Забыли пароль? Регистрация

Вход по логину




Вход через ВКонтакте

Школьный тур ВОШ по экологии
Назад к списку блоков
10 класс. Блок № 1
40 минут на выполнение блока. Из них 40 минут на ввод ответов
Задание № 1
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по экологии.
10 класс. 2017-18 учебный год
1 блок

Дорогие ребята! Поздравляем вас с участием в I этапе Всероссийской олимпиаде школьников по экологии!
Отвечая на вопросы и выполняя задания, – не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только экологических знаний, но и общей эрудиции.
Успеха Вам в работе!

Вопрос № 1 1 балла(ов)
1. Раздел экологии, изучающий связь организмов друг с другом и условиями среды на уровне отдельных особей, называется
А. синэкология
Б. глобальная экология
В. аутэкология Это правильный ответ
Г. популяционная экология
Вопрос № 2 1 балла(ов)
2. Комплекс факторов, которые требуются для существования вида, называют
А. экологической нишей Это правильный ответ
Б. агроценозом
В. биоценозом
Г. биогеоценозом
Вопрос № 3 1 балла(ов)
3. Ограничивающий фактор – это фактор среды обитания, выходящий за пределы биологического
А. пессимума
Б. максимума
В. минимума
Г. оптимума Это правильный ответ
Вопрос № 4 1 балла(ов)
4. Правило экологической пирамиды для наземной экосистемы объясняет
А. закономерность увеличения массы каждого последующего уровня по сравнению с предыдущим
Б. закономерность стабилизации массы каждого последующего уровня по сравнению с предыдущим
В. закономерность уменьшения массы каждого последующего уровня по сравнению с предыдущим Это правильный ответ
Г. нет правильного ответа
Вопрос № 5 1 балла(ов)
5. Анабиоз – это
А. временное состояние организма, при котором жизненные процессы замедляются до минимума и отсутствуют видимые признаки жизни Это правильный ответ
Б. постоянное состояние организма, при котором жизненные процессы замедляются до минимума и отсутствуют видимые признаки жизни
В. временное состояние организма, при котором жизненные процессы усиливаются до максимума и присутствуют явные признаки жизни
Г. постоянное состояние организма, при котором жизненные процессы усиливаются до максимума и присутствуют явные признаки жизни
Вопрос № 6 1 балла(ов)
6. Взаимоотношения между живыми организмами характеризуются связями
А. трофическими
Б. топическими
В. форическими
Г. все ответы верные Это правильный ответ
Вопрос № 7 1 балла(ов)
7. Продукцией экосистемы называют
А. прирост биомассы за единицу времени Это правильный ответ
Б. прирост биомассы на единицу площади
В. общая численность всех живых организмов экосистемы
Г. соотношение смертности и рождаемости особей экосистемы
Вопрос № 8 1 балла(ов)
8. К биокосному веществу биосферы относится
А. природный газ
Б. нефть
В. почва Это правильный ответ
Г. горные породы
Вопрос № 9 1 балла(ов)
9. Потребители третьего порядка - это
А. растительноядные животные
Б. хищные животные Это правильный ответ
В. почвенные бактерии
Г. грибы
Вопрос № 10 1 балла(ов)
10. Квартиранство – это сожительство, при котором
А. оба вида нейтральны друг к другу
Б. оба вида извлекают пользу
В. один вид извлекает пользу, другому виду безразлично Это правильный ответ
Г. один вид извлекает пользу, для другого эти отношения вредные
Вопрос № 11 1 балла(ов)
11. Направление пищевых и энергетических связей в экосистеме
А. консументы – продуценты – редуценты
Б. продуценты – консументы – редуценты Это правильный ответ
В. редуценты – продуценты – консументы
Г. деструкторы – продуценты – консументы
Вопрос № 12 1 балла(ов)
12. Суточные изменения физиологических процессов в организме человека, влияющие на его работоспособность и жизнедеятельность, называются
А. биоритмами
Б. периодами сна
В. периодами бодрствования
Г. циркадными ритмами Это правильный ответ
Вопрос № 13 1 балла(ов)
13. Международный документ по веществам, разрушающим озоновый слой, называется
А. Киотский протокол
Б. Монреальский протокол Это правильный ответ
В. Рамочная конвенция
Г. Парижское соглашение
Вопрос № 14 1 балла(ов)
14. К охраняемому виду животных Челябинской области относится
А. мохноногий сыч
Б. журавль
В. белка-летяга Это правильный ответ
Г. серая куропатка
Вопрос № 15 1 балла(ов)
15. К охраняемому виду растений Челябинской области относится
А. тысячелистник обыкновенный
Б. мятлик луговой
В. мышиный горошек
Г. ветреница алтайская Это правильный ответ
Вопрос № 16 3 балла(ов)
Задание 2.
Задание включает вопросы с тремя верными вариантами ответов из шести.
ВНИМАНИЕ: ответы на вопросы Задания 2 вводятся в порядке возрастания и без каких-либо знаков между цифрами. Например, 123


