Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Школьный тур ВОШ по экологии | ||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||
11 класс. Блок № 2 | ||||||||||
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов | ||||||||||
Задание № 1 | ||||||||||
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии. 11 класс. 2016-17 учебный год 2 блок Дорогие ребята! Поздравляем вас с участием в I этапе Всероссийской олимпиаде школьников по экологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, – не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только экологических знаний, но и общей эрудиции. Успеха Вам в работе! | ||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||
Задание 1. Выбери один правильный вариант ответа 1. Раздел экологии, изучающий объекты биогеоценотического уровня организации живой материи в их взаимодействии с окружающей средой, называется | ||||||||||
А. учение о биосфере | ||||||||||
Б. экология особей | ||||||||||
В. экология популяций | ||||||||||
Г. экология сообществ Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||
2. Элементы окружающей среды, способные оказывать влияние на организмы, называются | ||||||||||
А. антропогенными факторами | ||||||||||
Б. экологическими факторами Это правильный ответ | ||||||||||
В. топографическими факторами | ||||||||||
Г. необходимыми факторами | ||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||
3. Ограничивающий (лимитирующий) фактор - это | ||||||||||
А. оптимальное значение фактора | ||||||||||
Б. максимальное значение фактора при котором возможна жизнедеятельность организмов | ||||||||||
В. фактор, интенсивность действия которого приближается или превышает пределы выносливости организмов Это правильный ответ | ||||||||||
Г. такое значение фактора, при котором не возможна жизнь организмов | ||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||
4. Цепи выедания (пастбищные) начинаются с | ||||||||||
А. живых фотосинтезирующих организмов Это правильный ответ | ||||||||||
Б. остатков растений | ||||||||||
В. трупов животных | ||||||||||
Г. экскрементов животных | ||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||
5. Определите пример сукцессии | ||||||||||
А. колебания численности полевых мышей | ||||||||||
Б. глобальное потепление климата | ||||||||||
В. вымирание динозавров | ||||||||||
Г. опустынивание степи Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 6 1 балла(ов) | ||||||||||
6. Значение озонового слоя заключается в том, что он | ||||||||||
А. поглощает полностью инфракрасное излучение | ||||||||||
Б. ограничивает проникновение в космическое пространство | ||||||||||
В. участвует в выработке витамина D | ||||||||||
Г. поглощает часть ультрафиолетового излучения Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||||||
7. Трофические отношения складываются между видами биоценоза, если | ||||||||||
А. особи одного вида используют продукты выделения или мертвые остатки других видов для своих сооружений | ||||||||||
Б. представители одного вида участвуют в расселении других видов | ||||||||||
В. представители одних видов питаются представителями других видов Это правильный ответ | ||||||||||
Г. изменения условий обитания одного вида является результатом жизнедеятельности другого вида | ||||||||||
Вопрос № 8 1 балла(ов) | ||||||||||
8. Первичной продуктивностью биогеоценоза называется биомасса | ||||||||||
А. образуемая всеми редуцентами за единицу времени | ||||||||||
Б. образуемая всеми консументами за единицу времени | ||||||||||
В. синтезируемая растениями за единицу времени Это правильный ответ | ||||||||||
Г. производимая биогеоценозом на единицу площади в единицу времени | ||||||||||
Вопрос № 9 1 балла(ов) | ||||||||||
9. Факторы, ограничивающие жизнь в гидросфере | ||||||||||
А. низкая температура, низкое содержание диоксида углерода | ||||||||||
Б. отсутствие света, высокое давление, низкое содержание кислорода Это правильный ответ | ||||||||||
В. излучения, дефицит кислорода и пресной воды | ||||||||||
Г. высокие давление и температура | ||||||||||
Вопрос № 10 1 балла(ов) | ||||||||||
10. Бентос - это | ||||||||||
А. животные, активно плавающие в толще воды | ||||||||||
Б. организмы, обитающие в зонах прибоя | ||||||||||
В. взвешенные микроскопические организмы, перемещаемые течением воды | ||||||||||
Г. организмы, обитающие на дне и в грунте дна водоемов Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 11 1 балла(ов) | ||||||||||
11. Концентрационная функция живого вещества биосферы состоит в | ||||||||||
А. выделении кислорода и поглощении углекислого газа растениями | ||||||||||
Б. образовании солей в почве и гидросфере | ||||||||||
В. усвоении солнечной энергии растениями и передаче ее по цепям питания | ||||||||||
Г. накоплении в организмах химических элементов Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 12 1 балла(ов) | ||||||||||
12. Наилучшая кормовая база для фитофагов – это биогеоценозы | ||||||||||
А. тундры и лесотундры | ||||||||||
Б. лугов Это правильный ответ | ||||||||||
В. поверхностных слоев холодных морей | ||||||||||
Г. придонных слоев глубоких водоемов | ||||||||||
Вопрос № 13 1 балла(ов) | ||||||||||
13. Тропические леса преимущественно вырубают для | ||||||||||
А. изготовления мебели, посуды и украшений | ||||||||||
