Забыли пароль? Регистрация

Вход по логину




Вход через ВКонтакте

Школьный тур ВОШ по русскому языку
Назад к списку блоков
11 класс. Блок № 2
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов
Вопрос № 1 2 балла(ов)
Решите фонетическую пропорцию: выберите, какой звук должен быть на месте знака вопроса. [м] : [п’] = [т’] : [?]
1. [н’]
2. [н] Это правильный ответ
3. [л]
4. [р’]
5. в русском языке нет такого звука

Вопрос № 2 2 балла(ов)
Определите, в каких предложениях допущены пунктуационные ошибки. Ответ введите цифрами без пробелов и запятых в порядке возрастания, например: 124
1. План был хорош, однако, дело заключалось в том, что ножа у Левия не было.
2. Должно быть я тогда только научился выводить буквы.
3. Словом всё закончилось хорошо.
4. Тем не менее я оказался прав.
5. К несчастью привыкнуть трудно.
6. Наконец он явился.
Правильный ответ 123

Вопрос № 3 2 балла(ов)
Укажите, в каком примере есть синекдоха.
1. Ну что ж, садись, светило. (В. Маяковский) Это правильный ответ
2. Не то на серебре - на золоте едал. (А. Грибоедов)
3. Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый. (И. Крылов)
4. Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А. Пушкин)
5. Перо его местию дышит. (А. К. Толстой)

Вопрос № 4 5 балла(ов)
Установите соответствия, подобрав примеры к терминам.
АВ
Гипербола Правильно:31. О чем ты воешь, ветр ночной, о чем так сетуешь безумно? ( Ф. Тютчев)
Антитеза Правильно:42. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н. Некрасов)
Литота Правильно:23. В сто сорок солнц закат пылал. (В.Маяковский)
Оксюморон Правильно:54. Где стол был яств, там гроб стоит. ( Г. Державин)
Олицетворение Правильно:15. Сладкая скорбь.

Вопрос № 5 5 балла(ов)
Установите соответствия, подобрав подходящий вариант.
АВ
Знаменитый языковед стал самым молодым академиком в истории русской филологии. Он получил это ученое звание в 35 лет. Широк спектр его научных интересов: история русского языка, славистика (т.е. сравнительное изучение славянских языков) и т.д. Во 2-ой половине 19 века Российская Академия наук готовила к изданию новый толковый словарь русского языка. Редактором словаря стал этот молодой ученый. Он решил создать словарь не литературного языка, а русского языка вообще, тезаурус, поэтому в него входили и областная лексика, и устаревшие слова. Правильно:31. Сергей Иванович Ожегов
Известный русский лингвист поражал современников благородством души, разнообразием интересов: был великолепным педагогом, хорошим художником и настоящим ученым. Его ученики утверждали, что к нему «можно применить то, что говорят о немецком поэте Гете его биографы – самое лучшее из всего того, что он сделал, это его собственная жизнь». В нашей стране хорошо известен его 4-хтомный словарь, наиболее полно отражающий изменения в русском языке после Октябрьской революции 1917 года, в 20-30–х годах XX века. Правильно:42. Виктор Владимирович Виноградов
Этот знаменитый русский ученый внес огромный вклад не только в развитие языкознания, но и в теорию литературы. Он был профессором Московского и Ленинградского университетов, возглавлял Институт русского языка АН СССР. Это ученый являлся членом редакционной коллегии многих академических словарей, но главная его заслуга в том, что он руководил работой по составлению «Словаря языка А. С. Пушкина». Правильно:23. Алексей Александрович Шахматов
Этот ученый свободное время отводил гимнастике, футболу и конному спорту. Величайшая заслуга ученого – в создании однотомного толкового словаря. Это самый популярный из всех толковых словарей, более известный сейчас под имением своего автора. Он переиздается почти каждый год. Правильно:14. Дмитрий Николаевич Ушаков
Этот ученый отрицательно относился к заимствованным словам и считал, что литературный язык должен основываться на народном языке. По его мнению, в языке нет плохих и хороших слов, все они имеют право на существование, если употребляются в народе. По созданному им словарю можно изучать диалекты русского языка, знакомиться с профессиональной и жаргонной лексикой, словами различных ремесел, сельского хозяйства и так далее. Правильно:55. Владимир Иванович Даль