16. Отношения «хищник-жертва» характерны для пар

1. акула и рыба-прилипала
2. розовый скворец и перелётная саранча
3. белоспинный дятел и козодой
4. кукушка и кукша
5. скопа и плотва
6. полевой лунь и полевка
Правильный ответ 256
Вопрос № 17 3 балла(ов)
17. Определите роль дождевых червей

1. улучшают аэрацию почвы
2. уплотняют почву
3. улучшают структуру почв
4. извлекают из почвы микроэлементы
5. обогащают почву микроэлементами
6. ухудшают доступ кислорода к корням растений
Правильный ответ 135
Вопрос № 18 3 балла(ов)
18. Редкими птицами Челябинской области являются

1. рябчик
2. свиристель
3. чернозобая гагара
4. скопа
5. зяблик
6. дрофа
Правильный ответ 346
Вопрос № 19 3 балла(ов)
19. Выберите особенности строения птиц, являющиеся приспособлением к нырянию

1. рыхлое оперение
2. плотное оперение
3. тонкий слой подкожной жировой клетчатки
4. хорошо развитый слой подкожной жировой клетчатки
5. крылья длинные
6. крылья укорочены
Правильный ответ 246
Вопрос № 20 4 балла(ов)
Задание 3.
Установите соответствие между предложенными понятиями.


20. Установите соответствие между видами растений и видами грибов, паразитирующих на них

Виды растений - Виды грибов
АВ
А. пшеница Правильно:41. мучнистая роса
Б. береза Правильно:22. трутовик
В. томат Правильно:33. фитофтора
Г. крыжовник Правильно:14. головня
Вопрос № 21 4 балла(ов)
21. Установите соответствие между биоценозами и видами животных, обитающих в них

Биоценоз - Виды животных
АВ
А. пресноводный биоценоз Правильно:21. ушастая круглоголовка
Б. биоценоз елового леса Правильно:32. плотва
В. биоценоз моря Правильно:43. кукша
Г. биоценоз пустыни Правильно:14. луна-рыба
Вопрос № 22 4 балла(ов)
22. Установите соответствие между экологической группой и ее характеристикой

Экологическая группа - Характеристика
АВ
А. полисапроб Правильно:11. вид, обитающих в сильно загрязнённых органическим веществом и бедных кислородом водах
Б. полифаг Правильно:42. вид, обитающий только в данном регионе
В. стенобионт Правильно:33. организм с узкой экологической пластичностью
Г. эндемик Правильно:24. животное, поедающее разнообразную пищу
Вопрос № 23 4 балла(ов)
23. Установите соответствие между видами взаимоотношений и представителями живых организмов

Виды взаимоотношений - Представители организмов
АВ
А. трофические Правильно:11. пчелы, собирающие нектар с цветков
Б. топические Правильно:32. распространение семян подорожника животными
В. форические Правильно:23. лишайник на дереве
Г. фабрические Правильно:44. строительство гнезд птицами
Вопрос № 24 5 балла(ов)
Задание 4.
Определите правильную последовательность.
ВНИМАНИЕ: ответ вводится без каких-либо знаков между цифрами (231).


24. Расположите разделы экологии в порядке возрастания уровня организации изучаемых ими природных объектов

1. популяционная экология
2. синэкология
3. биосферная экология
4. аутэкология
5. биогеоценология
Правильный ответ 41253
Вопрос № 25 5 балла(ов)
25. Установите последовательность расположения экологических зон Мирового океана, начиная с верхнего

1. ультраабиссаль
2. абиссаль
3. сублитораль
4. литораль
5. батиаль
Правильный ответ 43521
Вопрос № 26 5 балла(ов)
Задание 5.
Выбери правильные суждения.
ВНИМАНИЕ: ответ на вопрос Задания 5 вводится в порядке возрастания и без каких-либо знаков между цифрами. Например, 123


1. Во взаимоотношениях «хищник-жертва» равновесие между количеством хищников и жертвы поддерживается специальными механизмами, исключающими полное потребление жертвы.
2. Соотношение групп особей разного возраста в популяции отражает возрастная пирамида.
3. Биомы – это небольшие природные комплексы, характеризующиеся разнообразием растительности и разнообразием ландшафта.
4. Все компоненты агроэкосистемы тесно связаны между собой и самостоятельно поддерживают экологическое равновесие.
5. Экологический туризм – это путешествия по мало нарушенным природным ландшафтам, цель которого изучать окружающую природу и получать эстетическое удовольствие от общения с ней.
6. Всемирный фонд дикой природы – это мощная правительственная организация, занимающаяся охраной природы на определенной территории.
7. Синэкология изучает взаимосвязь организмов друг с другом и с окружающей их средой обитания.
8. Эксплуатация включает прямые пищевые связи, которые имеют для одного партнера отрицательные, а для другого положительные последствия.
9. Яркий пример олиготрофного водоема – древнее озеро Байкал.
10. Все растения являются продуцентами.
Правильный ответ 12589