Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Школьный тур ВОШ по обществознанию | ||||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||||
11 класс. Блок № 2 | ||||||||||||
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов | ||||||||||||
Задание № 1 | ||||||||||||
«Да» или «нет»? Определите, являются ли верными следующие суждения. | ||||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||||
Автором теории культурно-исторических типов является Н. А. Бердяев. | ||||||||||||
Да | ||||||||||||
Нет Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||||
В любом типе социального действия заложена возможность соотнесения субъективного смысла действия с общим интересом эпохи. | ||||||||||||
Да Это правильный ответ | ||||||||||||
Нет | ||||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||||
К интерсоциальным глобальным проблемам современного человечества относят проблемы народонаселения, здравоохранения, образования. | ||||||||||||
Да | ||||||||||||
Нет Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||||
Макроэкономика направлена на решение таких проблем, как повышение занятости, увеличение совокупного объёма производства, экономический рост, преодоление инфляции, безработицы, кризисов. | ||||||||||||
Да Это правильный ответ | ||||||||||||
Нет | ||||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||||
Пропаганда общества социальной справедливости, коллективизма, свободы, равенства, подлинного народовластия характерно для консервативной политической идеологии. | ||||||||||||
Да | ||||||||||||
Нет Это правильный ответ | ||||||||||||
Задание № 2 | ||||||||||||
Выберите один ответ — наиболее полный и правильный. | ||||||||||||
Вопрос № 1 2 балла(ов) | ||||||||||||
Направление в современной философии, рассматривающее личность как высшую ценность культуры, а мир - как проявление личностной творческой активности | ||||||||||||
гуманизм | ||||||||||||
персонализм Это правильный ответ | ||||||||||||
антропологизм | ||||||||||||
натурализм | ||||||||||||
Вопрос № 2 2 балла(ов) | ||||||||||||
Французский философ Буридан рассказал об осле, который был поставлен между двумя одинаковыми и равноудаленными от него охапками сена. Не решив, какую охапку предпочесть, осел умер от голода. Иллюстрацией какой трактовки философской категории "свобода" является этот пример? | ||||||||||||
невозможность абсолютной свободы Это правильный ответ | ||||||||||||
свобода как познанная необходимость | ||||||||||||
свобода и ответственность | ||||||||||||
"свобода от" или "свобода для" | ||||||||||||
Вопрос № 3 2 балла(ов) | ||||||||||||
О каком понятии идёт речь? | ||||||||||||
закон Это правильный ответ | ||||||||||||
теория | ||||||||||||
метод | ||||||||||||
аксиома | ||||||||||||
Вопрос № 4 2 балла(ов) | ||||||||||||
Прочитайте отрывок из исторического источника времён Петра I. «И понеже никому, кроме Нас… принадлежит, кому в дворянское достоинство гербом и печатью пожаловать, и насопротив того многократно оказалось, что некоторые себя дворянами сами называют, а подлинно не суть дворяне, иные же своевольно герб приняли… того ради Мы тем, до которых сие касается, чрез сие милостиво напоминаем, чтоб каждый от такого непристойного поступка… впредь остерегался. Каждому объявляется, что для сего дела определили Мы герольдмейстера: и тако надлежит всем для того дела к нему приходить, и доношении подавать, и решения требовать… кто имеет дворянство и на оное гербы…» Табель о рангах, 1722 год Определите, какой из ключевых принципов социальной политики государства иллюстрирует эта цитата. | ||||||||||||
Государство определяет быт и поведение своих подданных | ||||||||||||
Служебная карьера и отчасти положение в обществе определяются в первую очередь личными заслугами, способностями и сроком службы, а не родовитостью | ||||||||||||
Индивид, семья, социальная группа должны прикладывать максимальные усилия для самопомощи и самообеспечения | ||||||||||||
Общество должно быть четко разделено на несколько групп, у каждой из которых есть свои обязанности по отношению к государству Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 5 2 балла(ов) | ||||||||||||
На рисунке представлен фрагмент анализа выборов в Государственную Думу в 2011 г., сделанного Лабораторией Александра Кукушкина на основе открытых данных (точка = УИК). Какой вывод непосредственно можно сделать на основе представленных данных? | ||||||||||||
Явка избирателей на выборы составила почти 100% | ||||||||||||
КПРФ и ЛДПР получили на выборах одинаковое число голосов. | ||||||||||||
Высокая явка избирателей характерна исключительно для мелких избирательных участков. | ||||||||||||
С ростом явки избирателей, доля голосов, отданных за партию власти, растёт, а за все остальные падает Это правильный ответ | ||||||||||||
Задание № 3 | ||||||||||||
Установите соответствие. | ||||||||||||
Вопрос № 1 5 балла(ов) | ||||||||||||
Установите соответствие между портретами мыслителей и отрывками/идеями из их произведений. | ||||||||||||
| ||||||||||||
Вопрос № 2 5 балла(ов) | ||||||||||||
Рассмотрите график и установите соответствие между величинами и их характеристиками. | ||||||||||||
| ||||||||||||
Задание № 4 | ||||||||||||
