Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Школьный тур ВОШ по биологии | ||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||
9 класс. Блок № 1 | ||||||||||
40 минут на выполнение блока. Из них 40 минут на ввод ответов | ||||||||||
Задание № 1 | ||||||||||
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 9 класс. 2017 год 1 блок Дорогие ребята! Поздравляем вас с участием в I этапе Всероссийской олимпиаде школьников по биологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, – не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только биологических знаний, но и общей эрудиции. Успеха Вам в работе! | ||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||
Задание 1 Задание включает вопросы, к каждому из которых предложено несколько вариантов ответов. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным 1. Функция сократительной вакуоли является: | ||||||||||
1. водно-солевой обмен Это правильный ответ | ||||||||||
2. пищеварение | ||||||||||
3. фотосинтез | ||||||||||
4. хемосинтез | ||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||
2. Аскарида человеческая паразитирует в: | ||||||||||
1. желудке | ||||||||||
2. тонком кишечнике Это правильный ответ | ||||||||||
3. толстом кишечнике | ||||||||||
4. в печени | ||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||
3. У каких из перечисленных видов простейших может быть стадия цисты? | ||||||||||
1. солнечника | ||||||||||
2. вольвокса | ||||||||||
3. амебы обыкновенной Это правильный ответ | ||||||||||
4. фораминиферы | ||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||
4. В половом процессе инфузории основную роль играет: | ||||||||||
1. малое ядро Это правильный ответ | ||||||||||
2. большое ядро | ||||||||||
3. цитоплазма | ||||||||||
4. реснички | ||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||
5. Какой представитель отряда паукообразных строит из паутины подводный "колокол", а затем заполняет его воздухом: | ||||||||||
1. сольпуга | ||||||||||
2. тарантул | ||||||||||
3. паук-серебрянка Это правильный ответ | ||||||||||
4. паук крестовик | ||||||||||
Вопрос № 6 1 балла(ов) | ||||||||||
6. Каких головоногих моллюсков, за их способность плавать на поверхности и за красную перламутровую раковину (жители Индонезии используют ее для украшений) называют «жемчужными корабликами»? | ||||||||||
1. каракатиц | ||||||||||
2. аргонавтов | ||||||||||
3. наутилусов Это правильный ответ | ||||||||||
4. осьминогов | ||||||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||||||
7. Организм шляпочного гриба всегда имеет: | ||||||||||
1) грибницу Это правильный ответ | ||||||||||
2) плодовое тело | ||||||||||
3) шляпку и ножку | ||||||||||
4) споры | ||||||||||
Вопрос № 8 1 балла(ов) | ||||||||||
8. Наличие в составе лишайника водорослей обеспечивает: | ||||||||||
1) поглощение организмом лишайника атмосферной и почвенной влаги | ||||||||||
2) использование света для образования питательных веществ Это правильный ответ | ||||||||||
3) сапротрофное питание организма лишайника | ||||||||||
4) размножение и расселение лишайника | ||||||||||
Вопрос № 9 1 балла(ов) | ||||||||||
9. Серое вещество мозга образовано: | ||||||||||
1. длинными отростками нейронов | ||||||||||
2. короткими отростками | ||||||||||
3. телами и короткими отростками Это правильный ответ | ||||||||||
4. короткими и длинными отростками | ||||||||||
Вопрос № 10 1 балла(ов) | ||||||||||
10. Нервные импульсы к двигательным нейронам поступают: | ||||||||||
1. через передние корешки спинного мозга Это правильный ответ | ||||||||||
2. через задние корешки спинного мозга | ||||||||||
