Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Школьный тур ВОШ по биологии | ||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||
10 класс. Блок № 1 | ||||||||||
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов | ||||||||||
Задание № 1 | ||||||||||
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 10-11 классы. 2016 год 1 блок (всего 43 заданий, максимум 105 баллов) Дорогие ребята! Поздравляем вас с участием в I этапе Всероссийской олимпиаде школьников по биологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, – не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только биологических знаний, но и общей эрудиции. Успеха Вам в работе! Задание 1 Задание включает вопросы, к каждому из которых предложено несколько вариантов ответов. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. | ||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||
1. Наука о водорослях – | ||||||||||
1) Лихенология | ||||||||||
2) Альгология Это правильный ответ | ||||||||||
3) Эмбриология | ||||||||||
4) Териология | ||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||
2. На каком уровне организации происходит запись наследственной информации? | ||||||||||
1) Видовом | ||||||||||
2) Клеточном | ||||||||||
3) Молекулярном Это правильный ответ | ||||||||||
4) Организменном | ||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||
3. Основные положения теории гомологичных органов и закона зародышевого сходства сформулировал: | ||||||||||
1) К.Бэр Это правильный ответ | ||||||||||
2) К.Гален | ||||||||||
3) Ч.Дарвин | ||||||||||
4) В.О.Ковалевский | ||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||
4. Высшей формой эксперимента считают | ||||||||||
1) Культивирование клеток | ||||||||||
2) Моделирование Это правильный ответ | ||||||||||
3) Наблюдение | ||||||||||
4) Хроматографию | ||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||
5. В систематике используют метод | ||||||||||
1) Классификации Это правильный ответ | ||||||||||
2) Моделирования | ||||||||||
3) Обобщения | ||||||||||
4) Сравнения | ||||||||||
Вопрос № 6 1 балла(ов) | ||||||||||
6. Синтез АТФ в клетках животных происходит в | ||||||||||
1) Лизосомах | ||||||||||
2) Митохондриях Это правильный ответ | ||||||||||
3) Пластидах | ||||||||||
4) Пластидах и митохондриях | ||||||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||||||
7. К высшим споровым растениям относят: | ||||||||||
1) Водоросли | ||||||||||
2) Мхи Это правильный ответ | ||||||||||
3) Покрытосеменные | ||||||||||
4) Голосеменные | ||||||||||
Вопрос № 8 1 балла(ов) | ||||||||||
8. Размеры и продолжительность существования спорофита в эволюции растений | ||||||||||
1) постепенно увеличиваются Это правильный ответ | ||||||||||
2) постепенно уменьшаются | ||||||||||
3) остаются прежними | ||||||||||
4) то увеличиваются, то уменьшаются | ||||||||||
Вопрос № 9 1 балла(ов) | ||||||||||
9. Яблоки вырастают из почек – | ||||||||||
1) Вегетативных | ||||||||||
2) Генеративных Это правильный ответ | ||||||||||
3) Придаточных | ||||||||||
4) Верхушечных | ||||||||||
Вопрос № 10 1 балла(ов) | ||||||||||
10. У кувшинки устьица располагаются в основном: | ||||||||||
1) На нижней стороне листа | ||||||||||
2) На верхней стороне листа Это правильный ответ | ||||||||||
3) На боковой поверхности листа | ||||||||||
4) На других органах растения | ||||||||||
Вопрос № 11 1 балла(ов) | ||||||||||
11. Вклад К. Линнея в биологическую науку - | ||||||||||
1) Ввел в науку систематические категории, использующиеся в современной классификации живых организмов Это правильный ответ | ||||||||||
2) Создал клеточную теорию | ||||||||||
3) Открыл вирусы | ||||||||||
4) Создал эволюционное учение | ||||||||||
Вопрос № 12 1 балла(ов) | ||||||||||
12. Какое простейшее из перечисленных Не вызывает заболевания у человека? | ||||||||||
1) трипаносома | ||||||||||
2) лейшмания | ||||||||||
3) лямблия | ||||||||||
4) радиолярия Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 13 1 балла(ов) | ||||||||||
13. Хорда сохраняется в течение всей жизни у… | ||||||||||
1) белуги и осетра Это правильный ответ | ||||||||||
2) осетра и щуки | ||||||||||
3) белуги и карася | ||||||||||
4) осетра и карася | ||||||||||
Вопрос № 14 1 балла(ов) | ||||||||||
14. Пресмыкающихся НЕЛЬЗЯ встретить | ||||||||||
1) в приполярных местах обитания Это правильный ответ | ||||||||||
2) в наземно-воздушной среде обитания | ||||||||||
3) в водной среде | ||||||||||
4) среди сыпучих песков пустынь | ||||||||||
