Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Обществознание. Школьный тур | ||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||
9 класс. Блок № 2 | ||||||||||
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов | ||||||||||
Задание № 1 | ||||||||||
«Да» или «нет»? Определите, являются ли верными следующие суждения | ||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||
История различных стран и народов показывает, что общество активно влияет на естественную среду обитания, преобразовывает ее. | ||||||||||
Да Это правильный ответ | ||||||||||
Нет | ||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||
Цель налоговой политики государства в условиях рынка - регулирование спроса на товары и услуги | ||||||||||
Да | ||||||||||
Нет Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||
К источникам (формам) права можно отнести Устав и Программу политической партии | ||||||||||
Да | ||||||||||
Нет Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||
Православные, мусульмане, буддисты, протестанты, либералы, католики. Все эти группы образованы по конфессиональному признаку. | ||||||||||
Да | ||||||||||
Нет Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||
Политическая власть, в отличие от иных видов общественной власти, побуждает людей к определенным действиям | ||||||||||
Да | ||||||||||
Нет Это правильный ответ | ||||||||||
Задание № 2 | ||||||||||
Выберите один ответ — наиболее полный и правильный | ||||||||||
Вопрос № 1 2 балла(ов) | ||||||||||
Все представленные изображения, кроме одного, иллюстрируют правоохранительные органы. Укажите лишнее изображение | ||||||||||
Это правильный ответ | ||||||||||
Вопрос № 2 2 балла(ов) | ||||||||||
Решите логическую задачу Перед Вами три коробки: большая, средняя и маленькая. В одной коробке сидит бабочка. На каждой коробке есть надпись. По крайней мере на двух коробках они ложные. Какую коробку нужно открыть, чтобы выпустить бабочку? | ||||||||||
Большую | ||||||||||
Среднюю Это правильный ответ | ||||||||||
Маленькую | ||||||||||
Вопрос № 3 2 балла(ов) | ||||||||||
Укажите характеристику понятия, которое иллюстрируют данные изображения | ||||||||||
это одна из форм общественного развития, основанная на непрерывном, постепенном качественном изменении | ||||||||||
это одна из форм движения, общественного развития, основанная на коренном, резком скачкообразном переходе от одного качественного состояния к другому. Это правильный ответ | ||||||||||
это результаты человеческой материально-духовной созидающей деятельности, благодаря которой происходит развитие и самопознание общества | ||||||||||
это движение от высшего к низшему, процесс деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам | ||||||||||
это субъективный процесс, направленный на качественное изменение, преобразование, переустройство какой-либо сферы жизни общества | ||||||||||
Вопрос № 4 2 балла(ов) | ||||||||||
Решите экономическую задачу Почасовая оплата труда работника составляет 15 денежных единиц. Кроме того, он получает пенсию в размере 300 денежных единиц в месяц. В расчёте на час рабочего времени пенсия составляет 5 денежных единиц. Чему равна максимальная альтернативная стоимость одного дополнительного часа его досуга? | ||||||||||
15 денежных единиц Это правильный ответ | ||||||||||
5 денежных единиц | ||||||||||
20 денежных единиц | ||||||||||
10 денежных единиц | ||||||||||
25 денежных единиц | ||||||||||
Вопрос № 5 2 балла(ов) | ||||||||||
Критерием разграничения двух периодов жизни человека – молодого и зрелого – является его экономическая, социальная, политическая самостоятельность. Какой из показателей характеризует социальную самостоятельность человека? | ||||||||||
способность отвечать перед законом | ||||||||||
распоряжение деньгами независимо от других | ||||||||||
способность обеспечить себя средствами существования | ||||||||||
допуск к голосованию на выборах | ||||||||||
вступление в брак Это правильный ответ | ||||||||||
Задание № 3 | ||||||||||
Выберите ВСЕ верные ответы Внимание! В поле ответа следует вписать цифры одним числом, без скобок, пробелов и знаков препинания, располагая цифры в порядке возрастания! | ||||||||||
