Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Школьный тур ВОШ по биологии | ||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||
8 класс. Блок № 2 | ||||||||||
40 минут на выполнение блока. Из них 40 минут на ввод ответов | ||||||||||
Задание № 1 | ||||||||||
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 8 класс. 2017 год 2 блок Дорогие ребята! Поздравляем вас с участием в I этапе Всероссийской олимпиаде школьников по биологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, – не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только биологических знаний, но и общей эрудиции. Успеха Вам в работе! | ||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||
Задание 1 Задание включает вопросы, к каждому из которых предложено несколько вариантов ответов. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным 1. Отличительная черта бактерий от других царств живой природы: | ||||||||||
1) цитоплазма содержит вакуоли | ||||||||||
2) имеются жгутики | ||||||||||
3) ядерное вещество рассеяно в цитоплазме Это правильный ответ | ||||||||||
4) отсутствуют пластиды | ||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||
2. Бактерии в виде запятой называются: | ||||||||||
1) кокками | ||||||||||
2) спириллами | ||||||||||
3) вибрионами Это правильный ответ | ||||||||||
4) бациллами | ||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||
3. Личинки аскариды человеческой паразитируют в: | ||||||||||
1) легких Это правильный ответ | ||||||||||
2) тонком кишечнике | ||||||||||
3) толстом кишечнике | ||||||||||
4) в печени | ||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||
4. Кровеносная система дождевого червя: | ||||||||||
1. незамкнутая | ||||||||||
2. замкнутая с двухкамерным сердцем | ||||||||||
3. замкнутая с несколькими «сердцами» Это правильный ответ | ||||||||||
4. незамкнутая с несколькими «сердцами» | ||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||
5. Половой процесс у малярийного плазмодия происходит: | ||||||||||
1. в желудке комара Это правильный ответ | ||||||||||
2. в крови комара | ||||||||||
3. в крови человека | ||||||||||
4. в печени человека | ||||||||||
Вопрос № 6 1 балла(ов) | ||||||||||
6. Это насекомое было одомашнено человеком 5000 лет назад. В настоящее время в диком состоянии оно уже не встречается: | ||||||||||
1. пчела медоносная | ||||||||||
2. непарный шелкопряд | ||||||||||
3. тутовый шелкопряд Это правильный ответ | ||||||||||
4. комар пискун | ||||||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||||||
7. Каким образом пчела-разведчица, отыскавшая богатые нектаром растения, возвратившись в улей, передает другим пчелам полученную информацию? | ||||||||||
1. издает низкочастотные сигналы | ||||||||||
2. при помощи «танца» (кружение на сотах) Это правильный ответ | ||||||||||
3. издает ультразвуковые сигналы | ||||||||||
4. с помощью усиков | ||||||||||
Вопрос № 8 1 балла(ов) | ||||||||||
8. Накопление в почве перегноя является результатом деятельности бактерий: | ||||||||||
1) гнилостных Это правильный ответ | ||||||||||
2) клубеньковых | ||||||||||
3) молочнокислых | ||||||||||
4) почвенных | ||||||||||
Вопрос № 9 1 балла(ов) | ||||||||||
9. Грибы питаются: | ||||||||||
1) поглощая органические вещества из окружающей среды Это правильный ответ | ||||||||||
2) образуя органические вещества из неорганических | ||||||||||
3) всасывая неорганические вещества из окружающей среды | ||||||||||
4) преобразуя энергию света в энергию органических веществ | ||||||||||
Вопрос № 10 1 балла(ов) | ||||||||||
10. Пеницилл относится к: | ||||||||||
1) дрожжевым грибам | ||||||||||
2) плесневым грибам Это правильный ответ | ||||||||||
3) ржавчинным грибам | ||||||||||
4) трутовым грибам. | ||||||||||
Вопрос № 11 1 балла(ов) | ||||||||||
11. Дрожжи под микроскопом видны как: | ||||||||||
1) отдельные клетки и цепочки почкующихся клеток Это правильный ответ | ||||||||||
2) ветвящаяся многоклеточная грибница | ||||||||||
3) одна разросшаяся клетка со множеством ядер | ||||||||||
4) отдельные звездообразные клетки | ||||||||||
Вопрос № 12 1 балла(ов) | ||||||||||
12. Спороносная стадия развития у головнёвых грибов располагается: | ||||||||||
