Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Школьный тур ВОШ по биологии | ||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||
10 класс. Блок № 2 | ||||||||||
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов | ||||||||||
Задание № 1 | ||||||||||
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 10-11 классы. 2016 год 2 блок (всего 43 задания, максимум 105 баллов) Дорогие ребята! Поздравляем вас с участием в I этапе Всероссийской олимпиаде школьников по биологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, – не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только биологических знаний, но и общей эрудиции. Успеха Вам в работе! Задание 1 Задание включает вопросы, к каждому из которых предложено несколько вариантов ответов. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. | ||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||
1. Наука о млекопитающих – | ||||||||||
1) Лихенология | ||||||||||
2) Альгология | ||||||||||
3) Эмбриология | ||||||||||
4) Териология Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||
2. В науке гипотезы проверяют с помощью…..метода | ||||||||||
1) Исторического | ||||||||||
2) Сравнительного | ||||||||||
3) Экспериментального Это правильный ответ | ||||||||||
4) Описательного | ||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||
3. Биогенетический закон был сформулирован | ||||||||||
1) Э.Геккелем и Ф. Мюллером Это правильный ответ | ||||||||||
2) К. Линнеем и Ж.Б.Ламарком | ||||||||||
3) Г.Харди и В.Вайнбергом | ||||||||||
4) Г Менделем и Т.Морганом | ||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||
4. Изучение основных направлений эволюционного процесса осуществляют с помощью метода | ||||||||||
1) Абстрагирования Это правильный ответ | ||||||||||
2) Моделирования | ||||||||||
3) Наблюдения | ||||||||||
4) Эксперимента | ||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||
5. Способность биосистемы восстанавливать макромолекулы, органоиды и клетки при их постепенном разрушении – это | ||||||||||
1) Самовоспроизведение | ||||||||||
2) Самообновление Это правильный ответ | ||||||||||
3) Саморазвитие | ||||||||||
4) Саморегуляция | ||||||||||
Вопрос № 6 1 балла(ов) | ||||||||||
6. Из предложенных терминов выберите царство живых организмов: | ||||||||||
1) Бактерии Это правильный ответ | ||||||||||
2) Однодольные растения | ||||||||||
3) Палочковидные бактерии | ||||||||||
4) дрожжи | ||||||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||||||
7. С помощью семян размножается: | ||||||||||
1) Кипарис Это правильный ответ | ||||||||||
2) Кукушкин лен | ||||||||||
3) Хвощ полевой | ||||||||||
4) Папоротник | ||||||||||
Вопрос № 8 1 балла(ов) | ||||||||||
8. Поводящие пучки содержат живую ткань – | ||||||||||
1) Сосуды | ||||||||||
2) Волокна | ||||||||||
3) Ситовидные трубки Это правильный ответ | ||||||||||
4) Выделительная ткань | ||||||||||
Вопрос № 9 1 балла(ов) | ||||||||||
9. У двудольных растений проводящие пучки в стебле располагаются: | ||||||||||
1) По кругу Это правильный ответ | ||||||||||
2) Хаотично | ||||||||||
3) Отсутствуют | ||||||||||
4) В шахматном порядке | ||||||||||
Вопрос № 10 1 балла(ов) | ||||||||||
10. Полость тела плоских червей заполнена | ||||||||||
1) Мышцами | ||||||||||
2) Жидкостью | ||||||||||
3) Нервными клетками | ||||||||||
4) Паренхимой Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 11 1 балла(ов) | ||||||||||
11. Размеры и продолжительность существования гаметофита в эволюции растений | ||||||||||