3. через центральный канал спинного мозга | ||||||||||
4. непосредственно от рецепторов | ||||||||||
Вопрос № 11 1 балла(ов) | ||||||||||
11. Существование условных рефлексов открыл: | ||||||||||
1. И.П. Павлов Это правильный ответ | ||||||||||
2. И.М. Сеченов | ||||||||||
3. П.К. Анохин | ||||||||||
4. Ч. Дарвин | ||||||||||
Вопрос № 12 1 балла(ов) | ||||||||||
12. Какая из названных рефлекторных дуг относится к вегетативной нервной системе? | ||||||||||
1. рецепторы кровеносных сосудов – чувствительный нейрон – вставочный нейрон – исполнительный нейрон – мышцы сосудов Это правильный ответ | ||||||||||
2. рецепторы кожи – чувствительный нейрон – вставочный нейрон – исполнительный нейрон – мышцы руки | ||||||||||
3. рецепторы сухожилия – чувствительный нейрон – вставочный нейрон – исполнительный нейрон – икроножная мышца | ||||||||||
4. рецепторы кожи – двигательный нейрон – чувствительный нейрон – мышцы руки | ||||||||||
Вопрос № 13 1 балла(ов) | ||||||||||
13. Гормоны – это: | ||||||||||
1. белки, катализирующие химические реакции | ||||||||||
2. биологически активные вещества, регулирующие функции организма Это правильный ответ | ||||||||||
3. биологически активные вещества, поступающие с пищей | ||||||||||
4. витамины | ||||||||||
Вопрос № 14 1 балла(ов) | ||||||||||
14. Свертывание крови связано с переходом: | ||||||||||
1. фибрина в фибриноген | ||||||||||
2. фибриногена в фибрин Это правильный ответ | ||||||||||
3. тромба в фибриноген | ||||||||||
4. эритроцита в тромбоцит | ||||||||||
Вопрос № 15 1 балла(ов) | ||||||||||
15. Опасность СПИДа заключается в том, что он: | ||||||||||
1. вызывает инфекционные заболевания | ||||||||||
2. приводит к потере иммунитета Это правильный ответ | ||||||||||
3. вызывает аллергию | ||||||||||
4. приводит к бесплодию | ||||||||||
Вопрос № 16 1 балла(ов) | ||||||||||
16. Большой круг кровообращения заканчивается: | ||||||||||
1. в левом предсердии | ||||||||||
2. в левом желудочке | ||||||||||
3. в правом желудочке | ||||||||||
4. в правом предсердии Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 17 1 балла(ов) | ||||||||||
17. От каких факторов зависит давление крови? | ||||||||||
1. от количества крови | ||||||||||
2. от вязкости и количества крови, от сопротивления стенок сосудов Это правильный ответ | ||||||||||
3. от вязкости крови | ||||||||||
4. от толщины стенок сосудов | ||||||||||
Вопрос № 18 1 балла(ов) | ||||||||||
18. Скорость движения крови: | ||||||||||
1. в аорте меньше, чем в капиллярах | ||||||||||
2. в капиллярах больше, чем в артериях | ||||||||||
3. в венах больше, чем в капиллярах Это правильный ответ | ||||||||||
4. в капиллярах больше, чем в венах | ||||||||||
Вопрос № 19 1 балла(ов) | ||||||||||
19. На какой из процессов повлияет ранение, нарушившее герметичность плевральной полости? | ||||||||||
1. на передачу возбуждения от дыхательного центра | ||||||||||
2. на увеличение объема легких при вдохе Это правильный ответ | ||||||||||
3. на тканевый газообмен | ||||||||||
4. на свертываемость крови | ||||||||||
Вопрос № 20 1 балла(ов) | ||||||||||
20. Каково влияние никотина на сердечно-сосудистую систему? | ||||||||||
1. никотин вызывает сужение кровеносных сосудов и выделение адреналина Это правильный ответ | ||||||||||
2. никотин вызывает расширение кровеносных сосудов и выделение ацетилхолина | ||||||||||
3. никотин уменьшает свертываемость крови | ||||||||||
4. никак не влияет | ||||||||||
Вопрос № 21 5 балла(ов) | ||||||||||
