Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Школьный тур ВОШ по обществознанию | ||||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||||
11 класс. Блок № 2 | ||||||||||||
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов | ||||||||||||
Задание № 1 | ||||||||||||
«Да» или «нет»? Определите, являются ли верными следующие суждения | ||||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||||
Группа учёных Казанского медицинского университета предположила, что существует генетическая предрасположенность к занятиям силовыми видами спорта. Данный пример иллюстрирует такую форму научного познания, как научная теория | ||||||||||||
Да | ||||||||||||
Нет Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||||
Побочным (внешним) эффектом строительства второй очереди целлюлозно-бумажного комбината на Байкале может быть увеличение спроса на услуги учителей в Иркутской области. | ||||||||||||
Да Это правильный ответ | ||||||||||||
Нет | ||||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||||
Согласно утилитаризму, человек получает информацию об окружающем мире через органы чувств, а восприятие чувственного опыта запускает процесс, в результате которого формируются знания и убеждения | ||||||||||||
Да | ||||||||||||
Нет Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||||
Конфедерация, как форма союза государств, сохраняющих суверенитет, сравнительно редко встречалась в истории и является переходной формой либо к федерации, либо к полному распаду союза | ||||||||||||
Да Это правильный ответ | ||||||||||||
Нет | ||||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||||
Согласно классификации социальных действий М. Вебера, традиционное действие - это действие, характеризующееся ясностью и однозначностью осознания действующим субъектом своей цели, которую он соотносит с рационально осмысленными средствами, обеспечивающими её достижение | ||||||||||||
Да | ||||||||||||
Нет Это правильный ответ | ||||||||||||
Задание № 2 | ||||||||||||
Выберите один ответ — наиболее полный и правильный | ||||||||||||
Вопрос № 1 2 балла(ов) | ||||||||||||
Светофор является примером общественного товара, потому что: | ||||||||||||
частным фирмам невыгодно его изготовлять и обслуживать | ||||||||||||
это товар общего пользования и невозможно заставить платить за светофор тех и только тех, кто им будет пользоваться Это правильный ответ | ||||||||||||
только местные власти могут определить, в каком месте, и в каком режиме им пользоваться | ||||||||||||
частные фирмы не стремятся финансировать общественные нужды | ||||||||||||
Вопрос № 2 2 балла(ов) | ||||||||||||
Какое из приведённых умозаключений содержит логическую ошибку? | ||||||||||||
Если бухта замёрзла, то суда не смогут входить в бухту. Суда не могут входить в бухту. _______________________________________________________ Бухта замёрзла. Это правильный ответ | ||||||||||||
Всё, что способствует прогрессу общества, заслуживает уважения. Благородный труд способствует прогрессу общества. _______________________________________________________________ Благородный труд заслуживает уважения. | ||||||||||||
Всё, что укрепляет здоровье - полезно. Спорт укрепляет здоровье. Лёгкая атлетика - спорт. Бег - вид лёгкой атлетики. _____________________________________ Бег полезен. | ||||||||||||
Все злаки - растения. Рожь - злак. ____________________ Рожь - растение. | ||||||||||||
Вопрос № 3 2 балла(ов) | ||||||||||||
"Аристотель считал, что к важнейшим трём измерениям человека относятся созидание, деяние и мышление. В третьем измерении, мышлении, человек выступает в качестве ученика, впитывающего знания всех сортов – знания не только о природе, не только об обществе, частью которого он является, не только о природе человека, но и о самом знании" (М. Адлер. "Аристотель для всех") О каких двух видах научного познания идёт речь в этом отрывке? | ||||||||||||
Чувственное и рациональное познание | ||||||||||||
Эмпирический и теоретический уровни научного познания | ||||||||||||
Естествознание и социальное познание Это правильный ответ | ||||||||||||
Художественно-образное и паранаучное знание | ||||||||||||
Вопрос № 4 2 балла(ов) | ||||||||||||