Вопрос № 15 1 балла(ов) | ||||||||||
15. Из предложенного списка выберите представителей отряда стрекозы: 1. Коромысло, 2. Лютка, 3. Красотка, 4. Водомерки, 5. Сверчок, 6. Вредная черепашка | ||||||||||
1) 1,2,3 Это правильный ответ | ||||||||||
2) 1,3,5 | ||||||||||
3) 3,4,5 | ||||||||||
4) 3,4,6 | ||||||||||
Вопрос № 16 1 балла(ов) | ||||||||||
16. Сердце впервые появилось у | ||||||||||
1) круглоротых Это правильный ответ | ||||||||||
2) амфибий | ||||||||||
3) птиц | ||||||||||
4) рептилий | ||||||||||
Вопрос № 17 1 балла(ов) | ||||||||||
17. Отряд Клювоголовые относится к | ||||||||||
1) хрящевым рыбам | ||||||||||
2) млекопитающим | ||||||||||
3) амфибиям | ||||||||||
4) рептилиям Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 18 1 балла(ов) | ||||||||||
18. Верны ли следующие суждения о строении кольчатых червей? А. У кольчатых червей замкнутая кровеносная система. Б. Кольчатые черви имеют вторичную полость тела, заполненную паренхимой. | ||||||||||
1) верно только А Это правильный ответ | ||||||||||
2) верно только Б | ||||||||||
3) верны оба суждения | ||||||||||
4) оба суждения неверны | ||||||||||
Вопрос № 19 1 балла(ов) | ||||||||||
19. Верны ли следующие суждения об особенностях регуляции сердечно-сосудистой системы? А.Работу сердца усиливают адреналин и ионы Са2+, а замедляют ацетилхолин и ионы К+. Б. Симпатическая нервная система усиливает работу сердца, сужает сосуды, а парасимпатическая – замедляет сердечный ритм и расширяет сосуды. | ||||||||||
1) верно только А | ||||||||||
2) верно только Б | ||||||||||
3) верны оба суждения Это правильный ответ | ||||||||||
4) оба суждения неверны | ||||||||||
Вопрос № 20 1 балла(ов) | ||||||||||
20. Какая кость входит в состав лицевого отдела? | ||||||||||
1) клиновидная | ||||||||||
2) лобная | ||||||||||
3) носовая Это правильный ответ | ||||||||||
4) теменная | ||||||||||
Вопрос № 21 5 балла(ов) | ||||||||||
Задание 2 Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. Выберите правильные суждения и запишите ответ в виде последовательности цифр в порядке возрастания без пробелов. 1. Мхи относятся к высшим споровым растениям; 2. У мхов впервые появляются проводящие ткани; 3. Спорофиты кукушкина льна образуются на женских растениях. 4.К членистоногим относятся пауки, раки, дождевые черви, кузнечики. 5. Членистоногие могут иметь только по 3,4,5 пар ног. 6. Хитин не пропускает ни газ, ни воду. 7. Мокрицы относятся к классу ракообразных. 8.Хитиновый покров водных ракообразных не сбрасывается. 9. Для всех пауков характерно плетение ловчей сети. | ||||||||||
Правильный ответ 12367 | ||||||||||
Вопрос № 22 4 балла(ов) | ||||||||||
Задание 3 Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. 1. Установите соответствие между уровнями организации жизни и их характеристикой | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 23 4 балла(ов) | ||||||||||
2. Установите соответствие между клетками разных групп живых организмов и особенностями их строения | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 24 4 балла(ов) | ||||||||||
3. Распределите предложенные химические вещества и элементы по группам: | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 25 4 балла(ов) | ||||||||||
4. Установите соответствие между группой бактерий и способ их питания: | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 26 4 балла(ов) | ||||||||||
5. Установите соответствие между наукой и предметом ее изучения | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 27 3 балла(ов) | ||||||||||
Задание 4 Задание включает вопросы с тремя вариантами верных ответов. Ответ запишите в виде последовательности цифр в порядке возрастания без пробелов. 1. Выберите отличительные особенности строения грибов: 1) Клеточная стенка содержит хитин 2) Клеточная стенка содержит целлюлозу 3) Тело представлено мицелием 4) Имеют корни 5) Сами создают органические вещества 6) Питаются готовыми органическими веществами | ||||||||||
Правильный ответ 136 | ||||||||||
Вопрос № 28 3 балла(ов) | ||||||||||
2. К видоизменениям побегов относят: 1) Колючки и волоски кактуса 2) Ловчий аппарат росянки 3) Усики гороха 4) Усы земляники 5) Колючки боярышник 6) Кладодии и филлокладии | ||||||||||
Правильный ответ 456 | ||||||||||
Вопрос № 29 3 балла(ов) | ||||||||||
3. Выберите признаки негроидной расы человека: 1) Курчавые, спирально закрученные волосы 2) Нетолстые губы 3) Неширокий выступающий нос 4) Прямые или волнистые волосы 5) Толстые губы 6) Широкий и плоский нос | ||||||||||
