелов. 1. Мхи относятся к высшим споровым растениям; 2. У мхов впервые появляются проводящие ткани; 3. Спорофиты кукушкина льна образуются на женских растениях. 4.К членистоногим относятся пауки, раки, дождевые черви, кузнечики. 5. Членистоногие могут иметь только по 3,4,5 пар ног. 6. Хитин не пропускает ни газ, ни воду. 7. Мокрицы относятся к классу ракообразных. 8.Хитиновый покров водных ракообразных не сбрасывается. 9. Для всех пауков характерно плетение ловчей сети. | ||||||||||
Правильный ответ 12367 | ||||||||||
Вопрос № 22 4 балла(ов) | ||||||||||
Задание 3 Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. 1. Распределите предложенные химические вещества и элементы по группам: | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 23 4 балла(ов) | ||||||||||
2. Установите соответствие между типом растительной ткани и особенностями их строения и функциями: | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 24 4 балла(ов) | ||||||||||
3. Установите соответствие между группой бактерий и способ их питания: | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 25 4 балла(ов) | ||||||||||
4. Установите соответствие между частью стебля и функцией, которую она выполняет: | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 26 4 балла(ов) | ||||||||||
5. Установите соответствие между наукой и предметом ее изучения | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 27 4 балла(ов) | ||||||||||
6. Установите соответствие между органоидами цитоплазмы клетки, и функциями, которые они выполняют. | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 28 3 балла(ов) | ||||||||||
7. Установите соответствие между группами органических веществ и веществам, на которые они расщепляются в пищеварительном тракте | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 29 3 балла(ов) | ||||||||||
8. Установите соответствие между типами тканей и их свойствами | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 30 3 балла(ов) | ||||||||||
Задание 4 Задание включает вопросы с тремя вариантами верных ответов. Ответ запишите в виде последовательности цифр в порядке возрастания без пробелов. 1. В животной клетке могут находиться: 1) Целлюлозная оболочка 2) Оболочки из хитина 3) Вакуоль с клеточным соком 4) Центриоли 5) Гликокаликс 6) Ложноножки | ||||||||||
Правильный ответ 456 | ||||||||||
Вопрос № 31 3 балла(ов) | ||||||||||
2. Значение воды в клетке: 1) Придает клетке упругость 2) Определяет ее форму 3) Участвует в реакциях обмена веществ 4) Определяет окраску 5) Обеспечивает энергией 6) Регулирует процессы жизнедеятельности | ||||||||||
Правильный ответ 123 | ||||||||||
Вопрос № 32 3 балла(ов) | ||||||||||
3. Выберите отличительные особенности строения грибов: 1) Клеточная стенка содержит хитин 2) Клеточная стенка содержит целлюлозу 3) Тело представлено мицелием 4) Имеют корни 5) Сами создают органические вещества 6) Питаются готовыми органическими веществами | ||||||||||
Правильный ответ 136 | ||||||||||
Вопрос № 33 3 балла(ов) | ||||||||||
4. К видоизменениям побегов относят: 1) Колючки и волоски кактуса 2) Ловчий аппарат росянки 3) Усики гороха 4) Усы земляники 5) Колючки боярышника 6) Кладодии и филлокладии | ||||||||||
Правильный ответ 456 | ||||||||||
Вопрос № 34 3 балла(ов) | ||||||||||
5. Выберите признаки негроидной расы человека: 1) Курчавые, спирально закрученные волосы 2) Нетолстые губы 3) Неширокий выступающий нос 4) Прямые или волнистые волосы 5) Толстые губы 6) Широкий и плоский нос | ||||||||||
Правильный ответ 156 | ||||||||||
Вопрос № 35 3 балла(ов) | ||||||||||
6. Выбери из перечисленных ниже примеров атавизмы человека: 1) Хвост 2) Копчик 3) Третье веко 4) Гипертрихоз 5) Многососковость 6) Апендикс | ||||||||||
Правильный ответ 145 | ||||||||||
Вопрос № 36 3 балла(ов) | ||||||||||
7. К социальным факторам эволюции человека относят: 1) Наследственность 2) Изменчивость 3) Речь 4) Трудовая деятельность 5) Естественный отбор 6) Общественный образ жизни | ||||||||||
Правильный ответ 346 | ||||||||||
Вопрос № 37 3 балла(ов) | ||||||||||
8. Укажите особенности, характерные для аксона. 1) Длинный отросток нейрона ветвящийся только на самом конце 2) Короткий, сильноветвящийся отросток нейрона 3) Образует белое вещество мозга 4) Образует серое вещество мозга 5) Передает возбуждение от нейрона к органу 6) Передает возбуждение от рецептора к телу нейрона | ||||||||||
Правильный ответ 135 | ||||||||||
Вопрос № 38 6 балла(ов) | ||||||||||
Задание 5 Определите правильную последовательность. Ответ запишите в виде последовательности цифр без пробелов. 1. Расположите в правильном порядке органы животных согласно их эволюционному возникновению: 1) Плавательный пузырь 2) Тазовые почки 3) Хорда 4) Трехкамерное сердце 5) Матка 6) Спинной мозг | ||||||||||
Правильный ответ 361425 | ||||||||||
Вопрос № 39 6 балла(ов) | ||||||||||
2. Определите правильную последовательность этапов прорастания семени фасоли: 1) Разрыв семенной кожуры 2) Выход семядолей на поверхность 3) Набухание семени 4) Интенсивный рост зародышевого стебелька и почечки 5) Развитие настоящих листьев, отмирание семядолей 6) Интенсивный рост зародышевого корешка | ||||||||||
Правильный ответ 316425 | ||||||||||
Вопрос № 40 6 балла(ов) | ||||||||||
3. Установите последовательность соподчинения систематических категорий у представителей покрытосеменных растений, начиная с наибольшей категории: 1) Покрытосеменные 2) Белена черная 3) Двудольные 4) Белена 5) Растения 6) Пасленовые | ||||||||||
Правильный ответ 513642 | ||||||||||
Вопрос № 41 6 балла(ов) | ||||||||||
4. Определите систематическое положение человека, начиная с наивысшей систематической единицы: 1) Класс Млекопитающие 2) Тип Хордовые 3) Отряд Приматы 4) Род Люди 5) Семейство Гоминиды 6) Вид Человек разумный | ||||||||||
Правильный ответ 213546 | ||||||||||
Вопрос № 42 5 балла(ов) | ||||||||||
5. Установите последовательность этапов развития печеночного сосальщика, начиная с взрослой особи: 1) свободноживущая личинка 2) яйцо 3) личинка, живущая в прудовике 4) циста 5) взрослый червь | ||||||||||
Правильный ответ 52134 | ||||||||||