Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Школьный тур ВОШ по обществознанию | ||||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||||
11 класс. Блок № 1 | ||||||||||||
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов | ||||||||||||
Задание № 1 | ||||||||||||
«Да» или «нет»? Определите, являются ли верными следующие суждения. | ||||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||||
Концепция примирения Запада и Востока была разработана П. Я. Чаадаевым | ||||||||||||
Да | ||||||||||||
Нет Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||||
Целерациональное действие основано на выдвижении продуманной цели и оценке всего окружающего как средства её достижения. | ||||||||||||
Да Это правильный ответ | ||||||||||||
Нет | ||||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||||
Римский клуб - международная правительственная организация, ставящая своей целью понимание проблем современного мира в их совокупности и ознакомление мировой общественности с глобальными проблемами. | ||||||||||||
Да | ||||||||||||
Нет Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||||
Макроэкономика имеет дело с такими понятиями как ограниченность, выбор, альтернативная стоимость, а также с процессами производства и потребления, изменения спроса и предложения отдельных товаров на отдельных рынках. | ||||||||||||
Да | ||||||||||||
Нет Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||||
Одной из функций политических партий является участие в избирательных кампаниях. | ||||||||||||
Да Это правильный ответ | ||||||||||||
Нет | ||||||||||||
Задание № 2 | ||||||||||||
Выберите один ответ — наиболее полный и правильный. | ||||||||||||
Вопрос № 1 2 балла(ов) | ||||||||||||
Философское воззрение, отрицающее познаваемость мира и заявляющее о невозможности получения достоверного знания. | ||||||||||||
материализм | ||||||||||||
агностицизм Это правильный ответ | ||||||||||||
эмпиризм | ||||||||||||
позитивизм | ||||||||||||
Вопрос № 2 2 балла(ов) | ||||||||||||
В средние века — это неотъемлемая характеристика Бога, это способность творения мира «из ничего», направляемая доброй волей. В эпоху Просвещения — превращается в проявление естественных законов, освобожденных от препятствий, которые чинило им неразумное человеческое сообщество. О каком понятии идёт речь? | ||||||||||||
общество | ||||||||||||
свобода Это правильный ответ | ||||||||||||
вера | ||||||||||||
деятельность | ||||||||||||
Вопрос № 3 2 балла(ов) | ||||||||||||
О каком понятии идёт речь? | ||||||||||||
эксперимент | ||||||||||||
моделирование | ||||||||||||
доказательство Это правильный ответ | ||||||||||||
мышление | ||||||||||||
Вопрос № 4 2 балла(ов) | ||||||||||||
Прочитайте отрывок из исторического источника времён Петра I. «Во время бытия в ассамблее вольно сидеть, ходить, играть, и в том никто другому прешкодить или унимать, также церемонии делать вставаньем, провожаньем и прочим отнюдь не дерзает, под штрафом великого орла, но только при приезде и отъезде поклоном почтить должно». Объявление генерал-полицеймейстера А. М. Девиера «О порядке собраний в частных домах и о лицах, которые в оных участвовать могут», 1718 год Определите, какой из ключевых принципов социальной политики государства иллюстрирует эта цитата. | ||||||||||||
регламентация повседневной жизни Это правильный ответ | ||||||||||||
выслуга и годность | ||||||||||||
упорядочение социальной структуры | ||||||||||||
индивидуальная социальная ответственность | ||||||||||||
Вопрос № 5 2 балла(ов) | ||||||||||||
Средства массовой информации выполняют различные функции в политической жизни общества. Какую функцию СМИ в политике непосредственно иллюстрирует приведённое изображение? | ||||||||||||
осуществление общественного контроля за действиями власти (информируя население о злоупотреблениях власти, осуществляют контроль за ней, предотвращая, возможно, ещё большие злоупотребления) | ||||||||||||
мобилизация граждан на единые действия (гражданин информируется о том, что его интересы и потребности разделяются и другими людьми и что существует возможность объединиться с целью их достижения). | ||||||||||||
формирование общественного мнения (сопровождение рассказа о событиях оценками и комментариями, которые могут быть скрытыми, неочевидными и которые сильно влияют на восприятие происходящего населением) Это правильный ответ | ||||||||||||
удовлетворение потребности населения в информировании о событиях через газеты, радио, телевидение | ||||||||||||
Задание № 3 | ||||||||||||
Установите соответствие. | ||||||||||||
Вопрос № 1 5 балла(ов) | ||||||||||||
Установите соответствие между портретами мыслителей и отрывками/идеями из их произведений. | ||||||||||||
| ||||||||||||
Вопрос № 2 5 балла(ов) | ||||||||||||
Рассмотрите график и установите соответствие между величинами и их характеристиками. | ||||||||||||
| ||||||||||||
Задание № 4 | ||||||||||||
Ознакомьтесь с представленными материалами и ответьте на вопросы. Если бы в мире жили только 100 человек... Мы рассмотрели восемь… процессов, угрожающих гибелью… всему человечеству как виду. Вот [некоторые] процессы: 1) Перенаселенность Земли, вынуждающая каждого из нас защищаться от избыточных социальных контактов, отгораживаясь от них… и сверх того непосредственно возбуждающая агрессивность – следствие скученности множества индивидов в тесном пространстве. 2) Исчезновение всех сильных чувств и аффектов вследствие изнеженности. Развитие техники и фармакологии порождает возрастающую нетерпимость ко всему, что вызывает малейшее неудовольствие. Генетическая деградация… Нельзя исключить, что многие проявления инфантильности, превращающая значительные группы нынешней «бунтующей молодежи» в общественных паразитов, могут быть обусловлены генетически. 