Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Школьный тур ВОШ по русскому языку | ||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||
8 класс. Блок № 2 | ||||||||||
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов | ||||||||||
Вопрос № 1 4 балла(ов) | ||||||||||
Установите соответствия, подобрав к вопросу из колонки А ответ из колонки В | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||
Укажите, какое средство языковой выразительности использовала О. Ф. Берггольц в следующих строках: Не сломлюсь, не дрогну, не устану, Ни крупицы не прощу врагам. | ||||||||||
1. Оксюморон | ||||||||||
2. Парцелляция | ||||||||||
3. Эпифора | ||||||||||
4. Градация Это правильный ответ | ||||||||||
5. Эллипсис | ||||||||||
Вопрос № 3 3 балла(ов) | ||||||||||
Определите, в каких предложениях есть частица, омонимичная знаменательной (самостоятельной) части речи. Ответ введите цифрами без пробелов и запятых в порядке возрастания, например: 124 1. Держался он просто. 2. Он просто садовод-любитель. 3. Чай все-таки он не чужой вам. 4. Та сама-то смотри не проговорись как-нибудь. 5. Лес всё гуще и гуще становился. 6. Всё вы знаете, всё видите. 7. Периметр измерить надо точно. 8. Точно я вас где-то встречал? 9. Он побежал было вслед за бойцами, но потом свернул по окопу налево. (К. Симонов) 10. Босыми ногами тоже было одно удовольствие шлёпать по мокрой мягкой земле. | ||||||||||
Правильный ответ 234589 | ||||||||||
Вопрос № 4 2 балла(ов) | ||||||||||
Национальный корпус русского языка фиксирует вариативность некоторых грамматических форм. Так, некоторые слова в современной речи могут употребляться и как одушевлённые, и как неодушевлённые. Найдите среди данных примеров употребление существительного «персонаж» в качестве неодушевленного. Ответ введите цифрами без пробелов и запятых в порядке возрастания, например: 124 1. Как вышло, что обычная безработная («вот стою я перед вами, простая английская леди…») взяла и сконструировала персонаж и сюжет, которые в одночасье свели мир с ума? [Ю. Гладильщиков. Мы обречены ломать копья вокруг кока-колы// Известия. 19.04.2002] 2. Расстояние, с которого актеры смотрят на своих персонажей, слишком коротко, чтобы говорить об отстраненности, но слишком велико, чтобы забыться. [В.Арутюнова. Премьера в Театре Гоголя //Коммерсант-Daily. 06.01.1996] 3. Не хотелось бы спутать персонаж с его исполнителем, а образ – с прообразом. [Ю.Богомолов. Человек-подарок. Телепередача nongrata // Известия. 08.01.2002] 4. Пнин испытывает неприязнь к N и отвергает его, потому что N – «ужасный выдумщик», выдумавший персонаж, который воспринимается Пниным как «не-Пнин». [Г.Барабтарло. Разрешенный диссонанс //Звезда. 2003. № 4] 5. Остается только воскликнуть, перефразируя известного литературного персонажа»: «Удивительно, с таким счастьем – и без медалей». [А.Демин. Великая комбинаторика. Восемнадцать сравнительно честных способов отъема хоккейного чемпионского титула // Известия. 10.09.2002] 6. С героем, чаще с героиней случается нечто, или они проявляют некое качество, после которого писатель уже не смеет обидеть персонажа, так как это поссорит его с читательской аудиторией. [О.Славникова. Ландшафты хеппи-энда //Октябрь. 2001 № 10] 7. Там я играю весьма противоречивого персонажа по имени Феликс, который наставляет на нужный путь девушку, прибывшую из рабочего поселка. [Д.Харатьян. Герой среднего возраста // Известия. 20.01.2003] | ||||||||||
Правильный ответ 134 | ||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||
Укажите, в каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения можно заменить причастным оборотом. | ||||||||||
1. Возле ветки в сугробе была норка, из которой шел парок. | ||||||||||
2. Огромная котловина, вокруг которой шло строительство замка, была окружена горами земли. | ||||||||||
3. Концепция, которая была создана им вновь, требовала опытной проверки. Это правильный ответ | ||||||||||
4. Ездовой нерешительно топтался с шапкой в руках, из которой текла вода. | ||||||||||
Вопрос № 6 1 балла(ов) | ||||||||||
За это можно взяться, но этого нельзя коснуться. До этого можно довести и с этого можно свести, но на это нельзя возвести. Укажите, что это. | ||||||||||
1. Дело | ||||||||||
2. Лестница | ||||||||||
3. Перила | ||||||||||
4. Победа | ||||||||||