Б. получения канифоли, смол, скипидара | ||||||||||
В. расширения сельскохозяйственных угодий и в качестве топлива Это правильный ответ | ||||||||||
Г. постройки жилищ и производства спирта | ||||||||||
Вопрос № 14 1 балла(ов) | ||||||||||
14. Международное сотрудничество по вопросам охраны окружающей среды возглавляет | ||||||||||
А. ВОЗ | ||||||||||
Б. ООН | ||||||||||
В. ЮНЕСКО Это правильный ответ | ||||||||||
Г. ЮНЕП | ||||||||||
Вопрос № 15 1 балла(ов) | ||||||||||
15. Челябинский государственный историко-культурный заповедник, представляющий собой укрепленное поселение бронзового века, называется | ||||||||||
А. «Зюраткуль» | ||||||||||
Б. «Таганай» | ||||||||||
В. «Аркаим» Это правильный ответ | ||||||||||
Г. «Игнатьевская пещера» | ||||||||||
Вопрос № 16 3 балла(ов) | ||||||||||
Задание 2. Задание включает вопросы с 3 верными вариантами ответов из шести. ВНИМАНИЕ: ответы на вопросы Задания 2 вводятся в порядке возрастания и без каких-либо знаков между цифрами. Например, 123 16. Приспособления животных к недостатку влаги 1. отложения жира 2. повышение интенсивности обменных процессов 3. дневной образ жизни 4. укрытие в норах 5. ночной образ жизни 6. обтекаемая форма тела | ||||||||||
Правильный ответ 145 | ||||||||||
Вопрос № 17 3 балла(ов) | ||||||||||
17. Приспособление организмов к паразитическому образу жизни 1. отсутствие у всех паразитов пищеварительной системы 2. высокая степень развития половой системы и интенсивное размножение 3. наличие защитных покровов и выделение антиферментов 4. высокая степень развития нервной системы и органов чувств 5. наличие специальных органов прикрепления 6. хорошее развитие опорной системы | ||||||||||
Правильный ответ 235 | ||||||||||
Вопрос № 18 3 балла(ов) | ||||||||||
18. У животных фотопериодизм регулирует 1. цветение, опыление, миграции 2. линьку, брачное поведение и размножение 3. накопление жира, перелеты птиц 4. миграции, листопад, движение соков 5. способы перекрестного опыления 6. стимуляцию или угнетение деятельности половых желез | ||||||||||
Правильный ответ 236 | ||||||||||
Вопрос № 19 3 балла(ов) | ||||||||||
19. Важнейшие мероприятия по охране генофонда растений и животных 1. залуживание осушенных торфяников 2. защитные лесонасаждения 3. разведение сельскохозяйственных пород животных 4. разведение редких растений в специальных хозяйствах 5. создание заповедников и заказников 6. содержание и разведение редких животных в неволе | ||||||||||
Правильный ответ 456 | ||||||||||
Вопрос № 20 4 балла(ов) | ||||||||||
Задание 3. Установите соответствие между предложенными понятиями. 20. Установите соответствие между видами удобрений и их влиянием на жизнь растения | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 21 4 балла(ов) | ||||||||||
21. Установите соответствие между примерами и типами адаптаций у организмов | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 22 4 балла(ов) | ||||||||||
22. Установите соответствие между видами млекопитающих и их принадлежность к определенной экологической группе | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 23 4 балла(ов) | ||||||||||
23. Установите соответствие между авторами и их известными научными трудами | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 24 5 балла(ов) | ||||||||||
Задание 4. Определите правильную последовательность. ВНИМАНИЕ: ответ вводится без каких-либо знаков между цифрами. 24. Установите последовательность этапов вторичной сукцессии 1. накопление торфа 2. мокрый луг 3. заросли кустарников 4. неполное разложение поступающих в озеро органических веществ вследствие недостатка кислорода 5. болото | ||||||||||
Правильный ответ 41523 | ||||||||||
Вопрос № 25 5 балла(ов) | ||||||||||
25. Установите последовательность процессов, происходящих в водоеме при попадании в него больших количеств минеральных удобрений с полей 1. массовая гибель рыб и других организмов 2. снижение содержания кислорода в воде 3. увеличение содержания минеральных веществ в воде 4. отмирание и гниение одноклеточных водорослей и цианобактерий 5. массовое развитие одноклеточных водорослей и цианобактерий | ||||||||||
Правильный ответ 35421 | ||||||||||
Вопрос № 26 5 балла(ов) | ||||||||||
Задание 5. Выбери правильные суждения. ВНИМАНИЕ: ответ на вопрос Задания 5 вводится в порядке возрастания и без каких-либо знаков между цифрами. Например, 123 1. Гетеротрофы используют в качестве источника углерода углекислый газ. 2. Уровень панмиксии (свободного скрещивания) внутри популяции выше, чем между особями разных популяций. 3. Растительный компонент биоценоза называется зооценозом, а животный – фитоценозом. 4. Под пологом елового леса, как правило, встречаются разнообразные виды травянистый и кустарниковых форм. 5. Пищевые цепи, начинающиеся с живых фотосинтезирующих организмов, еще называют пастбищными цепями. 6. При передаче энергии с одного трофического уровня на другой большая часть энергии рассеивается в виде тепла. 7. Самой высокой биомассой и продуктивностью обладают тропические дождевые леса, а самой низкой – пустыни и тундры. 8. В геологическом круговороте движущей силой является деятельность живых организмов. 9. Сферу разумной деятельности человека по отношению к природе еще называют ноосферой. | ||||||||||
Правильный ответ 25679 | ||||||||||