Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Школьный тур ВОШ по обществознанию | ||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||
9 класс. Блок № 2 | ||||||||||
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов | ||||||||||
Задание № 1 | ||||||||||
«Да» или «нет»? Определите, являются ли верными следующие суждения. | ||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||
С появлением капиталистических отношений и промышленного производства воздействие человека на природу стало снижаться. | ||||||||||
Да | ||||||||||
Нет Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||
Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом Конституции, нрав и свобод человека и гражданина. | ||||||||||
Да Это правильный ответ | ||||||||||
Нет | ||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||
Социальная группа представлена общностью взаимодействующих и объединённых общими интересами индивидов, помогающих друг другу в достижении личных и групповых целей. | ||||||||||
Да Это правильный ответ | ||||||||||
Нет | ||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||
Предпринимательская деятельность не предполагает организацию и управление хозяйственным процессом. | ||||||||||
Да | ||||||||||
Нет Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||
Охрана природы, забота о детях и нетрудоспособных родителях - примеры социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации. | ||||||||||
Да | ||||||||||
Нет Это правильный ответ | ||||||||||
Задание № 2 | ||||||||||
Выберите один ответ — наиболее полный и правильный. | ||||||||||
Вопрос № 1 2 балла(ов) | ||||||||||
Какое слово пропущено в таблице? | ||||||||||
бухгалтерские | ||||||||||
экономические | ||||||||||
переменные Это правильный ответ | ||||||||||
предельные | ||||||||||
Вопрос № 2 3 балла(ов) | ||||||||||
Рассмотрите изображение. Выберите суждение, верно характеризующее его. | ||||||||||
Общество проходит ряд исторических, последовательных этапов, заменяющих друг друга. | ||||||||||
Восточную цивилизацию отличает иерархическая структура общества, деление его на сословия или касты. | ||||||||||
В доиндустриальном обществе основным производителем является не человек, а природа. Эту стадию также принято называть традиционной или аграрной. | ||||||||||
Отношение цивилизации Востока к природе построены на принципе слияния с ней, а важнейшими социальными ценностями Запада признаны способность и готовность к изменениям, новациям. Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 3 2 балла(ов) | ||||||||||
Какой элемент формы Российского государства представлен на приведённом изображении? | ||||||||||
республиканская форма правления | ||||||||||
федеративное государственное устройство Это правильный ответ | ||||||||||
демократический политический режим | ||||||||||
правовое государство | ||||||||||
Вопрос № 4 2 балла(ов) | ||||||||||
Диоген Лаэртский, передал слова Сократа в такой форме: «Иные люди живут, чтобы есть, а я ем, чтобы жить». Данное высказывание говорит об индивидуальности такого понятия как | ||||||||||
потребности Это правильный ответ | ||||||||||
способности | ||||||||||
сознание | ||||||||||
мышление | ||||||||||
Вопрос № 5 2 балла(ов) | ||||||||||
Студентка университета, 17-летняя Мария, в феврале устроилась на работу, а в мае попросила предоставить ей учебный отпуск для сдачи экзаменов. Администрация фирмы отказала Марии. Выберите суждение, содержащее верную правовую оценку данной ситуации. | ||||||||||
Администрация права, так как другие сотрудники уже запланировали отпуска на это время. | ||||||||||
Администрация неправа, так как всем работникам следует предоставлять отпуск по их требованию. | ||||||||||
Администрация неправа, так как закон предписывает отпускать студентов вузов на период сессии в учебный отпуск. Это правильный ответ | ||||||||||
Администрация права, так как Мария не отработала на предприятии полугода. | ||||||||||
Задание № 3 | ||||||||||
Установите соответствие. | ||||||||||
Вопрос № 1 5 балла(ов) | ||||||||||
Соотнесите фрагменты из литературных произведений и исторических источников с соответствующими им формами государства. | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 2 5 балла(ов) | ||||||||||