3) Разрыв с традицией. Он наступает, когда достигается критическая точка, за которой младшему поколению больше не удается достигать взаимопонимания со старшими, не говоря уж о культурном отождествлении с ними. Поэтому молодежь обращается со старшими, как с чужой этнической группой, испытывая к ним «национальную ненависть». Эта тенденция имеет своей главной причиной недостаточный контакт между родителями и детьми, вызывающий патологические последствия уже у грудных младенцев. 4) Увеличение числа людей, принадлежащих к одной и той же культурной группе, вместе с усовершенствованием технических средств воздействия на общественное мнение, приводят к такой унификации взглядов, какой до сих пор не знала история… уже сейчас во многих местах индивид, сознательно уклоняющийся от действия средств массовой информации, - например, телевидения, - рассматривается как патологический субъект. Эффекты, уничтожающие индивидуальность, приветствуются всеми, кто хочет манипулировать большими массами людей… К. Лоренц Набирая все новые и новые силы, цивилизация нередко обнаруживала явную склонность навязывать свои идеи с помощью миссионерской деятельности или прямого насилия, идущих от религиозных, в частности христианских, традиций… Так цивилизация неуклонно распространялась по планете, используя для этого все возможные пути и средства – миграцию, колонизацию, завоевания, торговлю, промышленное развитие, финансовый контроль и культурное влияние. Мало-помалу все страны и народы стали жить по ее законам или создавали их по установленному ею образцу… Развитие цивилизации, однако, сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться… В основе ее философии и ее действий всегда лежал элитаризм. А Земля, как бы ни была она щедра, все же не в состоянии разместить непрерывно растущее население и удовлетворить все новые и новые потребности, желания и прихоти. Вот почему сейчас наметился новый, более глубокий раскол – между сверхразвитыми и слаборазвитыми странами. Но даже и этот бунт мирового пролетариата, который стремится приобщиться к богатствам своих более благополучных собратьев, протекает в рамках все той же господствующей цивилизации. Маловероятно, чтобы она оказалась способной выдержать и это испытание, особенно сейчас, когда ее собственный организм раздирают многочисленные недуги. НТР же становится все строптивее, и усмирять ее все труднее и труднее. Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем все наши возможности и запросы. И нашему поколению пора, наконец, понять, что только от нас зависит теперь…судьба не отдельных стран и регионов, а всего человечества в целом. А. Печчеи | ||||||||||||
Вопрос № 1 3 балла(ов) | ||||||||||||
Какие глобальные проблемы современного общества выделены авторами представленных материалов (выберите все верные ответы)? 1. международный терроризм 2. демографическая проблема 3. проблема «Север-Юг» 4. освоение космоса и Мирового океана 5. проблема обеспечения человечества ресурсами 6. угроза термоядерной войны Внимание! Ответ следует записать одним числом, без скобок, пробелов и знаков препинания, располагая цифры в порядке возрастания! | ||||||||||||
Правильный ответ 235 | ||||||||||||
Вопрос № 2 2 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите, что из перечисленного не является признаком глобальных проблем | ||||||||||||
носят планетарный характер | ||||||||||||
угрожают гибелью всему человечеству | ||||||||||||
требуют коллективных усилий мирового сообщества | ||||||||||||
могут быть решены в отдельно взятой стране с высоким уровнем развития Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 3 3 балла(ов) | ||||||||||||
Что имеет в виду автор, утверждая: «Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем все наши возможности и запросы»? Выберите все верные суждения. 1. Глобальные проблемы, если и катастрофа, то - не сегодняшнего дня. Есть немало злободневных проблем. 2. Наличие у человечества научных знаний и технических средств для глобальной преобразовательной деятельности (и средств уничтожения жизни на планете) 3. Прогресс помогает человеку справляться с различными проблемами. Поможет справиться и с глоабльными. 4. Необходимость: международного сотрудничества в создании новейших экологических технологий, общего мирового центра, единого фонда средств и ресурсов, в обмене информацией. 5. Человек постепенно вырождается. На Земле он лишний. 6. Формирование общества потребления, в котором скорость и комфорт являются одними из господствующих ценностей. 7. Развитые страны, сохраняя для своего населения высокий уровень потребления, военными и экономическими мерами держат остальной мир в промышленно неразвитом состоянии в качестве сырьевого придатка. Внимание! Ответ следует записать одним числом, без скобок, пробелов и знаков препинания, располагая цифры в порядке возрастания! | ||||||||||||
Правильный ответ 26 | ||||||||||||
Вопрос № 4 2 балла(ов) | ||||||||||||
Бедность отдельных регионов планеты способствует распространению в них наиболее радикальных, воинственных идеологий, приверженцы которых борются против развитых стран (например, исламские террористические организации). Взаимосвязь каких глобальных проблем представлена в данном суждении? Выберите все верные ответы. 1. экологическая проблема 2. проблема разрыва между «золотым миллиардом» и странами «третьего мира» 3. проблема предотвращения новой мировой войны 4. демографическая проблема 5. проблема ресурсов Внимание! Ответ следует записать одним числом, без скобок, пробелов и знаков препинания, располагая цифры в порядке возрастания! | ||||||||||||
Правильный ответ 23 | ||||||||||||
Вопрос № 5 3 балла(ов) | ||||||||||||
В настоящее время человечество переживает кризис, который носит системный характер. Соотнесите направления проявления кризиса с их характеристиками. | ||||||||||||
| ||||||||||||