Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Школьный тур ВОШ по обществознанию | ||||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||||
11 класс. Блок № 1 | ||||||||||||
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов | ||||||||||||
Задание № 1 | ||||||||||||
«Да» или «нет»? Определите, являются ли верными следующие суждения | ||||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||||
Отличительной характеристикой познавательной деятельности школьника является нацеленность на получение знания, нового для всего человечества | ||||||||||||
Да | ||||||||||||
Нет Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||||
Утверждение «Структурная перестройка экономики должна осуществляться постепенно» относится к нормативной экономике. | ||||||||||||
Да Это правильный ответ | ||||||||||||
Нет | ||||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||||
По Жан-Жаку Руссо, единственной законной формой политической власти может быть та, при которой все люди согласились с выбранным управляющим органом и согласны его поддерживать в рамках социального договора | ||||||||||||
Да Это правильный ответ | ||||||||||||
Нет | ||||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||||
Политический абсентизм не означает полного выключения человека из поля политических властных отношений, ибо он, как правило, остаётся законопослушным гражданином, может быть исправным налогоплательщиком | ||||||||||||
Да Это правильный ответ | ||||||||||||
Нет | ||||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||||
В противоположность структурному функционализму, сторонники которого считают, что индустриальное общество конфликтно по своей природе, марксизм и современные представители теории конфликтов рассматривают индустриальное общество как высоко дифференцированную и интегрированную систему | ||||||||||||
Да | ||||||||||||
Нет Это правильный ответ | ||||||||||||
Задание № 2 | ||||||||||||
Выберите один ответ — наиболее полный и правильный | ||||||||||||
Вопрос № 1 2 балла(ов) | ||||||||||||
Маяк, находящийся под управлением государственного органа, неизбежно является общественным товаром потому, что: | ||||||||||||
частным компаниям невыгодно его строить | ||||||||||||
он является товаром общего пользования и принадлежит государству | ||||||||||||
свет маяка может использоваться кораблями, владельцы которых не платят за его услуги, и такое поведение нельзя, и даже нерационально, запрещать Это правильный ответ | ||||||||||||
владельцы судов не будут платить за маяк, так как они страхуют свои суда и грузы для возмещения возможных убытков | ||||||||||||
Вопрос № 2 2 балла(ов) | ||||||||||||
Какое из приведённых умозаключений содержит логическую ошибку? | ||||||||||||
Все ужи - пресмыкающиеся. Это животное не является пресмыкающимся. ________________________________________ Это животное не является ужом. | ||||||||||||
Дельфины не рыбы. Щуки не дельфины. ________________ Дельфины не щуки. Это правильный ответ | ||||||||||||
Благородный труд заслуживает уважения. Труд учителя есть благородный труд. _____________________________________ Труд учителя заслуживает уважения. | ||||||||||||
Все рыбы - позвоночные животные, так как рыбы имеют скелет. Все акулы - рыбы, так как акулы дышат жабрами. ___________________________________________________________ Все акулы - позвоночные животные. | ||||||||||||
Вопрос № 3 2 балла(ов) | ||||||||||||
"Представьте, что молния попала в дерево в густом лесу. Дерево раскололось пополам, ветки осыпались. Некоторые из них загорелись, и в лесу возник пожар. Лесной пожар и все остальные изменения, произошедшие от удара молнии, являются природными, не так ли? А если по лесу гуляет человек и небрежно выбрасывает зажжённую сигарету? Сигарета поджигает сухие листья подлеска, и вскоре лес в огне. Этот лесной пожар вызван человеком так же, как первый был вызван молнией. Первый – творение природы. А второй пожар, причиной которого стал человек, оказался искусственным, а не природным?" (М. Адлер. "Аристотель для всех") Какие два вида юридических фактов нашли отражение в этом отрывке? | ||||||||||||
Правонарушения и преступления | ||||||||||||
События и действия Это правильный ответ | ||||||||||||