Задание 2 Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. Выберите правильные суждения и запишите ответ в виде последовательности цифр в порядке возрастания без пробелов. 1. При дыхании растение образует органические вещества. 2. Дыхание растения, находящегося в темноте, происходит более энергично, чем на свету. 3. Растения, как правило, запасают вещества, богатые энергией, в форме крахмала. 4. Тканью называют группу клеток, сходных по строению и выполняющих определенную функцию. 5. Хлоропласты – это бесцветные пластиды. 6. Деревья отличаются от трав и кустарников тем, что имеют один ствол и ветви. 7. Рыхлить почву, окучивать растения необходимо, чтобы защитить растения от вредителей. 8. Цветковые растения относят к царству растений. 9. Биосфера – область распространения жизни на Земле. 10. Клеточный сок находится в ядре. | ||||||||||
Правильный ответ 34689 | ||||||||||
Вопрос № 22 4 балла(ов) | ||||||||||
Задание 3 Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Ответ запишите в виде последовательности цифр в порядке возрастания без пробелов. 1. Установите соответствие между учеными и их вкладом в биологическую науку: УЧЕНЫЕ - ВКЛАД В НАУКУ | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 23 4 балла(ов) | ||||||||||
2. Установите соответствие между растениями и их признаками: ГРУППА РАСТЕНИЙ - ПРИЗНАКИ | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 24 4 балла(ов) | ||||||||||
3. Установите соответствие между паразитом и его промежуточным хозяином ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ХОЗЯИН - ПАРАЗИТ | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 25 4 балла(ов) | ||||||||||
4. Установите соответствие между классами позвоночных животных и особенностями их строения КЛАССЫ ПОЗВОНОЧНЫХ - ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 26 4 балла(ов) | ||||||||||
5. Установите соответствие между отделом пищеварительного тракта и веществами, которые начинают расщепляться в нем ОТДЕЛ ЖКТ - ВЕЩЕСТВА | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 27 3 балла(ов) | ||||||||||
Задание 4 Задание включает вопросы с тремя вариантами верных ответов. Ответ запишите в виде последовательности цифр в порядке возрастания без пробелов. 1. К насекомым с полным превращениям относятся: 1. Чешуекрылые 2. Жесткокрылые 3. Стрекозы 4. Прямокрылые 5. Двукрылые 6. Вши | ||||||||||
Правильный ответ 125 | ||||||||||
Вопрос № 28 3 балла(ов) | ||||||||||
2. В световой микроскоп можно рассмотреть: 1. Ядро 2. Вакуоль с клеточным соком 3. Хромосомы 4. Хлоропласты 5. Микротрубочки 6. Поры в оболочке клетки | ||||||||||
Правильный ответ 124 | ||||||||||
Вопрос № 29 3 балла(ов) | ||||||||||
3. Какие из перечисленных особенностей строения и жизнедеятельности характерны для мхов: 1. корни отсутствуют 2. имеется хорошо развитая корневая система 3. размножаются семенами 4. размножаются спорами 5. цветки мелкие, невзрачные 6. для размножения нужна вода | ||||||||||
Правильный ответ 146 | ||||||||||
Вопрос № 30 3 балла(ов) | ||||||||||
4. Выберите признаки, присущие животным: 1. Ограниченный рост 2. Рост в течение всей жизни 3. Автотрофный способ питания 4. Гетеротрофный способ питания 5. Наличие клетчатки в оболочках клеток 6. Отсутствие в клетке вакуоли с клеточным соком | ||||||||||
Правильный ответ 146 | ||||||||||
Вопрос № 31 3 балла(ов) | ||||||||||
5. Выберите признаки растений семейства Лилейных: 1. Цветки трехчленного типа с простым околоцветником 2. Цветки пятичленного типа с двойным околоцветником 3. Видоизмененные побеги в виде луковиц и корневищ 4. Видоизмененные наземные побеги в виде усов и лазающих стеблей 5. Плоды – ягода или коробочка 6. Плоды – орех или стручок | ||||||||||
Правильный ответ 135 | ||||||||||
