Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Школьный тур ВОШ по экологии | ||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||
10 класс. Блок № 1 | ||||||||||
40 минут на выполнение блока. Из них 40 минут на ввод ответов | ||||||||||
Задание № 1 | ||||||||||
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии. 10 класс. 2017-18 учебный год 1 блок Дорогие ребята! Поздравляем вас с участием в I этапе Всероссийской олимпиаде школьников по экологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, – не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только экологических знаний, но и общей эрудиции. Успеха Вам в работе! | ||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||
1. Раздел экологии, изучающий связь организмов друг с другом и условиями среды на уровне отдельных особей, называется | ||||||||||
А. синэкология | ||||||||||
Б. глобальная экология | ||||||||||
В. аутэкология Это правильный ответ | ||||||||||
Г. популяционная экология | ||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||
2. Комплекс факторов, которые требуются для существования вида, называют | ||||||||||
А. экологической нишей Это правильный ответ | ||||||||||
Б. агроценозом | ||||||||||
В. биоценозом | ||||||||||
Г. биогеоценозом | ||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||
3. Ограничивающий фактор – это фактор среды обитания, выходящий за пределы биологического | ||||||||||
А. пессимума | ||||||||||
Б. максимума | ||||||||||
В. минимума | ||||||||||
Г. оптимума Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||
4. Правило экологической пирамиды для наземной экосистемы объясняет | ||||||||||
А. закономерность увеличения массы каждого последующего уровня по сравнению с предыдущим | ||||||||||
Б. закономерность стабилизации массы каждого последующего уровня по сравнению с предыдущим | ||||||||||
В. закономерность уменьшения массы каждого последующего уровня по сравнению с предыдущим Это правильный ответ | ||||||||||
Г. нет правильного ответа | ||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||
5. Анабиоз – это | ||||||||||
А. временное состояние организма, при котором жизненные процессы замедляются до минимума и отсутствуют видимые признаки жизни Это правильный ответ | ||||||||||
Б. постоянное состояние организма, при котором жизненные процессы замедляются до минимума и отсутствуют видимые признаки жизни | ||||||||||
В. временное состояние организма, при котором жизненные процессы усиливаются до максимума и присутствуют явные признаки жизни | ||||||||||
Г. постоянное состояние организма, при котором жизненные процессы усиливаются до максимума и присутствуют явные признаки жизни | ||||||||||
Вопрос № 6 1 балла(ов) | ||||||||||
6. Взаимоотношения между живыми организмами характеризуются связями | ||||||||||
А. трофическими | ||||||||||
Б. топическими | ||||||||||
В. форическими | ||||||||||
Г. все ответы верные Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||||||
7. Продукцией экосистемы называют | ||||||||||
А. прирост биомассы за единицу времени Это правильный ответ | ||||||||||
Б. прирост биомассы на единицу площади | ||||||||||
В. общая численность всех живых организмов экосистемы | ||||||||||
Г. соотношение смертности и рождаемости особей экосистемы | ||||||||||
Вопрос № 8 1 балла(ов) | ||||||||||
8. К биокосному веществу биосферы относится | ||||||||||
А. природный газ | ||||||||||
Б. нефть | ||||||||||
В. почва Это правильный ответ | ||||||||||
Г. горные породы | ||||||||||
Вопрос № 9 1 балла(ов) | ||||||||||
9. Потребители третьего порядка - это | ||||||||||
А. растительноядные животные | ||||||||||
Б. хищные животные Это правильный ответ | ||||||||||
В. почвенные бактерии | ||||||||||
Г. грибы | ||||||||||
Вопрос № 10 1 балла(ов) | ||||||||||
10. Квартиранство – это сожительство, при котором | ||||||||||
А. оба вида нейтральны друг к другу | ||||||||||
Б. оба вида извлекают пользу | ||||||||||
В. один вид извлекает пользу, другому виду безразлично Это правильный ответ | ||||||||||
Г. один вид извлекает пользу, для другого эти отношения вредные | ||||||||||
Вопрос № 11 1 балла(ов) | ||||||||||
11. Направление пищевых и энергетических связей в экосистеме | ||||||||||
А. консументы – продуценты – редуценты | ||||||||||
Б. продуценты – консументы – редуценты Это правильный ответ | ||||||||||
В. редуценты – продуценты – консументы | ||||||||||
Г. деструкторы – продуценты – консументы | ||||||||||
Вопрос № 12 1 балла(ов) | ||||||||||
12. Суточные изменения физиологических процессов в организме человека, влияющие на его работоспособность и жизнедеятельность, называются | ||||||||||
А. биоритмами | ||||||||||
Б. периодами сна | ||||||||||
В. периодами бодрствования | ||||||||||
Г. циркадными ритмами Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 13 1 балла(ов) | ||||||||||
13. Международный документ по веществам, разрушающим озоновый слой, называется | ||||||||||
А. Киотский протокол | ||||||||||