1) постепенно увеличиваются | ||||||||||
2) постепенно уменьшаются Это правильный ответ | ||||||||||
3) остаются прежними | ||||||||||
4) то увеличиваются, то уменьшаются | ||||||||||
Вопрос № 12 1 балла(ов) | ||||||||||
12. Веки срослись и стали прозрачными у | ||||||||||
1) гадюки обыкновенной Это правильный ответ | ||||||||||
2) среднеазиатской черепахи | ||||||||||
3) нильского крокодила | ||||||||||
4) болотной черепахи | ||||||||||
Вопрос № 13 1 балла(ов) | ||||||||||
13. Составьте характеристику представителей отряда Крокодилы: 1. Тело покрыто роговой чешуей, 2. Тело покрыто крупными роговыми щитками, 3. На задних конечностях есть плавательная перепонка, 4.Зубы конической формы, 5. В сердце почти полная перегородка, 6. Челюсти покрыты роговыми частями с режущим краем | ||||||||||
1) 2,3,4,5 Это правильный ответ | ||||||||||
2) 1,3,5,6 | ||||||||||
3) 1,2,5,6 | ||||||||||
4)1,2,3,5 | ||||||||||
Вопрос № 14 1 балла(ов) | ||||||||||
14. Вторичная полость тела (целом) впервые появилась у: | ||||||||||
1) кольчатых червей Это правильный ответ | ||||||||||
2) рыб | ||||||||||
3) позвоночных | ||||||||||
4) круглоротых | ||||||||||
Вопрос № 15 1 балла(ов) | ||||||||||
15. Выберите представителя класса Амфибий | ||||||||||
1) пиявка | ||||||||||
2) червяга Это правильный ответ | ||||||||||
3) беззубка | ||||||||||
4) бычок | ||||||||||
Вопрос № 16 1 балла(ов) | ||||||||||
16. Верны ли следующие суждения об особенностях дыхания членистоногих: А. У паукообразных дыхательная система представлена легочными мешками Б. У водных насекомых дыхание жаберное | ||||||||||
1) верно только А | ||||||||||
2) верно только Б | ||||||||||
3) верны оба суждения | ||||||||||
4) оба суждения неверны Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 17 1 балла(ов) | ||||||||||
17. Верны ли следующие суждения о регуляции пищеварения? А. Центры отделения пищеварительных соков у человека находятся в продолговатом мозге. Б. Работу пищеварительной системы усиливает симпатическая нервная система. | ||||||||||
1) верно только А Это правильный ответ | ||||||||||
2) верно только Б | ||||||||||
3) верны оба суждения | ||||||||||
4) оба суждения неверны | ||||||||||
Вопрос № 18 1 балла(ов) | ||||||||||
18. Верны ли следующие суждения об особенностях строения и работы почек? А. Нефрон является структурной и функциональной единицей почек. Б. Образование мочи идет в два этапа: фильтрация и обратное всасывание. | ||||||||||
1) верно только А | ||||||||||
2) верно только Б | ||||||||||
3) верны оба суждения Это правильный ответ | ||||||||||
4) оба суждения неверны | ||||||||||
Вопрос № 19 1 балла(ов) | ||||||||||
19. Элементарной структурной, функциональной и генетической единицей живого является | ||||||||||
1) ген | ||||||||||
2) ДНК | ||||||||||
3) клетка Это правильный ответ | ||||||||||
4) организм | ||||||||||
Вопрос № 20 1 балла(ов) | ||||||||||
20. Клетки капусты отличаются от клеток тюльпана | ||||||||||
1) наличием вакуолей | ||||||||||
2) Наличием хлоропластов | ||||||||||
3) Отсутствием гликокаликса | ||||||||||
4) Числом хромосом Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 21 5 балла(ов) | ||||||||||
