Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Школьный тур ВОШ по истории | ||||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||||
8 класс. Блок № 2 | ||||||||||||
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов | ||||||||||||
Вопрос № 1 2 балла(ов) | ||||||||||||
Кто из названных пар исторических деятелей были современниками? | ||||||||||||
1) Григорий Отрепьев, Кондратий Булавин | ||||||||||||
2) Василий Косой, Дмитрий Шемяка Это правильный ответ | ||||||||||||
3) Нил Сорский, Аввакум | ||||||||||||
4) Андрей Курбский, Федор Алексеевич | ||||||||||||
Вопрос № 2 2 балла(ов) | ||||||||||||
Какой ряд дат связан с этапами закрепощения крестьян в Российском государстве? | ||||||||||||
1) 1242 г.,1380 г., 1480 г. | ||||||||||||
2) 1497 г., 1550 г., 1597 г. Это правильный ответ | ||||||||||||
3) 1552 г., 1556 г., 1582 г. | ||||||||||||
4) 1530 г., 1547 г., 1584 г. | ||||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||||
Расставьте имена правителей в хронологической последовательности 1) Иван Калита 2) Дмитрий Донской 3) Юрий Долгорукий 4) Иван III | ||||||||||||
Правильный ответ 3124 | ||||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||||
Прочтите отрывок из сочинения Николая Старшинова и укажите, о каком историческом событии идет речь: «Ой да как за Доном Мы врага разбили, Ой, да как победу Трубы протрубили! Мы врага угнали До красивой Мечи, Чтобы русским людям Вновь расправить плечи, Чтоб покончить с игом – Черным днем вчерашним, Чтобы вновь вернуться К позабытым пашням…» | ||||||||||||
1) о Полтавской битве | ||||||||||||
2) о Бородинском сражении | ||||||||||||
3) о монгольском нашествии | ||||||||||||
4) о Куликовской битве Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||||
К «служилым людям по прибору» в 16 в. не относились: | ||||||||||||
1) стрельцы | ||||||||||||
2) пушкари | ||||||||||||
3) дворяне Это правильный ответ | ||||||||||||
4) городовые стражники | ||||||||||||
Вопрос № 6 1 балла(ов) | ||||||||||||
К какому периоду истории относятся данные понятия: государев двор, челобитная, приказы, стрельцы? | ||||||||||||
1) XVI век Это правильный ответ | ||||||||||||
2) XVII век | ||||||||||||
3) XVIII век | ||||||||||||
4) XIX век | ||||||||||||
Вопрос № 7 2 балла(ов) | ||||||||||||
О каком новом явлении в экономической жизни страны идет речь в отрывке из документов? «Царю государю и великому князю Михаилу Федоровичу всеа Русии бьет челом Галанской земли гость Андрюшка Виниюс с товарыши. По твоему Государеву указу велено нам делать въ Тульскомъ уезде всякого железного заводу, и ныне, Государь, едуть Галанские земли Французене железного дела завидные мастеры человек с двадцать с прикащиком нашим с Яномь Дани Милосердный государь, царь и великий князь Михайло Федорович всеа Руси, пожалуй, вели, Государь, нам дать свою Государеву проезжую грамоту. | ||||||||||||
1) о появлении крупных ярмарок | ||||||||||||
2) о свертывании товарно-денежных отношений | ||||||||||||
3) о развитии мануфактур Это правильный ответ | ||||||||||||
4) о специализации районов | ||||||||||||
Вопрос № 8 1 балла(ов) | ||||||||||||
Какое из указанных событий произошло в 17 в.? | ||||||||||||
1) открытие Московского университета | ||||||||||||
2) создание Славяно-греко-латинской академии Это правильный ответ | ||||||||||||
3) учреждение Академии наук | ||||||||||||
4) начало книгопечатания | ||||||||||||
Вопрос № 9 1 балла(ов) | ||||||||||||
Теорию «Москва – Третий Рим» окончательно сформулировал | ||||||||||||
1) монах Нил Сорский | ||||||||||||
2) монах Пересвет | ||||||||||||
3) митрополит Зосима | ||||||||||||
4) монах Филофей Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 10 1 балла(ов) | ||||||||||||
Как называли в народе христианский праздник Крещение? | ||||||||||||
1) Богоявление | ||||||||||||
2) Водосвятие Это правильный ответ | ||||||||||||
3) Благовещение | ||||||||||||
4) Сретение | ||||||||||||
Вопрос № 11 2 балла(ов) | ||||||||||||
Отметьте верное утверждение: | ||||||||||||
1) Александр Невский был первым русским князем, получившим ярлык на великое княжение от хана Золотой Орды. | ||||||||||||
2) Заповедные лета – это годы, в которые было запрещено искать беглых крестьян | ||||||||||||
3) В домонгольский период глава русской церкви – митрополит – назначался константинопольским патриархом Это правильный ответ | ||||||||||||
4) итогом опричнины стал расцвет боярского землевладения | ||||||||||||
Вопрос № 12 2 балла(ов) | ||||||||||||
Какое событие произошло в правление Петра I? | ||||||||||||
1) отмена местничества | ||||||||||||
2) создание коллегий Это правильный ответ | ||||||||||||
3) секуляризация церковных земель | ||||||||||||
