Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Школьный тур ВОШ по русскому языку | ||||||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||||||
11 класс. Блок № 1 | ||||||||||||||
40 минут на выполнение блока. Из них 40 минут на ввод ответов | ||||||||||||||
Вопрос № 1 5 балла(ов) | ||||||||||||||
Проанализируйте значение категории числа у существительных. Установите соответствия. | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите существительное, для которого допустимы колебания в грамматической категории рода | ||||||||||||||
1. Атташе | ||||||||||||||
2. Учитель | ||||||||||||||
3. Эсперанто | ||||||||||||||
4. Вуз | ||||||||||||||
5. Боржоми Это правильный ответ | ||||||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите предложение, в котором нет однородных сказуемых (знаки препинания не расставлены). | ||||||||||||||
1. В выходной прогуляюсь по лесу наберу там грибов. | ||||||||||||||
2. Пройдусь вечером по набережной покатаюсь на катере. | ||||||||||||||
3. Пойду погуляю в саду. Это правильный ответ | ||||||||||||||
4. Перед праздниками перемою все окна протру везде пыль. | ||||||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Сравните выделенные конструкции, укажите предложение с обращением. | ||||||||||||||
1. Урал! Завет веков и вместе – предвестье будущих времен… и в наши души, точно песня, могучим басом входит он. (А. Т. Твардовский) | ||||||||||||||
2. Урал! Я нынче еду мимо, и что-то сжалося в груди: тебя, как будто край родимый, я оставляю позади. (А. Т. Твардовский) Это правильный ответ | ||||||||||||||
3. Славная осень! Морозные ночи, тихие, ясные дни… (Н. А. Некрасов) | ||||||||||||||
4. Весна, весна! И всё ей радо! (И. А. Бунин) | ||||||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Какое утверждение о роде слова его в словосочетании его доклад верно? Выберите один ответ. | ||||||||||||||
1. Это слово мужского рода; род выражен лексическим значением корня. | ||||||||||||||
2. Это слово мужского рода; род выражен синтаксически – фактом сочетания с существительным мужского рода. | ||||||||||||||
3. Это слово мужского рода; род выражен окончанием этого слова. | ||||||||||||||
4. Это слово мужского рода, но он никак не выражен. | ||||||||||||||
5. У этого слова рода нет, и поэтому род не может быть никак выражен. Это правильный ответ | ||||||||||||||
Вопрос № 6 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, какое из слов исторически восходит не к тому же корню, что все остальные. | ||||||||||||||
1. Пряжа Это правильный ответ | ||||||||||||||
2. Пряжка | ||||||||||||||
3. Упряжка | ||||||||||||||
4. Напряжение | ||||||||||||||
5. Распрягать | ||||||||||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Какое явление наблюдается в следующих парах слов? перья – пёрышко, лебедь – лебёдушка, ель – ёлка | ||||||||||||||
1. процесс падения редуцированных | ||||||||||||||
2. процесс утраты Е закрытого (ять) | ||||||||||||||
3. утрата количественных различий (закон утраты долготы-краткости) | ||||||||||||||
4. лабиализация Это правильный ответ | ||||||||||||||
Вопрос № 8 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите слово, образование которого можно мотивировать неоднозначно. | ||||||||||||||
1. Проверка | ||||||||||||||
2. Отброс | ||||||||||||||
3. Катнуть | ||||||||||||||
4. Неравенство Это правильный ответ | ||||||||||||||
Вопрос № 9 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Какое из приведенных ниже слов относится к иному словообразовательному типу, чем все остальные? | ||||||||||||||
1. Листва Это правильный ответ | ||||||||||||||
2. Жатва | ||||||||||||||
3. Клятва | ||||||||||||||
4. Молитва | ||||||||||||||
Вопрос № 10 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Образуйте от данных существительных форму родительного падежа единственного числа. В какой из них ударение падает на окончание? | ||||||||||||||
1. Лифт | ||||||||||||||
2. Бант | ||||||||||||||
3. Приз | ||||||||||||||
4. Торт | ||||||||||||||
5. Порт | ||||||||||||||
6. Шприц | ||||||||||||||
7. Тост | ||||||||||||||
8. Бинт Это правильный ответ | ||||||||||||||
9. Борт | ||||||||||||||
10. Шарф | ||||||||||||||
Вопрос № 11 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Определите, сколько раз встречается звук [с] в данном предложении. Ответ введите цифрой. Мы боялись, что лодка стукнется с размаху о берег и разлетится вдребезги. | ||||||||||||||
Правильный ответ 2 | ||||||||||||||
Вопрос № 12 6 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите, из каких словарей даны словарные статьи | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Вопрос № 13 6 балла(ов) | ||||||||||||||
Как известно, В. И. Даль собирал и фиксировал в своем словаре не только общеупотребительную лексику, но и редкие слова, в том числе диалектизмы. Соотнесите слово с его значением. | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Вопрос № 14 2 балла(ов) | ||||||||||||||
Сравните русские слова и их польские аналоги: река — rzeka пожар — pożar природа — przyroda жена — żona буря — burza пить — pić Какое польское слово изменило свое написание в процессе развития языка? | ||||||||||||||
1. krzyk | ||||||||||||||
2. rzepa | ||||||||||||||
3. żebro Это правильный ответ | ||||||||||||||
4. żyć | ||||||||||||||
5.żaba | ||||||||||||||
Вопрос № 15 3 балла(ов) | ||||||||||||||
Определите, какой принцип русской орфографии лежит в основе выделенных в словах орфограмм. Установите соответствия. | ||||||||||||||
| ||||||||||||||