Задание 2 Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. Выберите правильные суждения и запишите ответ в виде последовательности цифр в порядке возрастания без пробелов. 1. Система животных К. Линнея была искусственной, так как не устанавливала родственных связей между организмами и не учитывала всю совокупность признаков родства. 2. Единственный путь передачи бактериальной инфекции - воздушно-капельный. 3. При участии бактерий происходит биологическая очистка водоема. 4. У низших грибов – мицелий многоклеточный. 5. Почвенное питание осуществляется с помощью корня и заключается в поглощении растением необходимых минеральных солей в растворенном виде. 6. Стручок - это плод, состоящий из двух створок, к которым прикрепляются семена. 7. 15. Усики гороха и ловчие листья - это видоизменения листа. 8. Несложные циклы развития и невысокая плодовитость у животных является приспособлением к паразитизму. 9. Хвоя имеет анатомические особенности для защиты от испарения: толстый слой кутикулы, заглубление устьиц, дополнительный слой механической ткани. | ||||||||||
Правильный ответ 13579 | ||||||||||
Вопрос № 22 4 балла(ов) | ||||||||||
Задание 3 Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. 1. Установите соответствие: благодаря каким свойствам вода выполняет в живой природе ту или иную роль | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 23 4 балла(ов) | ||||||||||
2. Установите соответствие между группой веществ, входящих в состав клетки, и их свойствами: | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 24 4 балла(ов) | ||||||||||
3. Установите соответствие между типом растительной ткани и особенностями их строения и функциями: | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 25 4 балла(ов) | ||||||||||
4. Установите соответствие между представители основных этапов антропогенеза и их характерными чертами | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 26 4 балла(ов) | ||||||||||
5. Установите соответствие между органоидами цитоплазмы клетки, и функциями, которые они выполняют. | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 27 3 балла(ов) | ||||||||||
Задание 4 Задание включает вопросы с тремя вариантами верных ответов. Ответ запишите в виде последовательности цифр в порядке возрастания без пробелов. 1. Пигменты в растительной клетке могут содержаться в: 1) Вакуоли 2) Ядре 3) Хлоропластах 4) Митохондриях 5) Хромопластах 6) Лейкопластах | ||||||||||
Правильный ответ 135 | ||||||||||
Вопрос № 28 3 балла(ов) | ||||||||||
2. Выберите виды животных тканей: 1) Покровные 2) Нервная 3) Механические 4) Мышечные 5) Проводящие 6) Соединительные | ||||||||||
Правильный ответ 246 | ||||||||||
Вопрос № 29 3 балла(ов) | ||||||||||
3. Выберите признаки образовательной ткани растений: 1) Мертвые клетки 2) Живые клетки с утолщенной наружной стенкой 3) Живые тонкостенные клетки 4) Имеются устьица 5) Клетки интенсивно делятся 6) Ядро крупное, цитоплазма густая | ||||||||||
Правильный ответ 356 | ||||||||||
Вопрос № 30 3 балла(ов) | ||||||||||
4. Выбери из перечисленных ниже примеров рудименты человека: 1) Хвост 2) Копчик 3) Третье веко 4) Гипертрихоз 5) Многососковость 6) Аппендикс | ||||||||||
Правильный ответ 236 | ||||||||||
Вопрос № 31 3 балла(ов) | ||||||||||
5. Почему оленя, дельфина и бегемота относят к млекопитающим? 1) В коже имеются млечные железы 2) внутреннее оплодотворение 3) два круга кровообращения 4) детеныш развивается в матке 5) имеются легкие 6) имеется шерстный покров | ||||||||||
Правильный ответ 146 | ||||||||||
Вопрос № 32 3 балла(ов) | ||||||||||
6. Укажите особенности, характерные для автономной нервной системы: 1) Иннервирует гладкую мускулатуру 2) Иннервирует скелетную мускулатуру 3) Обеспечивает произвольные движения человека 4) Подконтрольна сознанию 5) Регулирует работу внутренних органов 6) Сознанием человека не контролируется | ||||||||||
Правильный ответ 156 | ||||||||||