Правильный ответ 156 | ||||||||||
Вопрос № 30 3 балла(ов) | ||||||||||
4. Выбери из перечисленных ниже примеров атавизмы человека: 1) Хвост 2) Копчик 3) Третье веко 4) Гипертрихоз 5) Многососковость 6) Апендикс | ||||||||||
Правильный ответ 145 | ||||||||||
Вопрос № 31 3 балла(ов) | ||||||||||
5. К социальным факторам эволюции человека относят: 1) Наследственность 2) Изменчивость 3) Речь 4) Трудовая деятельность 5) Естественный отбор 6) Общественный образ жизни | ||||||||||
Правильный ответ 346 | ||||||||||
Вопрос № 32 3 балла(ов) | ||||||||||
6. Укажите особенности, характерные для аксона. 1) Длинный отросток нейрона ветвящийся только на самом конце 2) Короткий, сильноветвящийся отросток нейрона 3) Образует белое вещество мозга 4) Образует серое вещество мозга 5) Передает возбуждение от нейрона к органу 6) Передает возбуждение от рецептора к телу нейрона | ||||||||||
Правильный ответ 135 | ||||||||||
Вопрос № 33 3 балла(ов) | ||||||||||
7. Какие компоненты являются структурами аппарата Гольджи? 1) Реснички и жгутики 2) 5-8 мембранных полостей 3) Система трубочек 4) Цилиндры 5) Гранулы, состоящие из двух субъединиц 6) Пузырьки | ||||||||||
Правильный ответ 236 | ||||||||||
Вопрос № 34 3 балла(ов) | ||||||||||
8. Какие процессы протекают в световую фазу фотосинтеза? 1) Фотолиз воды 2) Синтез АТФ 3) Образование молекул крахмала 4) Соединение водорода с молекулой – переносчиком 5) Синтез глюкозы 6) Использование энергии АТФ для синтеза углеводов | ||||||||||
Правильный ответ 124 | ||||||||||
Вопрос № 35 3 балла(ов) | ||||||||||
9. Каково биологическое значение хемосинтеза? 1) Разрушение горных пород 2) Снижение концентрации СО2 в атмосфере 3) Очищение сточных вод 4) Образование полезных ископаемых 5) Образование озонового экрана 6) Разрушение органических веществ | ||||||||||
Правильный ответ 134 | ||||||||||
Вопрос № 36 3 балла(ов) | ||||||||||
10. Какие функции выполняет вода в живом организме? 1) Сигнальную 2) Структурную 3) Транспортную 4) Электроизоляционную 5) Метаболическую 6) Участвует в образовании секретов и соков в организме | ||||||||||
Правильный ответ 356 | ||||||||||
Вопрос № 37 3 балла(ов) | ||||||||||
11. Какие функции выполняют липиды на организменном уровне организации живой материи? 1) Энергетическую 2) Резервную 3) Структурную 4) Защитную 5) Каталитическую 6) Двигательную | ||||||||||
Правильный ответ 234 | ||||||||||
Вопрос № 38 6 балла(ов) | ||||||||||
Задание 5 Определите правильную последовательность. Ответ запишите в виде последовательности цифр без пробелов. 1. Расположите в правильном порядке органы животных согласно их эволюционному возникновению: 1) Плавательный пузырь 2) Тазовые почки 3) Хорда 4) Трехкамерное сердце 5) Матка 6) Спинной мозг | ||||||||||
Правильный ответ 361425 | ||||||||||
Вопрос № 39 6 балла(ов) | ||||||||||
2. Установите последовательность соподчинения систематических категорий у представителей покрытосеменных растений, начиная с наибольшей категории: 1) Покрытосеменные 2) Белена черная 3) Двудольные 4) Белена 5) Растения 6) Пасленовые | ||||||||||
Правильный ответ 513642 | ||||||||||
Вопрос № 40 6 балла(ов) | ||||||||||
3. Установите последовательность процессов, происходящих в световой фазе фотосинтеза: 1) Переход электронов на высшие уровни 2) Поглощение кванта света 3) Образование АТФ за счет энергии возбужденных электронов и фотолиз воды 4) Образование побочного продукта – свободного кислорода 5) Возбуждение электронов в молекуле хлорофилла 6) Образование НАДФ-Н2 | ||||||||||
Правильный ответ 251346 | ||||||||||
Вопрос № 41 3 балла(ов) | ||||||||||
Задание 6 Ответьте на поставленный вопрос. Ответ запишите в виде последовательности цифр без пробелов (3 балла за правильный ответ). 1. В соматической клетке тела азиатской крысы 42 хромосомы. Какой набор хромосом имеет сперматозоид крысы? В ответе запишите только количество хромосом. | ||||||||||
Правильный ответ 21 | ||||||||||
Вопрос № 42 3 балла(ов) | ||||||||||
2. В ДНК на долю нуклеотидов с тимином приходится 14%. Определите процентное содержание нуклеотидов с гуанином, входящих в состав молекулы. В ответе запишите только соответствующее число. | ||||||||||
Правильный ответ 36 | ||||||||||
Вопрос № 43 3 балла(ов) | ||||||||||
3. Определите соотношение фенотипов у потомков при моногибридном скрещивании двух гетерозиготных организмов при неполном доминировании. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов. Цифры запишите в порядке их убывания. | ||||||||||
Правильный ответ 211 | ||||||||||