Ознакомьтесь с представленными материалами и ответьте на вопросы. Новая цивилизация зарождается в наших жизнях, и те, кто не способен увидеть ее, пытаются подавить ее. Эта новая цивилизация несет с собой новые семейные отношения; иные способы работать, любить и жить; новую экономику; новые политические конфликты, и сверх всего этого - измененное сознание. Кусочки новой цивилизации существуют уже сейчас. Миллионы людей уже настраивают свою жизнь в соответствии с ритмами завтрашнего дня. Другие люди, боящиеся будущего, бегут в безнадежное, бесполезное прошлое; они пытаются восстановить умирающий мир, в котором они появились на свет. Начало этой новой цивилизации - единственный и обладающий наибольшей взрывчатой силой факт времени, в котором мы живем. Это - центральное событие, ключ к пониманию времени, следующего за настоящим. Это - явление столь же глубокое, как и Первая волна перемен, вызванная 10 тыс. лет назад внедрением сельского хозяйства, или как потрясающая Вторая волна перемен, связанная с промышленной революцией. Мы - дети последующей трансформации ... Мы подыскиваем слова, чтобы описать всю мощь и размах этих необыкновенных перемен. Э.Тоффлер. Третья волна В отличие от предыдущих лет, мировая экономика более не является в своей основе ни аграрной, ни промышленной. Напротив, в ней все больше доминируют «невесомые» и нематериальные виды деятельности. То, что производит эта невесомая экономика, состоит из информации – как в случае с программным обеспечением, продуктами СМИ и индустрии развлечений, также услугами, поставляемыми через Интернет. Этот новый экономический контекст обычно описывают таким понятием как «экономика знаний». Э.Гидденс. Социология По мере того, как системы образования становились всеобщими, все больше и больше людей охватывалось обучением абстрактным наукам (изучением таких предметов как математика, естественные науки, история, литература и т.п.), а не практической передачей конкретных умений и навыков. В современном обществе люди должны обладать основными навыками, такими как чтение, письмо, счет и общими познаниями в окружающем их мире. Но очень важно, также чтобы они знали, как учиться, и могли бы овладеть новыми, часто очень специфическими формами информации. Развитое общество нуждается и в чистых исследованиях и озарениях, не приносящих непосредственной практической выгоды, но раздвигающих пределы человеческого познания. …В наше время образование и квалификация стали важным условием для получения работы и карьерного роста. Школы и университеты не только расширяют умственные горизонты людей и их перспективы, но они должны, как ожидается, готовить новые поколения граждан к участию в экономической жизни. Э. Гидденс. Социология | ||||||||||||
Вопрос № 1 3 балла(ов) | ||||||||||||
Какие очевидные тенденции прослеживаются при анализе представленных материалов (выберите все верные ответы)? 1. Рост удельного веса численности персонала, занятого исследованиями и разработками, в общей численности занятых 2. Возрастание роли государства в регулировании социально-экономической сферы 3. Увеличение занятости женщин в системе общественного производства. 4. Рост квалифицированного труда в экономике развитых стран 5. Увеличение числа занятых в сфере услуг 6. Увеличение доли занятых в промышленности. Внимание! Ответ следует записать одним числом, без скобок, пробелов и знаков препинания, располагая цифры в порядке возрастания! | ||||||||||||
Правильный ответ 145 | ||||||||||||
Вопрос № 2 2 балла(ов) | ||||||||||||
Для какого общественного порядка (типа общества) характерны эти тенденции? | ||||||||||||
доиндустирального | ||||||||||||
индустриального | ||||||||||||
постиндустриального Это правильный ответ | ||||||||||||
капиталистического | ||||||||||||
Вопрос № 3 3 балла(ов) | ||||||||||||
Опираясь на текст и знания обществоведческого курса, укажите признаки этого общественного порядка (типа общества). 1. увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества 2. преимущественная ориентация на метафизические, а не инструментальные ценности 3. рост числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг 4. появление массовой культуры, начало процесса интернационализации национальных культур 5. стремление человека включиться в существующую систему социальных общностей и «раствориться» в ней 6. информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ 7. переход от производства товаров к экономике услуг 8. преобладающее распространение людей с особым психическим складом: недеятельные личности Внимание! Ответ следует записать одним числом, без скобок, пробелов и знаков препинания, располагая цифры в порядке возрастания! | ||||||||||||
Правильный ответ 1367 | ||||||||||||
Вопрос № 4 2 балла(ов) | ||||||||||||
В стране Z происходит индивидуализация массового серийного производства, создаются условия для непрерывного образования. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как общество, о котором идёт речь в представленных материалах? Выберите все верные ответы. 1. Природные факторы оказывают влияние на развитие общества. 2. Происходит широкое внедрение компьютерной техники в различные области жизни. 3. Используются правовые механизмы регуляции социальных отношений. 4. Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие технологии. 5. Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства. Внимание! Ответ следует записать одним числом, без скобок, пробелов и знаков препинания, располагая цифры в порядке возрастания! | ||||||||||||
Правильный ответ 24 | ||||||||||||
Вопрос № 5 3 балла(ов) | ||||||||||||
Позиции ученых в вопросе типологии обществ и цивилизаций расходятся. Одни выделяют аграрное, индустриальное и постиндустриальное общество. Другие говорят о традиционной и западной цивилизации. Соотнесите фамилии учёных и их вклад в типологию обществ. | ||||||||||||
| ||||||||||||