Определите, какие типы культуры представлены в помещенных ниже отрывках: 1. массовая 2. элитарная 3. народная А) «Радио и Джульетта» — балет, придуманный известным словенским хореографом Эдвардом Клюгом получасовой балет на музыку рок-группы группы Radiohead. В «Радио и Джульетта» шесть танцовщиков и одна балерина наскоро пересказывают избранные сцены шекспировской драмы, а музыка Radiohead в который раз убеждает, что «нет повести печальнее на свете». Б) Телеафиша 18:50 на Первом канале смотрите «Поле чудес» «Леонид Якубович каждую пятницу приглашает игроков в студию... отгадывать слова». В) «Мама, помнишь ту китайскую вазу из фарфора, - спрашивает дочь, - которая передается по наследству из поколения в поколение? - Конечно, помню. А что? - Да ничего. Просто мое поколение прервало эту традицию». Г) «Социальная сеть - поиск одноклассников, однокурсников, коллег и знакомых в регионах России, СНГ и др. странах. Возможность общаться на форумах, в сообществах и группах по интересам, размещать фотографии». Д) «Ах вы, сени мои, сени, Сени новые мои, Сени новые, кленовые, Решетчатые! Как и мне по вам, по сенечкам, Не хаживати, Мне мила друга за рученьку Не важивати!». Е) «Все то, что я писал в те времена, сводилось неизбежно к многоточью. Я падал, не расстегиваясь, на постель свою. И ежели я ночью отыскивал звезду на потолке, она, согласно правилам сгоранья, сбегала на подушку по щеке быстрей, чем я загадывал желанье.» (И. Бродский) Для удобства вы можете сначала заполнить на черновике таблицу, а затем перенести получившуюся последовательность цифр в поле для ответа. Внимание! Ответ следует ввести одним числом, без скобок, пробелов и знаков препинания! | ||||||||||
Правильный ответ 213132 | ||||||||||
Задание № 4 | ||||||||||
Прочитайте текст и ответьте на вопросы. Конвенция о правах ребёнка (извлечения) Статья 1 Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. <...> Статья 7 1. Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.<...> Статья 8 1. Государства - участники обязуются уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства.<...> Статья 12 1. Государства - участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка. 2. С этой целью ребенку, в частности, представляется возможность быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего ребенка, либо непосредственно, либо через представителя или соответствующий орган в порядке, предусмотренном процессуальными нормами национального законодательства. Статья 13 1. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка. 2. Осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям, однако этими ограничениями могут быть только те ограничения, которые предусмотрены законом и которые необходимы: a) для уважения прав и репутации других лиц; или б) для охраны государственной безопасности, или общественного порядка, или здоровья, или нравственности населения. Статья 14 1. Государства - участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии. 2. Государства - участники уважают права и обязанности родителей и в соответствующих случаях законных опекунов руководить ребенком в осуществлении его права методом, согласующимся с развивающимися способностями ребенка.<...> | ||||||||||
Вопрос № 1 2 балла(ов) | ||||||||||
Что Конвенция относит к индивидуальности ребёнка? | ||||||||||
имя, отпечатки пальцев, голос | ||||||||||
гражданство, имя, семейные связи Это правильный ответ | ||||||||||
отпечатки пальцев, дату рождения, имя | ||||||||||
гражданство, дату рождения, цвет глаз | ||||||||||
Вопрос № 2 2 балла(ов) | ||||||||||
Как Конвенция защищает права ребёнка свободно выражать свои взгляды по касающимся его вопросам? | ||||||||||
Родители или законные представители руководят ребёнком. | ||||||||||
Ребёнок получает воспитание и образование. | ||||||||||
Ребёнок регистрируется сразу после рождения и получает гражданство. | ||||||||||
Ребёнок может быть заслушан в ходе судебного разбирательства. Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 3 2 балла(ов) | ||||||||||
Верны ли следующие суждения о праве ребёнка свободно выражать свои взгляды по касающимся его вопросам? А. Собственные взгляды ребёнка воспринимаются и учитываются родителями, исходя из возраста и зрелости ребёнка. Б. Собственные взгляды ребёнка должны всегда учитываться родителями при выборе для него школы и других образовательных учреждений. | ||||||||||
верно только А Это правильный ответ | ||||||||||
верно только Б | ||||||||||
верны оба суждения | ||||||||||
оба суждения неверны | ||||||||||
Вопрос № 4 3 балла(ов) | ||||||||||
Каким термином правоведы называют досрочное признание несовершеннолетнего полностью дееспособным? | ||||||||||
дееспособность | ||||||||||
правоспособность | ||||||||||
эмансипация Это правильный ответ | ||||||||||
принятие гражданства | ||||||||||
Вопрос № 5 3 балла(ов) | ||||||||||
Пятилетняя Даша рисовала на асфальте цветочки. Дворник запретил девочке пачкать асфальт, предложив ей рисовать дома в альбоме. Вы берите верную правовую оценку действий дворника с точки зрения норм Конвенции: | ||||||||||
Действия дворника правомерны - он отвечает за чистоту в доме. | ||||||||||
Действия дворника правомерны - не все жильцы хотят смотреть на рисунки Даши. | ||||||||||
Действия дворника неправомерны - ребёнок может рисовать там, где хочет. | ||||||||||
Действия дворника неправомерны - ребёнок выражал своё мнение, не нарушая ничьих прав. Это правильный ответ | ||||||||||