Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Школьный тур ВОШ по обществознанию | ||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||
5 класс. Блок № 1 | ||||||||||
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов | ||||||||||
Задание № 1 | ||||||||||
«Да» или «нет»? Определите, являются ли верными следующие суждения. | ||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||
Одна из обязанностей граждан Российской Федерации - участвовать в управлении делами государства. | ||||||||||
Да | ||||||||||
Нет Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||
Отличительной чертой человека является способность мыслить. | ||||||||||
Да Это правильный ответ | ||||||||||
Нет | ||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||
Примером трудовой деятельности человека является приготовление обеда. | ||||||||||
Да Это правильный ответ | ||||||||||
Нет | ||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||
Биологической сущностью человека обусловлена его потребность в продолжении рода. | ||||||||||
Да Это правильный ответ | ||||||||||
Нет | ||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||
На фото - памятник С.М.Цвиллингу. | ||||||||||
Да | ||||||||||
Нет Это правильный ответ | ||||||||||
Задание № 2 | ||||||||||
Выберите один ответ — наиболее полный и правильный. | ||||||||||
Вопрос № 1 2 балла(ов) | ||||||||||
Семья переехала в другой город. Родители не торопились устроить своего 10-летнего сына в школу. В результате мальчик полгода не учился. Какое право ребёнка было нарушено? | ||||||||||
знать своих родителей | ||||||||||
свободно выражать своё мнение | ||||||||||
жить и воспитываться в семье | ||||||||||
получать образование Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 2 2 балла(ов) | ||||||||||
Укажите среди приведённых изображений один из государственных символов - флаг Российской Федерации. | ||||||||||
Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 3 2 балла(ов) | ||||||||||
Какой вывод можно сделать на основе данных изображения? | ||||||||||
русские не являются самой многочисленной национальной общностью в России | ||||||||||
Россия - многонациональное государство Это правильный ответ | ||||||||||
русские составляют менее половины населения России | ||||||||||
самыми многочисленными национальностями в России являются татары и украинцы | ||||||||||
Вопрос № 4 2 балла(ов) | ||||||||||
Взаимные отношения, деловую или дружескую связь между людьми учёные обозначают понятием | ||||||||||
общение Это правильный ответ | ||||||||||
познание | ||||||||||
мораль | ||||||||||
свобода | ||||||||||
Вопрос № 5 2 балла(ов) | ||||||||||
Пётр живёт с родителями и бабушкой. Он учится в 8 классе. Какой признак свойствен и семье, и школьному классу как малым группам? | ||||||||||
общность повседневного быта | ||||||||||
ведение совместного хозяйства | ||||||||||
кровнородственная связь | ||||||||||
прямые личные контакты Это правильный ответ | ||||||||||
Задание № 3 | ||||||||||
Установите соответствие. | ||||||||||
Вопрос № 1 5 балла(ов) | ||||||||||
Установите соответствие между потребностями человека и изображениями, иллюстрирующими их. | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 2 5 балла(ов) | ||||||||||
Установите соответствие между видами деятельности и пословицами и поговорками, которые их иллюстрируют. | ||||||||||
| ||||||||||
Задание № 4 | ||||||||||
Прочитайте текст и ответьте на вопросы. Я не люблю смотреть телевизионные передачи. Но были программы, которые я смотрел всегда: танцы на льду. Потом я устал от них и смотреть перестал — перестал систематически, смотрю только эпизодически. Больше всего мне нравится, когда те, кого считают слабыми или кто еще не вошел в обоймы «признанных», выступают удачно. Удача начинающих или удача неудачливых приносит гораздо более удовлетворения, чем удача удачников. Но дело не в этом. Больше всего меня восхищает, как «конькобежец» (так в старину называли спортсменов на льду) выправляет свои ошибки во время танца. Упал и встает, быстро вступая снова в танец, и ведет этот танец так, точно падения и не было. Это искусство, огромное искусство. Но ведь в жизни ошибок бывает гораздо больше, чем на ледяном поле. И надо уметь выходить из ошибок: исправлять их немедленно и… красиво. Да, именно красиво. Когда человек упорствует в своей ошибке или чересчур переживает, думает, что жизнь кончилась, «все погибло», — это досадно и для него и для окружающих. Окружающие испытывают неловкость не от самой ошибки, а от того, какое неумение проявляет ошибшийся в ее исправлении. Признаться в своей ошибке перед самим собой (не обязательно делать это публично: тогда это либо стыдно, либо рисовка) не всегда легко, нужен опыт. Нужен опыт, чтобы после совершенной ошибки как можно скорее и как можно легче включиться в работу, продолжить ее. И окружающим не надо понуждать человека к признанию ошибки, надо побуждать к ее исправлению; реагируя так, как реагируют зрители на соревнованиях, иногда даже награждая упавшего и легко исправившего свою ошибку радостными аплодисментами при первом же удобном случае. (Д. С. Лихачёв) | ||||||||||
Вопрос № 1 2 балла(ов) | ||||||||||
Какова основная идея текста? | ||||||||||
Для человека важно уметь признавать и исправлять свои ошибки, а также правильно относиться к ошибкам других. Это правильный ответ | ||||||||||
Просмотр телевизионных программ - танцев на льду - не приносит пользы человеку. | ||||||||||
Человеку необходимо стремиться избегать ошибок в своей деятельности. | ||||||||||
Не ошибается тот, кто ничего не делает. | ||||||||||
Вопрос № 2 3 балла(ов) | ||||||||||
Почему, по мнению автора, человеку не стоит упорствовать в своей ошибке? Выберите все верные ответы. 1. Это досадно и для человека, и для людей, которые его окружают. 2. Если человек упорствует в своей ошибке, значит, он не уважает окружающих. 3. "Человеку свойственно ошибаться, а глупцу — настаивать на своей ошибке". 4. Окружающие испытывают неловкость от того, какое неумение проявляет ошибающийся в её исправлении. 5. Признав ошибку, человек сможет скорее и легче включиться в работу, продолжить её.. 6. Это признак слабохарактерности. Внимание! Ответ следует записать одним числом, без скобок, пробелов и знаков препинания, располагая цифры в порядке возрастания. | ||||||||||
Правильный ответ 145 | ||||||||||
Вопрос № 3 3 балла(ов) | ||||||||||
Как, по мнению автора, окружающие должны реагировать на ошибку человека? Выберите все верные ответы. 1. понуждать человека к признанию ошибки 2. не понуждать человека к признанию ошибки 3. побуждать человека к исправлению ошибки 4. не побуждать человека к исправлению ошибки 5. оставить человека в покое: он сам должен во всём разобраться 6. публично указать человеку на совершённую ошибку Внимание! Ответ следует записать одним числом, без скобок, пробелов и знаков препинания, располагая цифры в порядке возрастания. | ||||||||||
Правильный ответ 23 | ||||||||||
Вопрос № 4 2 балла(ов) | ||||||||||
Если возникает непонимание между человеком, совершившим ошибку, и коллективом, возможен конфликт. Выберите неверное суждение о конфликте. | ||||||||||
причиной конфликтов между людьми часто выступает отсутствие умения слушать другого человека. | ||||||||||
к наиболее эффективным способам разрешения межличностных конфликтов можно отнести сотрудничество | ||||||||||
конфликт нельзя разрешить путём компромисса Это правильный ответ | ||||||||||
при разрешении конфликта важно понять точку зрения другого человека. | ||||||||||