5. Ум Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||||||
Проанализируйте предложения из произведений А. П. Чехова. Укажите, какое из них осложнено обособленным обстоятельством, обособленным определением и однородными членами. (Знаки препинания не расставлены.) | ||||||||||
1. Песня тихая заунывная похожая на плач и едва уловимая слухом слышалась то справа то слева. | ||||||||||
2. Дениска любивший дразнить и стегать обрадовался случаю и придав своему лицу злорадное выражение перегнулся и хлестнул кнутом по овчарке. Это правильный ответ | ||||||||||
3. Летит коршун над землёй плавно взмахивая крыльями и вдруг останавливается в воздухе точно задумавшись о скуке жизни. | ||||||||||
4. Старый сад Власича видевший на своем веку столько печальных историй спал окутавшись в потемки. | ||||||||||
5. Игнат Рябов здоровенный плечистый мужик никогда ничего не делающий и вечно молчащий сидит в углу под большой вязкой баранок. | ||||||||||
Вопрос № 8 1 балла(ов) | ||||||||||
Укажите неверное утверждение. | ||||||||||
1. Почти все слова, в которых есть удвоенные согласные не на стыке морфем, - заимствованные: терраса, тоннель, профессия, биссектриса. | ||||||||||
2. Многие существительные, в корне которых встречаются подряд две гласные буквы не на стыке морфем, - заимствованные: поэт, маэстро, тротуар. | ||||||||||
3. Многие существительные, которые в соседних слогах имеют одинаковые гласные буквы: А, И, У, - заимствованные: барабан, сарай, визит, сундук, сарафан, кукуруза. | ||||||||||
4. Слова с полногласными сочетаниями в корне (-оро-, -оло-, -ере-, -еле-) заимствованы из старославянского языка: врата- ворота, платок – полотенце, млечный – молоко, брег- берег. Это правильный ответ | ||||||||||
5. Почти все слова, начинающиеся на букву а, - заимствованные: агнец (старослав.) – ягненок (русск.). | ||||||||||
Вопрос № 9 1 балла(ов) | ||||||||||
Укажите слово, состоящее из корня, двух суффиксов и окончания. | ||||||||||
1. Желудочный | ||||||||||
2. Ёлочный Это правильный ответ | ||||||||||
3. Центральный | ||||||||||
4. Готовность | ||||||||||
Вопрос № 10 1 балла(ов) | ||||||||||
Укажите «лишнее» предложение. | ||||||||||
1. (Не)годующий человек часто совершает (не)предсказуемые действия. | ||||||||||
2. Лодырю всегда (не) здоровится. | ||||||||||
3. (Не)годуя на руки, подумай о голове. | ||||||||||
4. (Не)поворчав, кошка куска (не)съест. Это правильный ответ | ||||||||||
5. (Не)видимый соловей, да слышный. | ||||||||||
6. Кроту падать (не)куда. | ||||||||||
Вопрос № 11 1 балла(ов) | ||||||||||
Укажите, в каком предложении выделенное слово НЕ является обстоятельством. | ||||||||||
1. Мальчик взял у одноклассника книгу посмотреть картинки. | ||||||||||
2. На уроки следует приходить вовремя. Это правильный ответ | ||||||||||
3. Подруги позвали Машу гулять. | ||||||||||
4. Сосед забрал велосипед тайком. | ||||||||||
5. Сегодня награждены отважные солдаты. | ||||||||||
Вопрос № 12 1 балла(ов) | ||||||||||
Сколько существительных из данного списка относятся ко 2 склонению. Ответ введите цифрой. Окно, здание, пальто, чудовище, пламя, дитя, будущее, олень, мороз, сговор | ||||||||||
Правильный ответ 6 | ||||||||||
Вопрос № 13 1 балла(ов) | ||||||||||
Укажите словосочетание с орфографической ошибкой. | ||||||||||
1. Изморозь рисует узоры | ||||||||||
2. Луга шли вперемешку с полями Это правильный ответ | ||||||||||
3. Бескорыстный человек | ||||||||||
4. Над степью парили кобчики | ||||||||||
5. Поскользнуться на мокром полу | ||||||||||
6. Неразборчивый почерк | ||||||||||
7. Наслаждаться покоем | ||||||||||
Вопрос № 14 1 балла(ов) | ||||||||||
Укажите, каким не может быть продолжение данного высказывания. Выбирая стиль одежды,… | ||||||||||
1. думайте о том, чтобы понравиться не только окружающим, но и себе. | ||||||||||
2. подчеркивайте достоинства вашей внешности. | ||||||||||
3. не всегда надо гнаться за модой. | ||||||||||
4. подчеркивается индивидуальность. Это правильный ответ | ||||||||||
5. я всегда советуюсь с подругой. | ||||||||||
6. учитывайте обстановку и цель вашего визита. | ||||||||||
Вопрос № 15 1 балла(ов) | ||||||||||
Укажите лишнее. | ||||||||||
1. Числительное | ||||||||||
2. Простое | ||||||||||
3. Полное Это правильный ответ | ||||||||||
4. Количественное | ||||||||||