Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Школьный тур ВОШ по биологии | ||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||
9 класс. Блок № 2 | ||||||||||
40 минут на выполнение блока. Из них 40 минут на ввод ответов | ||||||||||
Задание № 1 | ||||||||||
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 9 класс. 2017 год 2 блок Дорогие ребята! Поздравляем вас с участием в I этапе Всероссийской олимпиаде школьников по биологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, – не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только биологических знаний, но и общей эрудиции. Успеха Вам в работе! | ||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||
Задание 1 Задание включает вопросы, к каждому из которых предложено несколько вариантов ответов. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным 1. Отличительная черта бактерий от других царств живой природы: | ||||||||||
1) цитоплазма содержит вакуоли | ||||||||||
2) имеются жгутики | ||||||||||
3) ядерное вещество рассеяно в цитоплазме Это правильный ответ | ||||||||||
4) отсутствуют пластиды | ||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||
2. Личинки аскариды человеческой паразитируют в: | ||||||||||
1) легких Это правильный ответ | ||||||||||
2) тонком кишечнике | ||||||||||
3) толстом кишечнике | ||||||||||
4) в печени | ||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||
3. Кровеносная система дождевого червя: | ||||||||||
1. незамкнутая | ||||||||||
2. замкнутая с двухкамерным сердцем | ||||||||||
3. замкнутая с несколькими «сердцами» Это правильный ответ | ||||||||||
4. незамкнутая с несколькими «сердцами» | ||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||
4. Половой процесс у малярийного плазмодия происходит: | ||||||||||
1. в желудке комара Это правильный ответ | ||||||||||
2. в крови комара | ||||||||||
3. в крови человека | ||||||||||
4. в печени человека | ||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||
5. Каким образом пчела-разведчица, отыскавшая богатые нектаром растения, возвратившись в улей, передает другим пчелам полученную информацию? | ||||||||||
1. издает низкочастотные сигналы | ||||||||||
2. при помощи «танца» (кружение на сотах) Это правильный ответ | ||||||||||
3. издает ультразвуковые сигналы | ||||||||||
4. с помощью усиков | ||||||||||
Вопрос № 6 1 балла(ов) | ||||||||||
6. Накопление в почве перегноя является результатом деятельности бактерий: | ||||||||||
1) гнилостных Это правильный ответ | ||||||||||
2) клубеньковых | ||||||||||
3) молочнокислых | ||||||||||
4) почвенных | ||||||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||||||
7. Для нормального существования лишайников необходимы: | ||||||||||
1) сухая почва и сильное затенение | ||||||||||
2) хорошее освещение и избыток влаги | ||||||||||
3) сухая почва и хорошее освещение Это правильный ответ | ||||||||||
4) плодородная почва и избыток влаги | ||||||||||
Вопрос № 8 1 балла(ов) | ||||||||||
8. Спороносная стадия развития у ржавчинных грибов располагается: | ||||||||||
1) на зерновках хлебных злаков | ||||||||||
2) на стволах деревьев | ||||||||||
3) на листьях и стеблях растений Это правильный ответ | ||||||||||
4) на плодах плодово-ягодных культур | ||||||||||
Вопрос № 9 1 балла(ов) | ||||||||||
9. Белое вещество мозга образовано: | ||||||||||
1. длинными отростками нейронов Это правильный ответ | ||||||||||
2. короткими отростками | ||||||||||
3. телами и короткими отростками | ||||||||||
4. короткими и длинными отростками | ||||||||||