Вопрос № 1 3 балла(ов) | ||||||||||
Решите юридическую задачу Николай заказал в частной фирме новые окна, которые должны быть установлены в течение трех дней. Однако фирма, приняв заказ, нарушила срок его выполнения. Нормы какой отрасли права были нарушены в данной ситуации? Ответ обоснуйте 1. Были нарушены нормы гражданского права 2. Были нарушены нормы трудового права 3. Были нарушены нормы административого права 4. Объект регулирования данной отрасли права - имущественные отношения, возникающие по поводу различного рода материальных благ, в том числе, услуг 5. Нарушив срок выполнения, работники фирмы недобросовестно отнеслись к выполнению своих обязанностей, закреплённых в трудовом договоре 6. За нарушения срока выполнения работы фирма будет привлечена к административной ответственности | ||||||||||
Правильный ответ 14 | ||||||||||
Вопрос № 2 3 балла(ов) | ||||||||||
Выберите суждения, которые характеризуют рыночную экономическую систему 1. Что производить определяется группами профессионалов. 2. Договорные отношения между хозяйствующими субъектами. 3. Высокий уровень централизации функций руководства экономикой и применение директивных методов управления. 4. Ограниченное вмешательство государства в хозяйственную деятельность. 5. В основном производятся продукты сельского хозяйства, охоты, рыболовства. 6. Производители выпускают именно то, в чем нуждаются люди, потому что действует механизм конкуренции | ||||||||||
Правильный ответ 246 | ||||||||||
Вопрос № 3 3 балла(ов) | ||||||||||
Моя жена - наседка, Мой сын - увы, эсер, Моя сестра - кадетка, Мой дворник - старовер. Кухарка - монархистка, Аристократ - свояк, Мамаша - анархистка, А я - я просто так... (Саша Черный «Жалобы обывателя») Какое обществоведческое понятие иллюстрируют герои данного стихотворного отрывка? Выберите из списка его характеристики 1. Устойчивый стереотип поведения в определенных социальных ситуациях 2. Связан с оценкой положения индивида или социальной группы 3. Входя одновременно во многие социальные группы, человек занимает в каждой из них соответствующее положение, обусловленное взаимоотношениями с другими членами группы. 4. Открытое, наблюдаемое поведение индивида, занимающего определенное положение 5. Определяется социальными признаками (экономическое положение, профессия, квалификация, образование), природными признаками (пол, возраст), а также престижем, авторитетом и ролью в структуре власти 6. Можно подразделить на два основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными усилиями | ||||||||||
Правильный ответ 2356 | ||||||||||
Задание № 4 | ||||||||||
Установите соответствие: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую ей позицию из второго столбца | ||||||||||
Вопрос № 1 3 балла(ов) | ||||||||||
Установите соответствие между основаниями возникновения прав военнообязанных и правами, возникшими на этом основании | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 2 3 балла(ов) | ||||||||||
Установите соответствие между характеристиками и видами ценных бумаг, к которым они относятся | ||||||||||
| ||||||||||
Вопрос № 3 3 балла(ов) | ||||||||||
Какие функции правовых норм проявились в описанных далее ситуациях? | ||||||||||
| ||||||||||
Задание № 5 | ||||||||||
Прочитайте текст и выполните задания к нему Государство есть, с одной стороны, как бы дерево, которое достигает своего полного роста, цвета и плодоношения, повинуясь некоему таинственному, независящему от нас деспотическому поведению внутренней, вложенной в него идеи. С другой стороны, оно есть машина, и сделанная людьми полусознательно, и содержащая людей как части, как колеса, рычаги, винты, атомы, и, наконец, машина, вырабатывающая, образующая людей. <…> На которое бы из государств древних и новых мы ни взглянули, у всех найдем одно и тоже общее: простоту и однообразие в начале, больше равенства и больше свободы (по крайней мере, фактической, если не юридической свободы), чем будет после. <…> Потом мы видим большее или меньшее укрепление власти, более глубокое или менее резкое (смотря по задаткам первоначального строения) разделение сословий, большее разнообразие быта и разнохарактерность областей. Вместе с тем увеличивается, с одной стороны, богатство, с другой – бедность, с одной стороны, ресурсы наслаждения разнообразятся, с другой – разнообразие и тонкость (развитость) ощущений и потребностей порождают больше страданий, больше грусти, больше ошибок и больше великих дел… Государственная форма у каждой нации, у каждого общества своя; она в главной основе неизменна до гроба исторического, но меняется быстрее или медленнее в частностях, от начала до конца. (Леонтьев К. Византизм и Славянство. - Цит. по: Политика. Право. Граждановедение. Школьный практикум. 9-11 кл. – М., 1999. С.42) | ||||||||||
