Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Школьный тур ВОШ по экологии | ||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||
10 класс. Блок № 1 | ||||||||||
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов | ||||||||||
Задание № 1 | ||||||||||
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии. 10 класс. 2016-17 учебный год 1 блок Дорогие ребята! Поздравляем вас с участием в I этапе Всероссийской олимпиаде школьников по экологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, – не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только экологических знаний, но и общей эрудиции. Успеха Вам в работе! | ||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||
Задание 1. Выбери один правильный вариант ответа 1. Изучение объектов организменного уровня организации живой природы в их взаимодействии с окружающей средой осуществляет раздел экологии | ||||||||||
А. учение о биосфере | ||||||||||
Б. экология сообществ | ||||||||||
В. экология популяций | ||||||||||
Г. экология особей Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||
2. Влияние растений на другие организмы относится к группе биотических экологических факторов - | ||||||||||
А. микогенных | ||||||||||
Б. фитогенных Это правильный ответ | ||||||||||
В. зоогенных | ||||||||||
Г. микробогенных | ||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||
3. Количество экологического фактора, при котором интенсивность жизнедеятельности организмов максимальна, - это | ||||||||||
А. верхний предел выносливости | ||||||||||
Б. нижний предел выносливости | ||||||||||
В. пессимум | ||||||||||
Г. оптимум Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||
4. Главным лимитирующим фактором для деревьев в степи является | ||||||||||
А. свет | ||||||||||
Б. температура | ||||||||||
В. количество осадков Это правильный ответ | ||||||||||
Г. скорость ветра | ||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||
5. Нейтральными являются взаимоотношения между организмами | ||||||||||
А. белки и лоси Это правильный ответ | ||||||||||
Б. ель и растения нижнего яруса | ||||||||||
В. львы и грифы | ||||||||||
Г. травоядные копытные и целлюлозоразрушающие бактерии | ||||||||||
Вопрос № 6 1 балла(ов) | ||||||||||
6. Растения сухих местообитаний, способные переносить перегрев и обезвоживание, называются | ||||||||||
А. гигрофитами | ||||||||||
Б. мезофитами | ||||||||||
В. сапрофитами | ||||||||||
Г. ксерофитами Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||||||
7. К организмам с гетеротрофным типом питания относятся | ||||||||||
А. хемотрофы | ||||||||||
Б. фототрофы | ||||||||||
В. автотрофы | ||||||||||
Г. сапротрофы Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 8 1 балла(ов) | ||||||||||
8. В экосистеме растительноядные животные являются | ||||||||||
А. продуцентами | ||||||||||
Б. редуцентами | ||||||||||
В. консументами I порядка Это правильный ответ | ||||||||||
Г. консументами II порядка | ||||||||||
Вопрос № 9 1 балла(ов) | ||||||||||
9. Определите в цепи питания консумента II порядка: черная смородина – тля – божья коровка – паук - скворец | ||||||||||
А. тля | ||||||||||
Б. божья коровка Это правильный ответ | ||||||||||
В. паук | ||||||||||
Г. скворец | ||||||||||
Вопрос № 10 1 балла(ов) | ||||||||||
10. Длина пищевой цепи в экосистемах лимитируется | ||||||||||
А. количеством пищи на каждом уровне | ||||||||||
Б. скоростью создания органического вещества на каждом трофическом уровне | ||||||||||
В. потерей энергии на каждом трофическом уровне Это правильный ответ | ||||||||||
Г. скоростью потребления органического вещества на каждом трофическом уровне | ||||||||||
Вопрос № 11 1 балла(ов) | ||||||||||
11. Первичной из приведенных ниже является сукцессия - это | ||||||||||
А. изменение биоценоза после осушения болота | ||||||||||
Б. эвтрофикация водоема в результате попадания в него азотных и фосфорных удобрений с сельскохозяйственных полей | ||||||||||
В. формирование биоценоза на застывшей вулканической лаве Это правильный ответ | ||||||||||
Г. восстановление биоценоза после пожара, вызванного сжиганием стерни | ||||||||||
Вопрос № 12 1 балла(ов) | ||||||||||
12. Согласно учению В.И. Вернадского нефть относится к типу вещества биосферы - | ||||||||||
А. живому | ||||||||||
Б. косному | ||||||||||
В. биогенному Это правильный ответ | ||||||||||
Г. биокосному | ||||||||||
Вопрос № 13 1 балла(ов) | ||||||||||
13. Деятельность человека является мощным фактором биологического прогресса | ||||||||||
А. эдельвейса | ||||||||||
Б. вируса гриппа Это правильный ответ | ||||||||||
В. уссурийского тигра | ||||||||||
Г. дождевика игольчатого | ||||||||||
Вопрос № 14 1 балла(ов) | ||||||||||