Административные проступки и уголовные преступления | ||||||||||||
Правомерные и неправомерные действия | ||||||||||||
Вопрос № 4 2 балла(ов) | ||||||||||||
"На современной Чикагской товарной бирже можно купить или продать фьючерсный контракт, основанный на средней температуре воздуха в Лос-Анджелесе. А в Чикагской торговой палате можно купить и продать право на выбросы оксида серы. Да-да, вы правильно поняли: вы можете зараотать (или потерять) деньги на торговле смогом". (Ч. Уилан. "Голая экономика") Как называется тип рынка, на котором можно совершить описанные в приведённой цитате сделки? | ||||||||||||
рынок товаров и услуг | ||||||||||||
рынок факторов производства | ||||||||||||
фондовый рынок Это правильный ответ | ||||||||||||
национальный рынок | ||||||||||||
Вопрос № 5 2 балла(ов) | ||||||||||||
1683 бесхозных исторических памятника обнаружили аудиторы Контрольно-счётной палаты в Москве. Они выяснили, что собственники или пользователи отсутствуют у 43% сооружений, внесённых в реестр недвижимого культурного наследия. Что из перечисленного НЕ является возможной правовой мерой, направленной на сохранение культурного наследия? | ||||||||||||
отражение в госбюджете источников финансирования содержания исторического культурного наследия столицы (возможно, как отдельной статьи расходов) | ||||||||||||
совершенствование законодательной базы по вопросам сохранения культурного наследия | ||||||||||||
Ужесточение юридической ответственности за неисполнение конституционной обязанности гражданина по сохранению памятников истории и культуры | ||||||||||||
анализ современного состояния проблемы сохранения культурного наследия, разработка путей решения Это правильный ответ | ||||||||||||
Задание № 3 | ||||||||||||
Выберите ВСЕ верные ответы Внимание! В поле ответа следует вписать цифры одним числом, без скобок, пробелов и знаков препинания, располагая цифры в порядке возрастания! | ||||||||||||
Вопрос № 1 3 балла(ов) | ||||||||||||
Выберите верные суждения о мировоззрении человека 1. Мировоззрение даёт человеку ориентиры, цели, методы познания и деятельности 2. Мировоззрение представляет собой систему взглядов человека на окружающий мир и место в нём 3. Мировоззрение представляет собой волевое личностное качество и проявляется в осуществлении контроля за собственной деятельностью 4. В структуру мировоззрения входят знания, принципы, идеи, убеждения, идеалы, духовные ценности 5. Мировоззрение выражает научные методы познания определённых явлений окружающей жизни | ||||||||||||
Правильный ответ 124 | ||||||||||||
Вопрос № 2 3 балла(ов) | ||||||||||||
Выберите верные суждения о признаках малой социальной группы. 1. Численный состав малой группы невозможно установить 2. В малой группе объективно существует постоянная цель совместной деятелльности 3. Непосредственные межличностные контакты в малой группе не проявляются 4. Малая группа предполагает пространственное и временное соприсутствие людей, которое даёт возможность для личных контактов 5. В малой группе выражены межличностные эмоциональные взаимосвязи между её участниками | ||||||||||||
Правильный ответ 245 | ||||||||||||
Вопрос № 3 3 балла(ов) | ||||||||||||
Выберите примеры фрикционной безработицы 1. брокер, лишившийся работы во время финансового кризиса 2. инженер, который собирается уволиться и найти более высокооплачиваемую работу 3. парикмахер, работающий неполный рабочий день 4. врач, приехавший из другого города и ищущий работу по специальности 5. программист, уволившийся из-за конфликта с руководством | ||||||||||||
Правильный ответ 45 | ||||||||||||
Вопрос № 4 3 балла(ов) | ||||||||||||
Выберите верные суждения о федеративном устройстве России 1. Территория Российской Федерации включает в себя территории её субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними 2. Границы между субъектами РФ не подлежат изменению 3. Россия представляет постоянный союз самостоятельных государств, обеспечивающий совместное решение внешнеполитических и экономических вопросов 4. Республики в составе Российской Федерации вправе устанавливать свои государственные языки 5. На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств | ||||||||||||