1) на зерновках хлебных злаков Это правильный ответ | ||||||||||
2) на стволах деревьев | ||||||||||
3) на листьях и стеблях растений | ||||||||||
4) на плодах плодово-ягодных культур | ||||||||||
Вопрос № 13 1 балла(ов) | ||||||||||
13. Организм многих лишайников представляет собой объединение: | ||||||||||
1) многоклеточного гриба и одноклеточных водорослей Это правильный ответ | ||||||||||
2) многоклеточной водоросли и одноклеточных грибов | ||||||||||
3) многоклеточной водоросли и многоклеточного гриба | ||||||||||
4) цианобактерий и многоклеточной водоросли | ||||||||||
Вопрос № 14 1 балла(ов) | ||||||||||
14. Для нормального существования лишайников необходимы: | ||||||||||
1) сухая почва и сильное затенение | ||||||||||
2) хорошее освещение и избыток влаги | ||||||||||
3) сухая почва и хорошее освещение Это правильный ответ | ||||||||||
4) плодородная почва и избыток влаги | ||||||||||
Вопрос № 15 1 балла(ов) | ||||||||||
15. Жизненная форма золотянки стенной: | ||||||||||
1) накипная | ||||||||||
2) листоватая Это правильный ответ | ||||||||||
3) кустистая | ||||||||||
4) древовидная | ||||||||||
Вопрос № 16 1 балла(ов) | ||||||||||
16. Спороносная стадия развития у ржавчинных грибов располагается: | ||||||||||
1) на зерновках хлебных злаков | ||||||||||
2) на стволах деревьев | ||||||||||
3) на листьях и стеблях растений Это правильный ответ | ||||||||||
4) на плодах плодово-ягодных культур | ||||||||||
Вопрос № 17 5 балла(ов) | ||||||||||
Задание 2 Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. Выберите правильные суждения и запишите ответ в виде последовательности цифр в порядке возрастания без пробелов. 1. Растение – целостный организм, потому что клетки, ткани, органы взаимосвязаны 2. Микориза – это то же, что и мицелий. 3. У сосны яйцеклетки оплодотворяются спермиями. 4. Семя – видоизмененный спорангий. 5. Из споры папоротника развивается спорофит. 6. Оболочка отграничивает и защищает клетку от воздействия неблагоприятных условий среды, регулирует поступление в нее веществ. 7. Носителями наследственной информации в клетке являются хромосомы. 8. В живой природе сезонные изменения изучают с помощью метода наблюдения. 9. Шишка – это плод сосны. 10. Бактерии, в отличие от шляпочных грибов, имеют рибосомы. | ||||||||||
Правильный ответ 13678 | ||||||||||
Вопрос № 18 4 балла(ов) | ||||||||||
Задание 3 Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Ответ запишите в виде последовательности цифр в порядке возрастания без пробелов. 1. Установите соответствие между насекомыми и их заболеваниями, возбудителей которых они переносят НАСЕКОМЫЕ - ЗАБОЛЕВАНИЯ | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 19 4 балла(ов) | ||||||||||
2. Установите соответствие между наукой и предметом ее изучения НАЗВАНИЕ НАУКИ - ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 20 4 балла(ов) | ||||||||||
3. Установите соответствие между примерами животных и особенностями их передвижения ПРИМЕРЫ ЖИВОТНЫХ - ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 21 4 балла(ов) | ||||||||||
4.Установите соответствие между примерами животных и особенностями их мускулатуры ПРИМЕРЫ ЖИВОТНЫХ - ОСОБЕННОСТИ МУСКУЛАТУРЫ | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 22 4 балла(ов) | ||||||||||
5.Установите соответствие между классами позвоночных животных и особенностями дыхания КЛАССЫ ПОЗВОНОЧНЫХ - ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 23 3 балла(ов) | ||||||||||
Задание 4 Задание включает вопросы с тремя вариантами верных ответов. Ответ запишите в виде последовательности цифр в порядке возрастания без пробелов. 1. К хрящевым рыбам относятся: 1. Игла-рыба 2. Колюшка трехиглая 3. Акула белая 4. Скат электрический 5. Морской конек 6. Рыба-пила | ||||||||||
Правильный ответ 346 | ||||||||||
Вопрос № 24 3 балла(ов) | ||||||||||
2. Патогенные бактерии вызывают у человека и животных следующие заболевания: 1. Столбняк 2. Ботулизм 3. Грипп 4. Герпес 5. СПИД 6. Бубонная чума | ||||||||||
Правильный ответ 126 | ||||||||||
Вопрос № 25 3 балла(ов) | ||||||||||
3. Живые организмы объединяют в царства: 1. Растений 2. Животных 3. Насекомых 4. Грибов 5. Деревьев 6. Птиц | ||||||||||