Вопрос № 10 1 балла(ов) | ||||||||||
10. Какой из перечисленных рефлексов относится к условным? | ||||||||||
1. отдергивание руки при уколе пальца | ||||||||||
2. переход автодороги с осторожностью Это правильный ответ | ||||||||||
3. строительство гнезда птицами | ||||||||||
4. плетение паутины пауком | ||||||||||
Вопрос № 11 1 балла(ов) | ||||||||||
11. Нервные импульсы от рецепторов поступают: | ||||||||||
1. в передние корешки спинного мозга | ||||||||||
2. в задние корешки спинного мозга Это правильный ответ | ||||||||||
3. в центральный канал спинного мозга | ||||||||||
4. сразу к рабочему органу | ||||||||||
Вопрос № 12 1 балла(ов) | ||||||||||
12. Если теннисист – правша, то импульсы от мышц его правой руки поступают: | ||||||||||
1. в теменную долю, в правое полушарие | ||||||||||
2. в теменную долю, в левое полушарие | ||||||||||
3. в лобную долю, в левое полушарие Это правильный ответ | ||||||||||
4. в височную долю, в левое полушарие | ||||||||||
Вопрос № 13 1 балла(ов) | ||||||||||
13. К железам смешанной секреции относится: | ||||||||||
1. гипофиз | ||||||||||
2. щитовидная железа | ||||||||||
3. поджелудочная железа Это правильный ответ | ||||||||||
4. надпочечники | ||||||||||
Вопрос № 14 1 балла(ов) | ||||||||||
14. Внутреннюю среду организма составляют: | ||||||||||
1. кровь, желчь, межклеточное вещество | ||||||||||
2. кровь, тканевая жидкость, цитоплазма клеток | ||||||||||
3. кровь, лимфа, межклеточное вещество Это правильный ответ | ||||||||||
4. межклеточное вещество | ||||||||||
Вопрос № 15 1 балла(ов) | ||||||||||
15. Перегревание опасно тем, что: | ||||||||||
1. вместе с потом выходит большое количество солей Это правильный ответ | ||||||||||
2. вода выходит, а соли остаются | ||||||||||
3. обезвоживания не происходит, а происходит засоление клеток | ||||||||||
4. не опасно | ||||||||||
Вопрос № 16 1 балла(ов) | ||||||||||
16. Малый круг кровообращения заканчивается: | ||||||||||
1. в левом предсердии Это правильный ответ | ||||||||||
2. в левом желудочке | ||||||||||
3. в правом желудочке | ||||||||||
4. в правом предсердии | ||||||||||
Вопрос № 17 1 балла(ов) | ||||||||||
17. Наиболее важной функцией лимфатической системы является: | ||||||||||
1. транспорт кислорода и углекислого газа | ||||||||||
2. синтез органических веществ | ||||||||||
3. возвращение питательных веществ в кровь, иммунная защита организма Это правильный ответ | ||||||||||
4. синтез неорганических веществ | ||||||||||
Вопрос № 18 1 балла(ов) | ||||||||||
18. Давление крови: | ||||||||||
1. в аорте меньше, чем в капиллярах | ||||||||||
2. в капиллярах больше, чем в артериях | ||||||||||
3. в венах больше, чем в капиллярах | ||||||||||
4. в капиллярах больше, чем в венах Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 19 1 балла(ов) | ||||||||||
19. Биологическое окисление - это: | ||||||||||
1. процесс синтеза органических веществ | ||||||||||
2. процесс распада органических соединений при участии кислорода Это правильный ответ | ||||||||||
3. процесс образования кислорода в ходе химических реакций | ||||||||||
4. процесс распада неорганических соединений | ||||||||||
Вопрос № 20 1 балла(ов) | ||||||||||
20. Какие питательные вещества начинают расщепляться уже в ротовой полости? | ||||||||||
1. углеводы Это правильный ответ | ||||||||||
2. жиры | ||||||||||
3. белки | ||||||||||
4. минеральные соли | ||||||||||
Вопрос № 21 5 балла(ов) | ||||||||||