"Скандинавские страны, в которых реализуются щедрые государственные программы, финансируемые за счёт высоких предельных налоговых ставок, в своё время пережили резкое возрастание чёрного рынка. По оценкам специалистов, теневая экономика в Норвегии выросла с 1,5% от ВВП в 1960 г. до 18% в середине 1990-х" (Ч. Уилан. "Голая экономика") Как называется экономическую модель, которую иллюстрирует приведённая цитата? | ||||||||||||
Кривая Лоренца | ||||||||||||
Закон Энгеля | ||||||||||||
Уравнение Фишера | ||||||||||||
Кривая Лаффера Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 5 2 балла(ов) | ||||||||||||
Зимой 2011 г. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России привлекла к административной ответственности трёх крупнейших мобильных операторов связи - ООО "МТС", ООО "Вымпелком", ООО "Мегафон" - за злоупотребление доминирующим положением. Ранее по рассмотрению дела ФАС России признала их нарушившими Закон "О защите конкуренции". Выберите из предложенного списка НЕверное предположение по современному состоянию развития предпринимательского права (на основе приведённых фактов) | ||||||||||||
приняты и работают законы, поддерживающие конкуренцию в условиях рыночной экономики | ||||||||||||
юридически определены основные организационные формы предпринимательской деятельности | ||||||||||||
законодательная база предпринимательского права ещё не сложилась Это правильный ответ | ||||||||||||
правовые основы предпринимательской деятельности включают в себя не только нормы, но и санкции за их нарушение | ||||||||||||
Задание № 3 | ||||||||||||
Выберите ВСЕ верные ответы Внимание! В поле ответа следует вписать цифры одним числом, без скобок, пробелов и знаков препинания, располагая цифры в порядке возрастания! | ||||||||||||
Вопрос № 1 3 балла(ов) | ||||||||||||
Выберите верные суждения о мышлении 1. Под мышлением понимается процесс познавательной деятельности человека 2. Мышление и чувственный опыт - диаметрально противоположные и не связанные друг с другом процессы 3. Мышление человека протекает в форме суждений и умозаключений 4. Исследовать мышление раньше было невозможно, поэтому исследования в этой области до нашего времени не велись 5. Мышление является функцией головного мозга | ||||||||||||
Правильный ответ 135 | ||||||||||||
Вопрос № 2 3 балла(ов) | ||||||||||||
Выберите верные суждения об отклоняющемся поведении 1. Отклоняющееся поведение проявляется в отдельных поступках, противоречащих принятым в обществе социальным нормам 2. Отклоняющееся поведение может быть как общественно неопасным, так и общественно опасным 3. Отклоняющееся поведение всегда носит индивидуальный характер 4. Отклоняющееся поведение соответствует ролевому поведению человека в обществе 5. Основными видами отклоняющегося поведения являются преступность, наркомания, проституция, алкоголизм | ||||||||||||
Правильный ответ 125 | ||||||||||||
Вопрос № 3 3 балла(ов) | ||||||||||||
Выберите верные суждения о занятости и безработице 1. Человек, который долго искал работу и прекратил её поиски, относится к категории безработных 2. Если человек работает неполный рабочий день, то он относится к категории занятых 3. Если человек не имеет работы, то он числится безработным 4. Рабочая сила включает занятых и безработных 5. Самый высокий уровень безработицы наступает во время экономического кризиса | ||||||||||||
Правильный ответ 245 | ||||||||||||
Вопрос № 4 3 балла(ов) | ||||||||||||
Выберите верные суждения о формах демократии 1. В политической практике сочетаются формы прямой (непосредственной) и представительной демократии 2. Референдум является формой прямой (непосредственной) демократии 3. Демократическим может быть признано только государство, в котором наиболее часто используется форма прямой демократии 4. Выборы являются формой представительной демократии 5. Проведение референдума требует согласования с международными политическими организациями | ||||||||||||
Правильный ответ 124 | ||||||||||||
Вопрос № 5 3 балла(ов) | ||||||||||||