Правильный ответ 124 | ||||||||||
Вопрос № 26 3 балла(ов) | ||||||||||
4. Средами жизни являются: 1. Почвенная 2. Наземная 3. Наземно-воздушная 4. Водная 5. Подземная 6. Воздушная | ||||||||||
Правильный ответ 134 | ||||||||||
Вопрос № 27 3 балла(ов) | ||||||||||
5. К органическим веществам клетки относятся: 1. Вода 2. Белки 3. Углеводы 4. Соли калия 5. Жиры 6. Кальций | ||||||||||
Правильный ответ 235 | ||||||||||
Вопрос № 28 3 балла(ов) | ||||||||||
6. Из предложенного списка выбери водоросли: 1. Спирогира 2. Хлорелла 3. Сфагнум 4. Маршанция 5. Ламинария 6. Наперстянка | ||||||||||
Правильный ответ 125 | ||||||||||
Вопрос № 29 3 балла(ов) | ||||||||||
7. К растительным тканям относятся: 1. Покровные 2. Нервная 3. Механические 4. Соединительные 5. Образовательные 6. Мышечные | ||||||||||
Правильный ответ 135 | ||||||||||
Вопрос № 30 3 балла(ов) | ||||||||||
8. Грибы, как и растения, 1. Растут в течение всей жизни 2. Имеют ограниченный рост 3. Всасывают питательные вещества поверхностью тела 4. Питаются готовыми органическими веществами 5. Содержат хитин в оболочках клеток 6. Имеют клеточное строение | ||||||||||
Правильный ответ 136 | ||||||||||
Вопрос № 31 3 балла(ов) | ||||||||||
9.Условия, необходимые для прорастания семян: 1. Воздух 2. Вода 3. Свет 4. Тепло 5. Перегной 6. Насекомые-опылители | ||||||||||
Правильный ответ 124 | ||||||||||
Вопрос № 32 3 балла(ов) | ||||||||||
10. Выберите признаки класса Однодольные 1) Зародыш имеет одну семядолю 2) Проводящие пучки в стебле расположены хаотично 3) Корневая система стержневая 4) Жилкование листьев – чаще сетчатое 5) Количество органов цветка кратно трем 6) Проводящие пучки в стебле расположены по кругу | ||||||||||
Правильный ответ 125 | ||||||||||
Вопрос № 33 3 балла(ов) | ||||||||||
11. У головастика имеются: 1. двухкамерное сердце, 2. один круг кровообращения, 3. орган боковой линии, 4. трехкамерное сердце, 5. два круаг кровообращения, 6. легкие | ||||||||||
Правильный ответ 123 | ||||||||||
Вопрос № 34 3 балла(ов) | ||||||||||
12. Грибы вызывают следующие заболевания человека: 1) стригущий лишай; 2) сыпной тиф; 3) молочница; 4) парша; 5) гепатит 6) герпес | ||||||||||
Правильный ответ 134 | ||||||||||
Вопрос № 35 6 балла(ов) | ||||||||||
Задание 5 Определите правильную последовательность. Ответ запишите в виде последовательности цифр в порядке возрастания без пробелов. 1. Определите правильную последовательность приготовления препарата кожицы лука: 1. Накройте окрашенный кусочек кожицы покровным стеклом. 2. Пипеткой нанесите 1-2 капли воды на предметное стекло. 3. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте кончиком препаровальной иглы. 4. Окрасьте препарат раствором йода. 5. Найдите на препарате оболочку и цитоплазму, ядро и вакуоль с клеточным соком. 6. Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей. | ||||||||||
Правильный ответ 623415 | ||||||||||
Вопрос № 36 5 балла(ов) | ||||||||||
2. Установите последовательность процессов, происходящих при оплодотворении цветковых растений: 1) слияние спермиев с яйцеклеткой и центральной клеткой 2) образование зародыша и эндосперма 3) прорастание пыльцевой трубки 4) попадание пыльцевого зерна на рыльце пестика 5) проникновение спермиев внутрь зародышевого мешка | ||||||||||
Правильный ответ 43512 | ||||||||||
Вопрос № 37 5 балла(ов) | ||||||||||
3. Установите последовательность расположения участков корня, начиная с зоны проведения 1) зона проведения 2) зона всасывания 3) зона деления 4) зона растяжения 5) корневой чехлик | ||||||||||
Правильный ответ 12435 | ||||||||||
Вопрос № 38 6 балла(ов) | ||||||||||
4. Установите последовательность этапов в цикле развития папоротника, начиная с прорастания зиготы: 1. прорастание зиготы 2. заросток 3. образование спор 4. взрослое растение папоротника (спорофит) 5. образование яйцеклеток и сперматозоидов 6.оплодотворение | ||||||||||
Правильный ответ 143256 | ||||||||||
Вопрос № 39 5 балла(ов) | ||||||||||
5. Установите последовательность систематических категорий у представителей животных, начиная с наибольшей категории: 1) Хордовые 2) Кошачьи 3) Позвоночные 4) Хищные 5) Млекопитающие | ||||||||||
Правильный ответ 13542 | ||||||||||