Задание 2 Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. Выберите правильные суждения и запишите ответ в виде последовательности цифр в порядке возрастания без пробелов. 1. Растение – целостный организм, потому что клетки, ткани, органы взаимосвязаны 2. Микориза – это то же, что и мицелий. 3. У сосны яйцеклетки оплодотворяются спермиями. 4. Семя – видоизмененный спорангий. 5. Из споры папоротника развивается спорофит. 6. Оболочка отграничивает и защищает клетку от воздействия неблагоприятных условий среды, регулирует поступление в нее веществ. 7. Носителями наследственной информации в клетке являются хромосомы. 8. В живой природе сезонные изменения изучают с помощью метода наблюдения. 9. Шишка – это плод сосны. 10. Бактерии, в отличие от шляпочных грибов, имеют рибосомы. | ||||||||||
Правильный ответ 13678 | ||||||||||
Вопрос № 22 4 балла(ов) | ||||||||||
Задание 3 Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Ответ запишите в виде последовательности цифр в порядке возрастания без пробелов. 1. Установите соответствие между насекомыми и их заболеваниями, возбудителей которых они переносят НАСЕКОМЫЕ - ЗАБОЛЕВАНИЯ | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 23 4 балла(ов) | ||||||||||
2. Установите соответствие между растительной тканью и особенностями ее строения: РАСТИТЕЛЬНАЯ ТКАНЬ - ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 24 4 балла(ов) | ||||||||||
3. Установите соответствие между примерами животных и особенностями мускулатуры ПРИМЕРЫ ЖИВОТНЫХ - ОСОБЕННОСТИ МУСКУЛАТУРЫ | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 25 4 балла(ов) | ||||||||||
4. Установите соответствие между классами позвоночных животных и особенностями их дыхания КЛАССЫ ПОЗВОНОЧНЫХ - ОСОБЕННОСТИ ДЫХАНИЯ | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 26 4 балла(ов) | ||||||||||
5. Установите соответствие между животными тканями и их признаками НАЗВАНИЕ ТКАНИ - ПРИЗНАК | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 27 3 балла(ов) | ||||||||||
Задание 4 Задание включает вопросы с тремя вариантами верных ответов. Ответ запишите в виде последовательности цифр в порядке возрастания без пробелов. 1. К хрящевым рыбам относятся: 1. Игла-рыба 2. Колюшка трехиглая 3. Акула белая 4. Скат электрический 5. Морской конек 6. Рыба-пила | ||||||||||
Правильный ответ 346 | ||||||||||
Вопрос № 28 3 балла(ов) | ||||||||||
2. Патогенные бактерии вызывают у человека и животных следующие заболевания: 1. Столбняк 2. Ботулизм 3. Грипп 4. Герпес 5. СПИД 6. Бубонная чума | ||||||||||
Правильный ответ 126 | ||||||||||
Вопрос № 29 3 балла(ов) | ||||||||||
3. К растительным тканям относятся: 1. Покровные 2. Нервная 3. Механические 4. Соединительные 5. Образовательные 6. Мышечные | ||||||||||
Правильный ответ 135 | ||||||||||
Вопрос № 30 3 балла(ов) | ||||||||||
4. Грибы, как и растения, 1. Растут в течение всей жизни 2. Имеют ограниченный рост 3. Всасывают питательные вещества поверхностью тела 4. Питаются готовыми органическими веществами 5. Содержат хитин в оболочках клеток 6. Имеют клеточное строение | ||||||||||
Правильный ответ 136 | ||||||||||
Вопрос № 31 3 балла(ов) | ||||||||||
5. Выберите признаки класса Однодольные 1) Зародыш имеет одну семядолю 2) Проводящие пучки в стебле расположены хаотично 3) Корневая система стержневая 4) Жилкование листьев – чаще сетчатое 5) Количество органов цветка кратно трем 6) Проводящие пучки в стебле расположены по кругу | ||||||||||
Правильный ответ 125 | ||||||||||
Вопрос № 32 3 балла(ов) | ||||||||||
