Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Школьный тур ВОШ по русскому языку | ||||||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||||||
10 класс. Блок № 1 | ||||||||||||||
40 минут на выполнение блока. Из них 40 минут на ввод ответов | ||||||||||||||
Вопрос № 1 6 балла(ов) | ||||||||||||||
Определите способ словообразования. Установите соответствия. | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите существительное, у которого принадлежность к определённому лексико-грамматическому разряду может проявляться по-разному в зависимости от значения и контекста. | ||||||||||||||
1. особняк | ||||||||||||||
2. моряк | ||||||||||||||
3. скорняк | ||||||||||||||
4. бедняк | ||||||||||||||
5. тюфяк Это правильный ответ | ||||||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите предложение, в котором нет однородных сказуемых (знаки препинания не расставлены). | ||||||||||||||
1. Сядь напиши матери письмо. Это правильный ответ | ||||||||||||||
2. Перемой всю посуду расставь ее по полкам. | ||||||||||||||
3. Собери рассортируй грибы для засолки. | ||||||||||||||
4. Вынеси хлам из дома проветри комнаты. | ||||||||||||||
Вопрос № 4 5 балла(ов) | ||||||||||||||
Определите типы придаточных предложений. Установите соответствия. | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Для какого из приведенных предложений не подходит следующая характеристика: это сложное предложение, в котором обе части являются односоставными безличными? Выберите правильный вариант ответа. | ||||||||||||||
1) Мне послышалось из разговора, будто бесполезно ждать автобуса. | ||||||||||||||
2) Мне жаль и сил, и что времени потеряно много. | ||||||||||||||
3) Никого нет, и куда столько народу подевалось? | ||||||||||||||
4) Непонятно, зачем было покупать цветы. | ||||||||||||||
5) Мне нет покоя, каждый день что-то делаешь. Это правильный ответ | ||||||||||||||
Вопрос № 6 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Среди приведённых ниже слов есть две пары этимологически родственных, одно слово в ряду лишнее. Укажите его. | ||||||||||||||
1. Утробный | ||||||||||||||
2. Утренний | ||||||||||||||
3. Утрата Это правильный ответ | ||||||||||||||
4. Внутренний | ||||||||||||||
5. Завтрак | ||||||||||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите слово, в котором пишется иная гласная после шипящих, чем в остальных словах. | ||||||||||||||
1. Сгущ…нка | ||||||||||||||
2. Туш…нка | ||||||||||||||
3. Ноч…вка | ||||||||||||||
4. Размеж…вка | ||||||||||||||
5. Дириж…р | ||||||||||||||
6. Печ…нка | ||||||||||||||
7. Изж…г | ||||||||||||||
8. Беч…вка | ||||||||||||||
9. Нож…вка Это правильный ответ | ||||||||||||||
10. Уч…ба | ||||||||||||||
Вопрос № 8 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите слово, в котором ударение падает НЕ на последний слог. | ||||||||||||||
1. Звонишь | ||||||||||||||
2. Баловать | ||||||||||||||
3. Бомбардировать | ||||||||||||||
4. Включишь | ||||||||||||||
5. Гравировать | ||||||||||||||
6. Запломбировать | ||||||||||||||
7. Облегчить | ||||||||||||||
8. Догмат Это правильный ответ | ||||||||||||||
9. Упростить | ||||||||||||||
10. Договор | ||||||||||||||
Вопрос № 9 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Определите, сколько раз встречается звук [с] в данном предложении. Ответ введите цифрой. Сборная России усиленно готовится к чемпионату мира по баскетболу. | ||||||||||||||
Правильный ответ 1 | ||||||||||||||
Вопрос № 10 5 балла(ов) | ||||||||||||||
Многие хорошо известные нам пословицы сохранились не полностью. Восстановите их, подобрав соответствия. | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Вопрос № 11 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Подберите подходящее к данному определению понятие. Приверженность книжным идеалам и фантазиям, не выдерживающим столкновения с действительностью; жажда идеала, энтузиазм, великодушие, бескорыстие, с одной стороны, и наивность, чудаковатость, склонность к иллюзиям, неумение оценить реальную обстановку, несоизмерение своих сил с силами зла, с другой. | ||||||||||||||
1. Гамлетизм | ||||||||||||||
2. Донкихотство Это правильный ответ | ||||||||||||||
3. Байронизм | ||||||||||||||
4. Обломовщина | ||||||||||||||
5. Хлестаковщина | ||||||||||||||
6. Головотяпство | ||||||||||||||
Вопрос № 12 2 балла(ов) | ||||||||||||||
В польском языке сочетание звуков [он] может передаваться по-разному: при помощи соответствующих букв «on» и при помощи особой буквы, обозначающей носовой гласный, — «ą». Поэтому эта особенность польской орфографии вызывает трудности при изучении польского языка в школе: ząb — зуб koncert — концерт dąb — дуб kongres — конгресс sąsiek — сусек montaż — монтаж Определите, в каком слове польский ученик сделал ошибку: | ||||||||||||||
1.rąk | ||||||||||||||
2. kątakt Это правильный ответ | ||||||||||||||
3. sąd | ||||||||||||||
4. mąka | ||||||||||||||
5. gąbka | ||||||||||||||
Вопрос № 13 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, в каком из отрывков, взятых из произведений А. С. Пушкина, слово «полуденный» имеет иное значение, чем в остальных. | ||||||||||||||
1. Я вижу берег отдаленный,// Земли полуденной волшебные края;// С волненьем и тоской туда стремлюся я, //Воспоминаньем упоенный… («Погасло дневное светило…») | ||||||||||||||
2. Пора покинуть скучный брег //Мне неприязненной стихии, //И средь полуденных зыбей, //Под небом Африки моей, //Вздыхать о сумрачной России. («Евгений Онегин») | ||||||||||||||
3. Нет, не агат в глазах у ней, //Но все сокровища Востока //Не стоят сладостных лучей //Ее полуденного ока. («Ответ Т. Ф.») | ||||||||||||||
4. На утренней заре пастух //Не гонит уж коров из хлева, //И в час полуденный в кружок// Их не зовет его рожок. («Евгений Онегин»). Это правильный ответ | ||||||||||||||
Вопрос № 14 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Какая буква славянской азбуки не имела числового значения (не обозначала числа)? | ||||||||||||||
1. А | ||||||||||||||
2. Б Это правильный ответ | ||||||||||||||
3. I (иже) | ||||||||||||||
4. Т | ||||||||||||||
5. Ф | ||||||||||||||
Вопрос № 15 3 балла(ов) | ||||||||||||||
Определите, какой принцип русской орфографии лежит в основе следующих орфограмм. Установите соответствия. | ||||||||||||||
| ||||||||||||||