Б. Монреальский протокол Это правильный ответ | ||||||||||
В. Рамочная конвенция | ||||||||||
Г. Парижское соглашение | ||||||||||
Вопрос № 14 1 балла(ов) | ||||||||||
14. К охраняемому виду животных Челябинской области относится | ||||||||||
А. мохноногий сыч | ||||||||||
Б. журавль | ||||||||||
В. белка-летяга Это правильный ответ | ||||||||||
Г. серая куропатка | ||||||||||
Вопрос № 15 1 балла(ов) | ||||||||||
15. К охраняемому виду растений Челябинской области относится | ||||||||||
А. тысячелистник обыкновенный | ||||||||||
Б. мятлик луговой | ||||||||||
В. мышиный горошек | ||||||||||
Г. ветреница алтайская Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 16 3 балла(ов) | ||||||||||
Задание 2. Задание включает вопросы с тремя верными вариантами ответов из шести. ВНИМАНИЕ: ответы на вопросы Задания 2 вводятся в порядке возрастания и без каких-либо знаков между цифрами. Например, 123 16. Отношения «хищник-жертва» характерны для пар 1. акула и рыба-прилипала 2. розовый скворец и перелётная саранча 3. белоспинный дятел и козодой 4. кукушка и кукша 5. скопа и плотва 6. полевой лунь и полевка | ||||||||||
Правильный ответ 256 | ||||||||||
Вопрос № 17 3 балла(ов) | ||||||||||
17. Определите роль дождевых червей 1. улучшают аэрацию почвы 2. уплотняют почву 3. улучшают структуру почв 4. извлекают из почвы микроэлементы 5. обогащают почву микроэлементами 6. ухудшают доступ кислорода к корням растений | ||||||||||
Правильный ответ 135 | ||||||||||
Вопрос № 18 3 балла(ов) | ||||||||||
18. Редкими птицами Челябинской области являются 1. рябчик 2. свиристель 3. чернозобая гагара 4. скопа 5. зяблик 6. дрофа | ||||||||||
Правильный ответ 346 | ||||||||||
Вопрос № 19 3 балла(ов) | ||||||||||
19. Выберите особенности строения птиц, являющиеся приспособлением к нырянию 1. рыхлое оперение 2. плотное оперение 3. тонкий слой подкожной жировой клетчатки 4. хорошо развитый слой подкожной жировой клетчатки 5. крылья длинные 6. крылья укорочены | ||||||||||
Правильный ответ 246 | ||||||||||
Вопрос № 20 4 балла(ов) | ||||||||||
Задание 3. Установите соответствие между предложенными понятиями. 20. Установите соответствие между видами растений и видами грибов, паразитирующих на них Виды растений - Виды грибов | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 21 4 балла(ов) | ||||||||||
21. Установите соответствие между биоценозами и видами животных, обитающих в них Биоценоз - Виды животных | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 22 4 балла(ов) | ||||||||||
22. Установите соответствие между экологической группой и ее характеристикой Экологическая группа - Характеристика | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 23 4 балла(ов) | ||||||||||
23. Установите соответствие между видами взаимоотношений и представителями живых организмов Виды взаимоотношений - Представители организмов | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 24 5 балла(ов) | ||||||||||
Задание 4. Определите правильную последовательность. ВНИМАНИЕ: ответ вводится без каких-либо знаков между цифрами (231). 24. Расположите разделы экологии в порядке возрастания уровня организации изучаемых ими природных объектов 1. популяционная экология 2. синэкология 3. биосферная экология 4. аутэкология 5. биогеоценология | ||||||||||
Правильный ответ 41253 | ||||||||||
Вопрос № 25 5 балла(ов) | ||||||||||
25. Установите последовательность расположения экологических зон Мирового океана, начиная с верхнего 1. ультраабиссаль 2. абиссаль 3. сублитораль 4. литораль 5. батиаль | ||||||||||
Правильный ответ 43521 | ||||||||||
Вопрос № 26 5 балла(ов) | ||||||||||
Задание 5. Выбери правильные суждения. ВНИМАНИЕ: ответ на вопрос Задания 5 вводится в порядке возрастания и без каких-либо знаков между цифрами. Например, 123 1. Во взаимоотношениях «хищник-жертва» равновесие между количеством хищников и жертвы поддерживается специальными механизмами, исключающими полное потребление жертвы. 2. Соотношение групп особей разного возраста в популяции отражает возрастная пирамида. 3. Биомы – это небольшие природные комплексы, характеризующиеся разнообразием растительности и разнообразием ландшафта. 4. Все компоненты агроэкосистемы тесно связаны между собой и самостоятельно поддерживают экологическое равновесие. 5. Экологический туризм – это путешествия по мало нарушенным природным ландшафтам, цель которого изучать окружающую природу и получать эстетическое удовольствие от общения с ней. 6. Всемирный фонд дикой природы – это мощная правительственная организация, занимающаяся охраной природы на определенной территории. 7. Синэкология изучает взаимосвязь организмов друг с другом и с окружающей их средой обитания. 8. Эксплуатация включает прямые пищевые связи, которые имеют для одного партнера отрицательные, а для другого положительные последствия. 9. Яркий пример олиготрофного водоема – древнее озеро Байкал. 10. Все растения являются продуцентами. | ||||||||||
Правильный ответ 12589 | ||||||||||