14. На территории Челябинской области расположен государственный радиационный заповедник - | ||||||||||
А. Ильменский | ||||||||||
Б. «Аркаим» | ||||||||||
В. Восточно-Уральский Это правильный ответ | ||||||||||
Г. «Таганай» | ||||||||||
Вопрос № 15 1 балла(ов) | ||||||||||
15. Организации Объединенных Наций создала ЮНЕП - это | ||||||||||
А. организация по охране животного мира на планете | ||||||||||
Б. организация по охране растительного мира на планете | ||||||||||
В. программа по организации биосферных заповедников | ||||||||||
Г. программа по окружающей среде Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 16 3 балла(ов) | ||||||||||
Задание 2. Задание включает вопросы с 3 верными вариантами ответов из шести. ВНИМАНИЕ: ответы на вопросы Задания 2 вводятся в порядке возрастания и без каких-либо знаков между цифрами. Например, 123 16. Из перечисленных отношений между организмами выстраиваются прямые пищевые связи при 1. паразитизме 2. нейтрализме 3. аменсализме 4. конкуренции 5. хищничестве 6. комменсализме | ||||||||||
Правильный ответ 145 | ||||||||||
Вопрос № 17 3 балла(ов) | ||||||||||
17. Для бактерий в природной среде характерно 1. медленное размножение 2. мелкие размеры особей 3. низкая продолжительность жизни особей 4. сильные конкуренты 5. быстрое расселение 6. зависимость скорости размножения от плотности популяций | ||||||||||
Правильный ответ 235 | ||||||||||
Вопрос № 18 3 балла(ов) | ||||||||||
18. Сходство природной и искусственной экосистем заключается в 1. небольшом числе видов 2. использовании дополнительных источников энергии 3. использовании солнечной энергии 4. наличие продуцентов, консументов, редуцентов 5. замкнутом круговороте веществ 6. наличии цепей питания | ||||||||||
Правильный ответ 346 | ||||||||||
Вопрос № 19 3 балла(ов) | ||||||||||
19. Устойчивость биосферы увеличивают следующие меры 1. создание искусственных экосистем 2. сохранение видового разнообразия 3. борьба с вредителями растений 4. сокращение численности хищников 5. сохранение исчезающих видов 6. предотвращение загрязнения окружающей среды | ||||||||||
Правильный ответ 256 | ||||||||||
Вопрос № 20 4 балла(ов) | ||||||||||
Задание 3. Установите соответствие между предложенными понятиями. 20. Установите соответствие между характеристикой и видами продукции в сообществе | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 21 4 балла(ов) | ||||||||||
21. Установите соответствие между характеристикой и видами адаптивных биологических ритмов | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 22 4 балла(ов) | ||||||||||
22. Установите соответствие между характеристикой и типами веществ по В.И. Вернадскому | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 23 4 балла(ов) | ||||||||||
23. Установите соответствие между характеристикой и типом взаимоотношений | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 24 5 балла(ов) | ||||||||||
Задание 4. Определите правильную последовательность. ВНИМАНИЕ: ответ вводится без каких-либо знаков между цифрами (231). 24. Установите последовательность организмов в цепи выедания (пастбищной) 1. зоопланктон 2. рыбы макрофаги 3. птицы ихтиофаги 4. фитопланктон 5. рыбы микрофаги | ||||||||||
Правильный ответ 41523 | ||||||||||
Вопрос № 25 5 балла(ов) | ||||||||||
25. Установите последовательность организмов в пищевой цепи, начиная с продуцентов 1. белые медведи 2. морские котики 3. водоросли 4. рыбы, кальмары, крабы 5. мелкие ракообразные и моллюски | ||||||||||
Правильный ответ 35421 | ||||||||||
Вопрос № 26 5 балла(ов) | ||||||||||
Задание 5. Выбери правильные суждения. ВНИМАНИЕ: ответ на вопрос Задания 5 вводится в порядке возрастания и без каких-либо знаков между цифрами. Например, 123 1. Целостное учение о биосфере создал выдающийся отечественный ученый В.И. Вернадский. 2. Разнообразие живых организмов определяется только историческими факторами, и не зависит от климатических факторов. 3. Обитателей водной толщи объединяют в особую жизненную форму бентос. 4. Подсчитано, что на любой трофический уровень поступает лишь около 1% энергии предыдущего уровня. 5. Последовательная смена одних сообществ другими на определенной территории носит название экологической сукцессии. 6. В почве образуется гумус – легкое пористое вещество бурого или коричневого цвета, содержащее основные элементы питания растений. 7. Если в природе два вида не влияют друг друга, то эти взаимоотношения называются мутуализмом. 8. Закон минимума сформулировал основоположник науки о минеральных удобрениях немецким химиком и агрохимиком Юстусом Либихом. 9. Изменения численности составляющих популяцию организмов, называют динамикой популяций. | ||||||||||
Правильный ответ 15689 | ||||||||||