Вопрос № 33 3 балла(ов) | ||||||||||
7. Укажите верные суждения: 1) Железы внутренней секреции не имеют выводных протоков 2) Вазопрессин усиливает сокращение гладких мышц матки 3) Адреналин расширяет кровеносные сосуды и снижает артериальное давление 4) Гипофиз вырабатывает нейрогормоны 5) Инсулин и глюкагон – гормоны-антагонисты 6) В состав тироксина входит йод. | ||||||||||
Правильный ответ 156 | ||||||||||
Вопрос № 34 3 балла(ов) | ||||||||||
8. Какими свойствами обладает генетический код? 1) Избыточность 2) Полимерность 3) Специфичность 4) Способность к перекрыванию 5) Универсальность 6) Многозначность | ||||||||||
Правильный ответ 135 | ||||||||||
Вопрос № 35 3 балла(ов) | ||||||||||
9. Какие процессы протекают в темновую фазу фотосинтеза? 1) Фотолиз воды 2) Синтез АТФ 3) Образование молекул крахмала 4) Соединение водорода с молекулой – переносчиком 5) Синтез глюкозы 6) Использование энергии АТФ для синтеза углеводов | ||||||||||
Правильный ответ 356 | ||||||||||
Вопрос № 36 3 балла(ов) | ||||||||||
10. В состав каких органоидов входят белки и липиды? 1) ЭПС 2) Пластид 3) Клеточного центра 4) Митохондрии 5) Микротрубочек 6) Рибосом | ||||||||||
Правильный ответ 124 | ||||||||||
Вопрос № 37 3 балла(ов) | ||||||||||
11. Какие этапы характерны для диссимиляции? 1) Транскрипция 2) Клеточное дыхание 3) Транслокация 4) Гликолиз 5) Трансляция 6) Подготовительный | ||||||||||
Правильный ответ 246 | ||||||||||
Вопрос № 38 6 балла(ов) | ||||||||||
Задание 5 Определите правильную последовательность. Ответ запишите в виде последовательности цифр без пробелов. 1. Расположите в правильном порядке этапы научных исследований 1) Выдвижение гипотезы 2) Проверка прогнозов 3) Сбор фактов и формирование проблемы 4) Получение новых фактов 5) Построение теории 6) Экспериментальная проверка гипотезы | ||||||||||
Правильный ответ 316425 | ||||||||||
Вопрос № 39 6 балла(ов) | ||||||||||
2. Расположите растения в последовательности , отражающей усложнение их строения в процессе эволюции (исторического развития): 1) Улотрикс 2) Хвощ 3) Банан 4) Хлорелла 5) Сосна 6) Сфагнум | ||||||||||
Правильный ответ 416253 | ||||||||||
Вопрос № 40 6 балла(ов) | ||||||||||
3. Установите последовательность процессов, происходящих при биосинтезе белка: 1) Сплайсинг и-РНК в ядрышке 2) Нанизывание рибосомы на и-РНК 3) Синтез и-РНК в ядре 4) Поступление и-РНК в цитоплазму 5) Сравнение кодона и-РНК и антикодона т-РНК в ФЦР (фукциональном центре рибосомы) 6) Образование пептидной связи между аминокислотами | ||||||||||
Правильный ответ 314256 | ||||||||||
Вопрос № 41 3 балла(ов) | ||||||||||
Задание 6 Ответьте на поставленный вопрос. Ответ запишите в виде последовательности цифр без пробелов (3 балла за правильный ответ). 1. В соматической клетке тела рыбы 56 хромосом. Какой набор хромосом имеет сперматозоид рыбы? В ответе запишите только количество хромосом. | ||||||||||
Правильный ответ 28 | ||||||||||
Вопрос № 42 3 балла(ов) | ||||||||||
2. В ДНК на долю нуклеотидов с аденином приходится 18%. Определите процентное содержание нуклеотидов с цитозином, входящих в состав молекулы. В ответе запишите только соответствующее число. | ||||||||||
Правильный ответ 32 | ||||||||||
Вопрос № 43 3 балла(ов) | ||||||||||
3. Определите соотношение генотипов у потомков при моногибридном скрещивании двух гетерозиготных организмов при полном доминировании. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся генотипов. Цифры запишите в порядке их убывания. | ||||||||||
Правильный ответ 211 | ||||||||||