Иван Степанович решил заняться предпринимательством. Какие из характеристик субъектов предпринимательского права соответствуют действующему законодательству? 1. Физические лица могут реализовывать предпринимательскую деятельность в рамках индивидуального предпринимательства 2. Учредителями общества с ограниченной ответственностью могут быть только физические лица 3. Участники общества с ограниченной ответственностью по всем обязательствам отвечают в пределах внесённых вкладов 4. Индивидуальный предприниматель по всем обязательствам отвечает всем своим имуществом 5. Имущество общества с ограниченной ответственностью является неделимым | ||||||||||||
Правильный ответ 134 | ||||||||||||
Задание № 4 | ||||||||||||
Установите соответствие | ||||||||||||
Вопрос № 1 5 балла(ов) | ||||||||||||
Используя приведенные слова и словосочетания, составьте определения обществоведческих понятий. Соотнесите определение с соответствующим ему понятием. | ||||||||||||
| ||||||||||||
Вопрос № 2 5 балла(ов) | ||||||||||||
Соотнесите школы и направления экономической мысли с фрагментами трудов учёных - представителей этих школ | ||||||||||||
| ||||||||||||
Вопрос № 3 5 балла(ов) | ||||||||||||
Соотнесите названия финансовой организации и выполняемую ей функцию | ||||||||||||
| ||||||||||||
Вопрос № 4 5 балла(ов) | ||||||||||||
Соотнесите названия международных организаций, участвующих в решении глобальных проблем, со сферами их деятельности | ||||||||||||
| ||||||||||||
Задание № 5 | ||||||||||||
Работа по конструированию эссе Высказывание: "Значение непроизводственных активов сегодня растёт. Идеи, люди, групповая работа, коммуникации, энтузиазм и, наконец, знания" (Алан М. Вебер) | ||||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||||
Назовите науку, с которой непосредственно связан смысл данного высказывания | ||||||||||||
Философия | ||||||||||||
Экономика Это правильный ответ | ||||||||||||
Социология, социальная психология | ||||||||||||
Политология | ||||||||||||
Правоведение | ||||||||||||
Вопрос № 2 2 балла(ов) | ||||||||||||
Проблема, поднятая автором. Выберите правильный ответ | ||||||||||||
Проблема рационального использования ресурсов | ||||||||||||
Проблема роли новых факторов производства в экономической деятельности, эффективности управления ими Это правильный ответ | ||||||||||||
Проблема способов накопления первоначального капитала в организации производства | ||||||||||||
Проблема ограниченности финансовых и трудовых ресурсов в условиях современной рыночной экономики | ||||||||||||
Вопрос № 3 2 балла(ов) | ||||||||||||
Смысл высказывания. Выберите правильный ответ | ||||||||||||
Автор убеждён в том, что главная роль в современном производстве сегодня принадлежит таким факторам, как земля, труд, капитал | ||||||||||||
Автор определяет инновационный характер современной экономики, подчёркивает необходимость достижения высокой эффективности производства за счёт лучшего использования нематериальных активов предприятия Это правильный ответ | ||||||||||||
Автор утверждает, что современная экономика должна учитывать обычаи, традиции и опыт предыдущих поколений по использованию ограниченных ресурсов | ||||||||||||
Автор выступает за широкое применение в практике современной фирмы административно-командных методов управления | ||||||||||||
Вопрос № 4 5 балла(ов) | ||||||||||||
Ниже представлен список возможных аргументов для аргументации в эссе. Отметьте цифрой 1 теоретические аргументы, цифрой 2 - фактические. Получившуюся комбинацию цифр запишите в поле для ответа одним числом, без скобок, пробелов и знаков препинания А. Экономическая эффективность определяется соотношением экономического эффекта (результата) и затрат, породивших этот эффект (результат). Б. Чем меньше объём затрат и чем больше величина результата хозяйственной деятельности, тем выше эффективность. В. Корпорации Apple, Microsoft стали успешными, благодаря использованию новейших научных достижений. Г. Ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг, традиционно разделяются на виды: труд, капитал, земля, предпринимательские способности. Д. К новым факторам производства относится информация (новые технологии, достижения науки и техники) Е. Предпринимательские способности - это фактор, связывающий воедино остальные ресурсы производства. | ||||||||||||
Правильный ответ 112111 | ||||||||||||