Правильный ответ 145 | ||||||||||||
Вопрос № 5 3 балла(ов) | ||||||||||||
Пётр Сергеевич решил составить завещание на внука. Какие из условий, представленных ниже, соответствуют институту наследования в гражданском праве? 1. Наследование по закону осуществляется, если невозможно наследование по завещанию 2. Внук относится к первой очереди наследников 3. Наследодатель не имеет права изменить завещание 4. Передать наследникам по общему правилу можно только то имущество, которым владел наследодатель 5. Наследуются не только вещи и права, но и обязанности | ||||||||||||
Правильный ответ 145 | ||||||||||||
Задание № 4 | ||||||||||||
Установите соответствие | ||||||||||||
Вопрос № 1 5 балла(ов) | ||||||||||||
Используя приведенные слова и словосочетания, составьте определения обществоведческих понятий. Соотнесите определение с соответствующим ему понятием. | ||||||||||||
| ||||||||||||
Вопрос № 2 5 балла(ов) | ||||||||||||
Соотнесите школы и направления экономической мысли с фрагментами трудов учёных - представителей этих школ | ||||||||||||
| ||||||||||||
Вопрос № 3 5 балла(ов) | ||||||||||||
Соотнесите виды ценных бумаг и их определения. | ||||||||||||
| ||||||||||||
Вопрос № 4 5 балла(ов) | ||||||||||||
Соотнесите названия глобальных проблем с их сущностью, проявлениями | ||||||||||||
| ||||||||||||
Задание № 5 | ||||||||||||
Работа по конструированию эссе Высказывание: "Законы хороши, но их надобно ещё хорошо исполнять, чтобы люди были счастливы (Н. М. Карамзин)" | ||||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||||
Назовите науку, с которой непосредственно связан смысл данного высказывания | ||||||||||||
Философия | ||||||||||||
Экономика | ||||||||||||
Социология, социальная психология | ||||||||||||
Политология | ||||||||||||
Правоведение Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 2 2 балла(ов) | ||||||||||||
Проблема, поднятая автором. Выберите правильный ответ | ||||||||||||
Проблема необходимости принятия новых законов | ||||||||||||
Проблема надлежащего исполнения законов. Ведь даже от очень хорошего закона не будет пользы, если его не будут исполнять Это правильный ответ | ||||||||||||
Проблема функций государства по обеспечению целостности и суверенитета | ||||||||||||
Проблема гражданско-правовой ответственности в современной экономике | ||||||||||||
Вопрос № 3 2 балла(ов) | ||||||||||||
Смысл высказывания. Выберите правильный ответ | ||||||||||||
Автор убеждён, что достичь всеобщего счастья можно в правовом государстве, где закон обладает верховенством и исполняется всеми без исключения членами общества Это правильный ответ | ||||||||||||
Автор определяет признаки, отличающие закон от других источников права | ||||||||||||
Автор убеждён в ненужности большинства законов, их бессмысленности и неисполнимости | ||||||||||||
Автор характеризует основные стадии законотворчества | ||||||||||||
Вопрос № 4 5 балла(ов) | ||||||||||||
Ниже представлен список возможных аргументов для аргументации в эссе. Отметьте цифрой 1 теоретические аргументы, цифрой 2 - фактические. Получившуюся комбинацию цифр запишите в поле для ответа одним числом, без скобок, пробелов и знаков препинания А. Правовая культура граждан предполагает знание ими своих обязанностей и прав, умение ими пользоваться, уважительное отношение к праву, противостоящее "правовому нигилизму". Б. Неограниченная никакими законами власть А. Гитлера в фашистской Германии привела к массовому нарушению прав и свобод миллионов людей во всём мире, к гибели ни в чём неповинных людей и сделала несчастными миллионы. В. Закон - обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Г. Идея правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства правом, на установление правления законов, а не людей, на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством. Д. Содержание закона образует первичные нормы, которые в отдельных случаях получают дальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных актах. Е. По данным одного из социологических опросов, размещённых в Интернете, более 50% респондентов признались, что хотя бы однажды нарушили закон и ничего страшного в этом не видят. | ||||||||||||
Правильный ответ 121112 | ||||||||||||