Вопрос № 6 6 балла(ов)
Проанализируйте приведенные ошибки. Установите соответствия.
АВ
Употребление слова без учета стилистических или эмоционально-экспрессивных оттенков выражения. Правильно:31. К книге нужно относиться бережливо, она этого заслуживает.
Нарушение норм словообразования Правильно:42. По приезду в Британию сам он сразу едет в Лондон.
Нарушение норм формообразования Правильно:63. Самое прекрасное – смотреть на звездное небо, есть огурцы и мечтать о неизведанном.
Нарушение норм управления Правильно:24. Стесняемость, стыдство, стыдьба за бедный вид матери.
Смешение паронимов Правильно:15. Российская молодежь готовы лечь на амбразуру, чтобы не допустить этого.
Нарушение норм согласования Правильно:56. Петруша Гринев сначала тоже был недорослью.

Вопрос № 7 1 балла(ов)
Укажите, в каком слове есть чередование к//оч в суффиксе.
1. Кочка
2. Косточка
3. Заточка
4. Тетрадочка Это правильный ответ

Вопрос № 8 1 балла(ов)
Укажите ряд, в котором есть вариант произношения, не соответствующий литературной норме.
1. Ши[нэ]ль, каш[нэ] Это правильный ответ
2. А[нэстэ]зия, коне[шн]о
3. [Дэтэ]ктор, сви[тэ]р
4. Никити[шн]а, помо[ш]ник
5. Ску[шн]о, диспан[сэ]р

Вопрос № 9 2 балла(ов)
В каком ряду во всех словах с позиций структурно-семантического подхода выделяется суффикс – тель - ?
1. Предприниматель, учредительный
2. Преподавательский, дополнительный
3. Прохладительный, просветитель
4. Жительница, читательский Это правильный ответ

Вопрос № 10 1 балла(ов)
Укажите верное окончание предложения:
Синекдоха отличается от метонимии тем, что
1. … синекдоха – это употребление названия одного предмета вместо названия другого на основании внешней или внутренней связи между ними, а метонимия - это перенос названия одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.
2. …метонимия – это употребление названия одного предмета вместо названия другого на основании внешней или внутренней связи между ними, а синекдоха - это перенос названия одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. Это правильный ответ
3. … синекдоха – это перенос, основанный на смежности, а метонимия – это перенос с целого на часть или с части на целое.
4. … синекдоха - это перенос наименования по сходству, а метонимия – это перенос, основанный на смежности.

Вопрос № 11 1 балла(ов)
Укажите, какое из сложных существительных отличается от остальных по роду.
1. Музей-усадьба Это правильный ответ
2. Роман-газета
3. Команда-финалист
4. Монастырь-крепость
5. Женщина-посол
6. Ракета-носитель

Вопрос № 12 1 балла(ов)
Укажите, в какой словоформе использованы два способа выражения грамматического значения.
1. Помощником
2. Гляжу Это правильный ответ
3. Волшебную
4. Монтёра

Вопрос № 13 1 балла(ов)
Проверьте, совпадает ли место ударения в каждой группе слов. Укажите группу, в которой есть лишнее слово.
1. Бензопровод, трубопровод, нефтепровод, путепровод
2. Маляр, гусляр, столяр
3. Диалог, монолог, астролог Это правильный ответ
4. Ремень, кремень, ревень
5. Документ, инструмент, цемент

Вопрос № 14 3 балла(ов)
Определите, сколько слов из данного списка содержит нулевой словообразующий суффикс. Ответ введите цифрой.
Прочитать, гений, синь, прорубь, сядь, свой, бред, подсказал, принёс, волчий, поделом, разгром, (много) рек, узнай, край, моложе, (несколько) семей, удаль, взахлёб, сжёг, радость, нежен, улей, (без) ключей, прилягте, мамин (платок), добр, лишь.
Правильный ответ 6

Вопрос № 15 1 балла(ов)
Укажите, какое слово лишнее в этимологическом гнезде.
1. Привет
2. Обет
3. Вече
4. Обедать Это правильный ответ
5. Совещание