6. Выберите примеры безусловных рефлексов: 1. Выделение слюны при запахе пищи; 2. Выделение слюны во время приема пищи. 3. Узнавание знакомого при встрече 4. Поворот головы в сторону резкого незнакомого звука 5. Отдергивание руки от горячего объекта 6. Катание на коньках | ||||||||||
Правильный ответ 245 | ||||||||||
Вопрос № 33 3 балла(ов) | ||||||||||
7. К железам внешней секреции относятся: 1. Эпифиз 2. Вилочковая 3. Гипофиз 4. Слюнные 5. Млечные 6. Печень | ||||||||||
Правильный ответ 456 | ||||||||||
Вопрос № 34 3 балла(ов) | ||||||||||
8. Вспомогательными органами для органа зрения являются: 1. Ресницы 2. Очки 3. Веки 4. Слезные железы 5. Лоб 6. Челка | ||||||||||
Правильный ответ 134 | ||||||||||
Вопрос № 35 3 балла(ов) | ||||||||||
9. Эндокринная регуляция характеризуется следующими особенностями: 1) ответ четко локализован; 2) передача сигнала химическая; 3) включается быстро и действует долго; 4) включается медленно и действует долго; 5) распространение сигнала осуществляется по сосудам с током крови. 6) распространение сигнала осуществляется по нервам | ||||||||||
Правильный ответ 245 | ||||||||||
Вопрос № 36 3 балла(ов) | ||||||||||
10. Выберите признаки, характерные для поперечно-полосатой мышечной ткни: 1. образует средний слой кровеносных сосудов 2. состоит из многоядерных клеток- волокон 3. обеспечивает изменение размера зрачка 4. образует скелетные мышцы 5. сокращается быстро 6. сокращается медленно | ||||||||||
Правильный ответ 245 | ||||||||||
Вопрос № 37 3 балла(ов) | ||||||||||
11. Выберите признаки, характерные для условных рефлексов: 1) передаются по наследству 2) не передаются по наследству 3) приобретаются в течение жизни, 4) врождённые, 5) характерны для всех особей вида, 6) индивидуальны для каждой особи. | ||||||||||
Правильный ответ 236 | ||||||||||
Вопрос № 38 5 балла(ов) | ||||||||||
Задание 5 Определите правильную последовательность. Ответ запишите в виде последовательности цифр в порядке возрастания без пробелов. 1. Установите последовательность процессов, происходящих при оплодотворении цветковых растений: 1) слияние спермиев с яйцеклеткой и центральной клеткой 2) образование зародыша и эндосперма 3) прорастание пыльцевой трубки 4) попадание пыльцевого зерна на рыльце пестика 5) проникновение спермиев внутрь зародышевого мешка | ||||||||||
Правильный ответ 43512 | ||||||||||
Вопрос № 39 6 балла(ов) | ||||||||||
2. Установите последовательность этапов в цикле развития папоротника, начиная с прорастания зиготы: 1. прорастание зиготы 2. заросток 3. образование спор 4. взрослое растение папоротника (спорофит) 5. образование яйцеклеток и сперматозоидов 6. оплодотворение | ||||||||||
Правильный ответ 143256 | ||||||||||
Вопрос № 40 6 балла(ов) | ||||||||||
3. Установите последовательность систематических категорий у представителей животных, начиная с наибольшей категории: 1) Хордовые 2) Кошачьи 3) Позвоночные 4) Хищные 5) Животные 6) Млекопитающие | ||||||||||
Правильный ответ 513642 | ||||||||||
Вопрос № 41 6 балла(ов) | ||||||||||
4. Установите последовательность этапов передвижения крови, начиная с правого желудочка: 1. Левое предсердие 2. Правое предсердие 3. Левый желудочек 4. Правый желудочек 5. Капилляры легких 6. Капилляры нижних конечностей | ||||||||||
Правильный ответ 451362 | ||||||||||
Вопрос № 42 6 балла(ов) | ||||||||||
5. Установите путь прохождения светового луча через глазное яблоко: 1. Роговица 2. Хрусталик 3. Зрачок (отверстие в радужке) 4. Стекловидное тело 5. Сетчатка 6. Передняя камера глаза (влажная) | ||||||||||
Правильный ответ 163245 | ||||||||||