4) введение бумажных денег | ||||||||||||
Вопрос № 13 2 балла(ов) | ||||||||||||
Прочтите отрывок из работы современного историка и напишите имя правителя, к которому он относится. «На весь XVIII в. и шире – петербургский период русской истории – ложится одна гигантская тень. И пусть он действовал в том направлении, которое вполне определилось при его отце, пусть его реформы были рождены самой логикой исторического развития XVII века… – все равно нельзя отрицать, что именно он стал создателем новой России | ||||||||||||
1) Петр I Это правильный ответ | ||||||||||||
2) Петр II | ||||||||||||
3) Петр III | ||||||||||||
4) Павел I | ||||||||||||
Вопрос № 14 2 балла(ов) | ||||||||||||
Соотнесите отрывок из исторического документа (колонка А) и его название (колонка В), поставьте цифры, обозначающие название документа в том порядке, в каком расположены отрывки. | ||||||||||||
| ||||||||||||
Вопрос № 15 2 балла(ов) | ||||||||||||
Соотнесите название договора (колонка В) и территорию, отошедшую к России по договору (колонка А), поставьте цифры, обозначающие название договора в том порядке, в каком стоят соответствующие им присоединенная территория. | ||||||||||||
| ||||||||||||
Вопрос № 16 1 балла(ов) | ||||||||||||
Поставьте события в хронологическом порядке: 1) восстание под предводительством С.Т. Разина 2) взятие крепости Измаил русскими войсками 3) вхождение Крыма в состав России 4) указ о «Заповедных летах» | ||||||||||||
Правильный ответ 4123 | ||||||||||||
Вопрос № 17 2 балла(ов) | ||||||||||||
Какие три характерные черты в архитектуре стиля барокко? 1) гармония, упорядоченность и простота форм 2) богатство и пышность декора 3) геометрически правильные объемы; 4) пространственный размах 5) использование элементов ордера античной архитектуры 6) обилие позолоты и лепнины | ||||||||||||
Правильный ответ 246 | ||||||||||||
Вопрос № 18 2 балла(ов) | ||||||||||||
Установите соответствие между понятиями (колонка В) и его определениями (колонка А). Поставьте цифры, обозначающие термин в том порядке, в каком расположено определение. | ||||||||||||
| ||||||||||||
Вопрос № 19 1 балла(ов) | ||||||||||||
Центром антибоярских настроений и оппозиции правительству Василия Шуйского в 1606 г. стал город: | ||||||||||||
1) Москва | ||||||||||||
2) Тверь | ||||||||||||
3) Путивль Это правильный ответ | ||||||||||||
4) Чернигов | ||||||||||||
Вопрос № 20 2 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите имя, выпадающее из общего ряда. | ||||||||||||
1) Д. Адамс | ||||||||||||
2) Б.Франклин Это правильный ответ | ||||||||||||
3) Т. Джефферсон | ||||||||||||
4) Д.Вашингтон | ||||||||||||
Вопрос № 21 4 балла(ов) | ||||||||||||
Назовите причину Английской буржуазной революции: | ||||||||||||
1) неудачная война с Францией | ||||||||||||
2) крепостнические порядки в английской деревне | ||||||||||||
3) объявление англиканской церкви независимой от папской власти | ||||||||||||
4) введение королем произвольных налогов Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 22 4 балла(ов) | ||||||||||||
Укажите, какие факты относятся к биографии И.С. Пересветова? (возможен выбор нескольких вариантов ответа) 1) Был выходцем из западнорусских земель, «королевский дворянин» Великого княжества Литовского. 2) Служил переводчиком в коллегии иностранных дел. 3) Нес царскую службу. Предлагал царю план государственных преобразований с целью укрепления самодержавия. 4) Был сторонником завоевания Казанского ханства. 5) Издавал журнал «Пустомеля». 6) За свои взгляды оказался в заточении. | ||||||||||||
Правильный ответ 134 | ||||||||||||
Вопрос № 23 4 балла(ов) | ||||||||||||
В 15 – 16 вв. некоторые запутанные судебные дела завершались «полем». Что это такое? | ||||||||||||
1) вооруженный поединок спорящих сторон Это правильный ответ | ||||||||||||
2) спорщики выходили в поле и пожимали друг другу руки | ||||||||||||
3) решение их вопрос откладывалось до сбора урожая | ||||||||||||
4) если не удавалось решить вопрос, то его переставали брать во внимание | ||||||||||||
Вопрос № 24 3 балла(ов) | ||||||||||||
Соотнесите иллюстрации (колонка В) и их описание (колонка А), поставьте цифры, обозначающие изображение в том порядке, в каком стоят их описания. | ||||||||||||
| ||||||||||||
Вопрос № 25 4 балла(ов) | ||||||||||||
Какому событию посвящен данный сюжет Радзивилловской летописи? | ||||||||||||
1) поездка княгини Ольги в Константинополь и принятие там крещения | ||||||||||||
2) прибытие русских послов в Царьград для заключения мирного договора с Византией | ||||||||||||
3) княгиня Ольга мстит древлянам за убийство своего мужа Игоря | ||||||||||||
4) поход князя Олега в Киев и убийство Аскольда и Дира Это правильный ответ | ||||||||||||