Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Школьный тур ВОШ по обществознанию | ||||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||||
9 класс. Блок № 1 | ||||||||||||
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов | ||||||||||||
Задание № 1 | ||||||||||||
«Да» или «нет»? Определите, являются ли верными следующие суждения | ||||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||||
Апатриды — это лица, не являющиеся гражданами данного государства и имеющие гражданство (подданство) иностранного государства | ||||||||||||
Да | ||||||||||||
Нет Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||||
Представленное изображение иллюстрирует такую функцию денег как средство платежа | ||||||||||||
Да | ||||||||||||
Нет Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||||
"Если последние 50 тысяч лет человеческого существования разделить на срок человеческой жизни продолжительностью приблизительно 62 года, то всего было около 800 таких сроков. А из них 650 человек провёл в пещерах. Только во время последних 70 сроков благодаря письменности стало возможным эффективное общение поколений. За последние шесть большинство людей увидело печатное слово. За четыре человек научился измерять время, а за два появился тот, кто впервые использовал электрический мотор" Данный отрывок из книги Элвина Тоффлера иллюстрирует закон ускорения общественного развития | ||||||||||||
Да Это правильный ответ | ||||||||||||
Нет | ||||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||||
Принятый Федеральным Собранием закон направляется для утверждения в Правительство РФ | ||||||||||||
Да | ||||||||||||
Нет Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||||
Горожане, парижане, русские, москвичи - всё это примеры общностей, выделенных по территориальному (поселенческому) признаку | ||||||||||||
Да | ||||||||||||
Нет Это правильный ответ | ||||||||||||
Задание № 2 | ||||||||||||
Выберите один ответ — наиболее полный и правильный | ||||||||||||
Вопрос № 1 2 балла(ов) | ||||||||||||
Какой из органов власти входит в структуру Министерства внутренних дел РФ? | ||||||||||||
Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции Это правильный ответ | ||||||||||||
Российский федеральный центр судебной экспертизы | ||||||||||||
Генеральная прокуратура РФ | ||||||||||||
Верховный суд РФ | ||||||||||||
Вопрос № 2 2 балла(ов) | ||||||||||||
Что объединяет понятия, образующие представленный ряд? Монархия, федерация, демократия, республика, авторитаризм, унитарное государство | ||||||||||||
формы государства Это правильный ответ | ||||||||||||
формы правления | ||||||||||||
формы государственного устройства | ||||||||||||
политические режимы | ||||||||||||
Вопрос № 3 2 балла(ов) | ||||||||||||
"Ноздрёв был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории" (Н. В Гоголь) Какой из законов формальной логики нарушен в данном рассуждении? | ||||||||||||
закон тождества Это правильный ответ | ||||||||||||
закон непротиворечия | ||||||||||||
закон исключённого третьего | ||||||||||||
закон достаточного основания | ||||||||||||
Вопрос № 4 2 балла(ов) | ||||||||||||
"Богатство, согласно Аристотелю, является реальным благом, потому, что оно есть необходимое средство для телесного здоровья, жизненной силы и удовольствия. Без определённого количества богатства мы не сумеем наслаждаться здоровьем, жизненной силой или удовольствием, а без этих вещей мы не можем жить хорошо". (М. Адлер. "Аристотель для всех") Назовите критерий социальной стратификации, о котором идёт речь в этом отрывке. | ||||||||||||
доход (уровень дохода) Это правильный ответ | ||||||||||||
престиж профессии | ||||||||||||
уровень образования | ||||||||||||
доступ к власти | ||||||||||||
Вопрос № 5 2 балла(ов) | ||||||||||||
Дано: Объём выпускаемой фирмой продукции - 300 единиц, Средние переменные издержки = $3, Средние постоянные издержки = $2. Чему равны общие издержки фирмы? | ||||||||||||
$5 | ||||||||||||
$1500 Это правильный ответ | ||||||||||||
$750 | ||||||||||||
$1750 | ||||||||||||
для решения не хватает данных | ||||||||||||
Задание № 3 | ||||||||||||
Выберите ВСЕ верные ответы Внимание! В поле ответа следует вписать цифры одним числом, без скобок, пробелов и знаков препинания, располагая цифры в порядке возрастания! | ||||||||||||
Вопрос № 1 3 балла(ов) | ||||||||||||
Выберите признаки, характеризующие индустриальное общество 1. Провозглашение политических свобод 2. Ведущую роль играют сфера услуг, наука, образование 3. Развитие крупной машинной промышленности 4. Ценность стабильности и традиций 5. Основной вид экспорта - интеллектуальные продукты (программы, технологии, изобретения и т. д.) 6. Появление массовой культуры | ||||||||||||
Правильный ответ 135 | ||||||||||||
Вопрос № 2 3 балла(ов) | ||||||||||||