Вопрос № 32 3 балла(ов) | ||||||||||
6. Выберите примеры условных рефлексов: 1. Выделение слюны при запахе пищи 2. Выделение слюны во время приема пищи 3. Узнавание знакомого при встрече 4. Поворот головы в сторону резкого незнакомого звука 5. Отдергивание руки от горячего объекта 6. Катание на коньках | ||||||||||
Правильный ответ 136 | ||||||||||
Вопрос № 33 3 балла(ов) | ||||||||||
7. К железам внутренней секреции относятся: 1. Эпифиз 2. Вилочковая 3. Гипофиз 4. Слюнные 5. Млечные 6. Печень | ||||||||||
Правильный ответ 123 | ||||||||||
Вопрос № 34 3 балла(ов) | ||||||||||
8. Из предложенных выберите свойства и признаки мышечной ткани: 1. Возбудимость 2. Проводимость 3. Быстрая регенерация 4. Хорошо развито межклеточное вещество 5. Сократимость 6. Может быть твердой, жидкой, эластичной | ||||||||||
Правильный ответ 125 | ||||||||||
Вопрос № 35 3 балла(ов) | ||||||||||
9. Выберите признаки, характерные для гладкой мышечной ткни: 1. образует средний слой кровеносных сосудов 2. состоит из многоядерных клеток- волокон 3. обеспечивает изменение размера зрачка 4. образует скелетные мышцы 5. имеет поперечную исчерченность 6. сокращается медленно | ||||||||||
Правильный ответ 136 | ||||||||||
Вопрос № 36 3 балла(ов) | ||||||||||
10.Выберите признаки, характерные для безусловных рефлексов: 1) передаются по наследству 2) не передаются по наследству 3) приобретаются в течение жизни, 4) врождённые, 5) характерны для всех особей вида, 6) индивидуальны для каждой особи. | ||||||||||
Правильный ответ 145 | ||||||||||
Вопрос № 37 3 балла(ов) | ||||||||||
11.Выберите правильные суждения: 1. Грибы относятся к царству растений. 2. По типу питания грибы гетеротрофы, но среди них встречаются сапротрофы, хищники, паразиты. 3. Как и растения, грибы имеют прочные клеточные стенки. 4. Все грибы – многоклеточные организмы, основу тела которых составляет мицелий, или грибница. 5. Грибы неподвижны и имеют ограниченный рост. 6. Все грибы - многоклеточные или одноклеточные организмы, основу тела которых составляет мицелий, или грибница. | ||||||||||
Правильный ответ 236 | ||||||||||
Вопрос № 38 6 балла(ов) | ||||||||||
Задание 5 Определите правильную последовательность. Ответ запишите в виде последовательности цифр в порядке возрастания без пробелов. 1. Укажите правильную последовательность систематических групп животных, начиная с наименьшей. 1) Зайцы 2) Зайцеобразные 3) Млекопитающие 4) Заяц русак 5) Хордовые 6) Животные | ||||||||||
Правильный ответ 412356 | ||||||||||
Вопрос № 39 6 балла(ов) | ||||||||||
2.Установите последовательность этапов в цикле развития одноклеточной зеленой водоросли, начиная с прорастания зиготы: 1) Взрослая особь 2) Слияние гамет 3) Прорастание зиготы 4) Образование гамет 5) Выход гамет 6) Образование зиготы | ||||||||||
Правильный ответ 314526 | ||||||||||
Вопрос № 40 5 балла(ов) | ||||||||||
3.Установите последовательность появления основных групп растений на Земле. 1) зелёные водоросли 2) псилофиты 3) покрытосеменные 4) папоротниковидные 5) голосеменные | ||||||||||
Правильный ответ 12453 | ||||||||||
Вопрос № 41 6 балла(ов) | ||||||||||
4.Установите последовательность этапов передвижения крови, начиная с левого желудочка: 1. Левое предсердие 2. Правое предсердие 3. Левый желудочек 4. Правый желудочек 5. Капилляры легких 6. Капилляры нижних конечностей | ||||||||||
Правильный ответ 362451 | ||||||||||
Вопрос № 42 6 балла(ов) | ||||||||||
5. Установите путь прохождения звука через орган слуха: 1. улитка 2. наковальня 3. барабанная перепонка 4. стремечко 5. овальное оконце 6. молоточек | ||||||||||
Правильный ответ 362451 | ||||||||||