Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Школьный тур ВОШ по русскому языку | ||||||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||||||
8 класс. Блок № 1 | ||||||||||||||
40 минут на выполнение блока. Из них 40 минут на ввод ответов | ||||||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите случай с НЕПРАВИЛЬНО обозначенным ударением. | ||||||||||||||
1. нАчал | ||||||||||||||
2. нАчала Это правильный ответ | ||||||||||||||
3. нАчало | ||||||||||||||
4. нАчали | ||||||||||||||
5. начАв | ||||||||||||||
6. начАвший | ||||||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Какое слово синонимического ряда может быть выбрано в качестве опорного? | ||||||||||||||
1. страна Это правильный ответ | ||||||||||||||
2. земля | ||||||||||||||
3. царство | ||||||||||||||
4. родина | ||||||||||||||
5. держава | ||||||||||||||
6. отчизна | ||||||||||||||
7. государство | ||||||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Названия многих произведений древнерусской литературы строились по определенному образцу: «Повесть о приходе Батыя на Рязань», «Повесть о Горе-Злочастии», «Повесть о битве на реке Калке», «Повесть о Петре и Февронии», «Повесть о погибели Русской земли». В каком значении употреблено существительное повесть в этих названиях? | ||||||||||||||
1. Мнение | ||||||||||||||
2. Песнь | ||||||||||||||
3. Слово | ||||||||||||||
4. Повествование Это правильный ответ | ||||||||||||||
5. Сказка | ||||||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||||||
В. И. Даль – автор «Толкового словаря живого великорусского языка». В этом словаре были и слова, которые Даль придумал сам, стремясь избавить современный ему литературный язык от излишних, по его мнению, заимствований. Каким способом образованы предложенные им слова? Жилобой (пульс), царь-жила (аорта), ловкосил (гимнаст), пустосмысл (фантаст) | ||||||||||||||
1. Сложение Это правильный ответ | ||||||||||||||
2. Слияние | ||||||||||||||
3. Сложно-суффиксальный | ||||||||||||||
4. Бессуффиксный | ||||||||||||||
Вопрос № 5 4 балла(ов) | ||||||||||||||
Какой принцип орфографии находит отражение в написании приведенных слов? Подберите соответствие. | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Вопрос № 6 6 балла(ов) | ||||||||||||||
Установите соответствия. | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите слово, у которого может быть двоякая словообразовательная мотивация. | ||||||||||||||
1. Проверка | ||||||||||||||
2. Премило Это правильный ответ | ||||||||||||||
3. Столик | ||||||||||||||
4. Прилет | ||||||||||||||
Вопрос № 8 3 балла(ов) | ||||||||||||||
Проанализируйте представленные ниже группы слов. Установите соответствия. | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Вопрос № 9 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Миша знает пока не все правила орфографии и в краткой форме всегда пишет одну букву н. Выберите вариант, в котором он может допустить ошибку. | ||||||||||||||
1. Тучи рассея…ы ветром. | ||||||||||||||
2. Окно было занавеше…о тёмной тканью. | ||||||||||||||
3. Студенты рассея…ы и неорганизова…ы. Это правильный ответ | ||||||||||||||
4. Парта собра…а за час. | ||||||||||||||
5. Внимание было сосредоточе…о на решении задачи. | ||||||||||||||
6. Улица устла…а снежным ковром. | ||||||||||||||
7. Вадим считал, что сестра слишком ветре…а, чтобы поручить ей серьёзное дело | ||||||||||||||
Вопрос № 10 3 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите глагол, отличающийся от всех остальных по постоянному морфологическому признаку. | ||||||||||||||
1. перемалывать | ||||||||||||||
2. подходить | ||||||||||||||
3. уезжать | ||||||||||||||
4. женить Это правильный ответ | ||||||||||||||
5. толкать | ||||||||||||||
Вопрос № 11 3 балла(ов) | ||||||||||||||
Какое из приведённых ниже названий одежды отражает то, каким способом она надевается и снимается? | ||||||||||||||
1. свитер | ||||||||||||||
2. кардиган | ||||||||||||||
3. джемпер | ||||||||||||||
4. пуловер Это правильный ответ | ||||||||||||||
5. кофта | ||||||||||||||
Вопрос № 12 5 балла(ов) | ||||||||||||||
Определите значение деепричастных оборотов. Установите соответствия. | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Вопрос № 13 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите предложение, в котором использование деепричастного оборота не соответствует современной литературной норме. | ||||||||||||||
1. Пройдя таким образом немногим более двух верст, слышится что-то похожее на шум падающих вод (М. Лермонтов). Это правильный ответ | ||||||||||||||
2. Теплозащитные свойства материала основываются на переходе его из твердого состояния в газообразное, минуя жидкую фазу (журн.). | ||||||||||||||
3. Не внемля критике суровой, Он вечно тот же, вечно новый (А. Пушкин). | ||||||||||||||
4. Он по-прежнему молчал, каменно-неподвижно опираясь на палочку (Ю. Бондарев). | ||||||||||||||
Вопрос № 14 2 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, в каком предложении слово как — иная часть речи, чем в остальных. | ||||||||||||||
1. Я помню, как детьми с румяными щеками По снегу хрупкому мы бегали с тобой (Я. Полонский). | ||||||||||||||
2. Ложился на плоский согретый камень и смотрел, как плыли облака (И. Тургенев). | ||||||||||||||
3. Как думаешь, чем кончится тревога? (А. Пушкин) Это правильный ответ | ||||||||||||||
4. Слышно было, как бьются на пароме усталые лошади (А. Фадеев) | ||||||||||||||
Вопрос № 15 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым необходимо поставить тире (знаки не расставлены). | ||||||||||||||
1. Правда как масло везде наверх всплывает (посл.) | ||||||||||||||
2. Правда всегда отважна (Ч. Диккенс). | ||||||||||||||
3. Правда хорошо а счастье лучше (посл.). Это правильный ответ | ||||||||||||||
4. Правда таинственна неуловима ее вечно приходится завоевывать заново (С. Цвейг). | ||||||||||||||
5. Правда не всегда искусство а искусство не всегда правда но правда и искусство имеют точки соприкосновения. | ||||||||||||||
Вопрос № 16 1 балла(ов) | ||||||||||||||
В 1696 году в Оксфорде была издана «Русская грамматика» - первый учебник русского языка, написанный иностранцем. Его автор Генрих Вильгельм Лудольф отмечал: «Русские говорят по-русски, а пишут по-славянски». На каком языке писали русские в XVII веке? | ||||||||||||||
1. Древнерусский | ||||||||||||||
2. Церковнославянский Это правильный ответ | ||||||||||||||
3. Общеславянский | ||||||||||||||
4. Восточнославянский | ||||||||||||||
Вопрос № 17 2 балла(ов) | ||||||||||||||
Определите, что является основным средством языковой выразительности в данном фрагменте из повести Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания». - Вот, - сказал папа, - это вам. Смотрите, ухаживайте за ним хорошенько. Козленок в ответ на это сказал «бе-е-е» и тотчас посыпал «кедровых орешков» на ковер. Потом он объел обои в кабинете и намочил на кресле. Папа, к счастью, спал в то время после обеда и ничего этого не видел. | ||||||||||||||
1. Эпитеты | ||||||||||||||
2. Фразеологизмы | ||||||||||||||
3. Эвфемизмы Это правильный ответ | ||||||||||||||
4. Сравнения | ||||||||||||||
5. Окказионализмы | ||||||||||||||