Все официальные средства массовой информации государства N. провозглашают, что государство N. является демократическим. По каким признакам можно установить, является ли оно таковым в действительности? 1. Государство активно защищает государственную собственность 2. В государстве установлена монополия государства на идеологию 3. Государство соблюдает и защищает права человека 4. В государстве сложилась многопартийная система 5. Государство N. - правовое государство 6. В государстве действует принцип идеологического плюрализма | ||||||||||||
Правильный ответ 3456 | ||||||||||||
Вопрос № 3 3 балла(ов) | ||||||||||||
"В бывшем СССР дама хочет купить Lada <...> продавец в салоне заявляет, что машины в большом дефиците <...> - Приходите через два года, 17 марта, - говорит он. Дама заглядывает в свой календарь. - А утром или после обеда? - спрашивает она. - Да какая разница?! - мрачно отвечает продавец. - Это же через целых два года! - У меня на этот день вызван водопроводчик, - слышит он в ответ". (Ч. Уилан. "Голая экономика") Выберите из предложенного списка все суждения, верно характеризующие описанную в ситуации экономическую систему. 1. Главным стимулом экономической деятельности является стремление выжить 2. Централизованное регулирование осуществляется не только в сфере производства товаров и услуг, но и в сфере их распределения 3. Основой экономической системы является индивидуальная свобода в принятии и реализации экономических решений 4. Следствием централизованного ценообразования является дефицит товаров и услуг 5. Монополия государства подавляет потребность реагировать на желания клиентов 6. Рынки (автомобилей и коммунальных услуг) находятся в постоянном взаимодействии, образуя единую сложную систему | ||||||||||||
Правильный ответ 245 | ||||||||||||
Вопрос № 4 3 балла(ов) | ||||||||||||
Выберите верные суждения об общественном прогрессе 1. Суть общественного прогресса составляет направленное развитие от менее совершенного к более совершенному 2. Связи и отношения между людьми представляет собой один из критериев прогресса 3. Ускоренный прогресс нередко оплачивался ценой маргинализации целых поколений 4. Общественный прогресс характеризует движение от высшего к низшему 5. Общественный прогресс противоречив: совершенствование в одних областях не исключает деградации в других 6. Причина общественного прогресса - в возрастании потребностей человека и общества | ||||||||||||
Правильный ответ 1356 | ||||||||||||
Вопрос № 5 3 балла(ов) | ||||||||||||
Найдите в приведённом ниже списке примеры нисходящей вертикальной мобильности 1. Социальный статус Папы Римского и епископов за последние три столетия понизился 2. После службы в армии Василий А. остался жить и работать в том городе, где служил 3. Врач-терапевт областной поликлиники стал заведовать отделением в новой районной больнице 4. Группа Жданова оказалась побеждённой и уступила место группе Берия и Маленкова 5. Семья бухгалтера Петрова приехала в деревню из города и обзавелась фермерским хозяйством 6. По древнеримскому закону, если свободная женщина выходила замуж за раба, её дети становились рабами | ||||||||||||
Правильный ответ 146 | ||||||||||||
Задание № 4 | ||||||||||||
Установите соответствие | ||||||||||||
Вопрос № 1 5 балла(ов) | ||||||||||||
Используя приведенные слова и словосочетания, составьте определения обществоведческих понятий. Соотнесите определение с соответствующим ему понятием. | ||||||||||||
| ||||||||||||
Вопрос № 2 5 балла(ов) | ||||||||||||
Соотнесите вид конституции с его краткой характеристикой | ||||||||||||
| ||||||||||||
Вопрос № 3 5 балла(ов) | ||||||||||||
Установите соответствие между цитатами и формулировками смысла высказываний | ||||||||||||
| ||||||||||||
Задание № 5 | ||||||||||||
Художественная литература как источник социальной информации В сатирических сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина персоналии и сюжеты максимально приближены к реальности. Так, например, «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» полна любопытных деталей о финансовом положении и финансовых отношениях ее героев. | ||||||||||||
Вопрос № 1 2 балла(ов) | ||||||||||||
О каком легальном источнике дохода отставных генералов известно из текста повести? | ||||||||||||
наследство | ||||||||||||
сбережения, сделанные за время службы | ||||||||||||
пенсия, назначенная государством Это правильный ответ | ||||||||||||
доход с поместий | ||||||||||||
Вопрос № 2 2 балла(ов) | ||||||||||||
Как повлияло пребывание генералов на острове на их текущее финансовое положение? | ||||||||||||
Оно не изменилось. | ||||||||||||
Оно улучшилось, пока генералы были на острове. Это правильный ответ | ||||||||||||
Оно ухудшилось, поскольку генералам, ввиду их исчезновения, перестали выплачивать пенсию. | ||||||||||||
Вопрос № 3 2 балла(ов) | ||||||||||||
Предположим, что мужик, прокормивший генералов, так и продолжал жить на острове. Как в этом случае он мог воспользоваться пятаком серебра, который ему выслали в благодарность генералы? | ||||||||||||
Никак Это правильный ответ | ||||||||||||
Положил бы в банк, чтобы жить на проценты | ||||||||||||
Купил бы земли на острове | ||||||||||||