Вопрос № 1 2 балла(ов) | ||||||||||
К. Леонтьев пишет об отрицательных и положительных тенденциях в развитии государств. Выберите из предложенного списка отрицательную тенденцию, отмеченную автором | ||||||||||
по мере укрепления государства свобода и равенство сокращаются Это правильный ответ | ||||||||||
любое государство, по мере своего развития, сталкивается с внешней военной угрозой | ||||||||||
государство есть продукт общественного развития | ||||||||||
неспособность государственной власти решать задачу управления обществом | ||||||||||
ослабление государственной власти | ||||||||||
Вопрос № 2 3 балла(ов) | ||||||||||
Описывая государство, автор образно сравнивает его с деревом и машиной. Укажите, какие характеристики свойственны любому государству с точки зрения современной политическлой науки. Выберите все верные ответы. Внимание! В поле ответа следует вписать цифры одним числом, без скобок, пробелов и знаков препинания, располагая цифры в порядке возрастания! 1. наличие у властных структур права устанавливать государственную идеологию 2. наличие публичной власти, располагающей аппаратом управления и принуждения 3. многопартийная политическая система 4. выборность главы государства и законодательных органов 5. наличие национального права, системы законодательства 6. суверенитет | ||||||||||
Правильный ответ 256 | ||||||||||
Вопрос № 3 3 балла(ов) | ||||||||||
Автор пишет, что "государственная форма у каждой нации, у каждого общества своя". Одним из элементов формы государства является форма государственного устройства. Установите соответствие между историческими примерами, признаками и формами государственного устройства, которым они соответствуют, обозначив их цифрами: 1 - федерация, 2 - конфедерация, 3 - унитарное Внимание! В поле ответа следует вписать цифры одним числом, без скобок, пробелов и знаков препинания А) Важной вехой в истории Швейцарии стал договор, заключённый в 1291 г. тремя кантонами, о совместной обороне в случае нападения со стороны Священной Римской империи Б) В составе России 85 равноправных субъектов, в том числе 22 республики, 9 краёв, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа В) Именно такая форма государственного устройства существовала в первых 13 колониях в Северной Америке, объединившихся для борьбы с Великобританией Г) Статья 3 Конституции Республики Польша 1997 г. определяет Польшу как единое государство Д) Союз самостоятельных суверенных государств, образованный на основе договора с целью совместного решения определённых проблем (организация совместной обороны, координация внешней политики, развитие общей системы коммуникаций) Е) Территория подразделяется на административно-территориальные единицы (области, провинции, коммуны и т. п.), которые не обладают какой-либо политическлой самостоятельностью Ж) Субъекты государства самостоятельны и независимы в управлении делами соответствующих территорий, однако лишены права вести самостоятельную внешнюю политику, не могут в одностороннем порядке выйти из состава государства | ||||||||||
Правильный ответ 2113231 | ||||||||||
Вопрос № 4 2 балла(ов) | ||||||||||
В государстве X. после парламентских выборов лидер парламентского большинства приступил к формированию правительства. Одновременно депутаты парламента начали согласование кандидатуры на пост президента, который будет выполнять представительские функции. К какому типу государств относится государство Х.? | ||||||||||
президентская республика | ||||||||||
конституционная монархия | ||||||||||
парламентская республика Это правильный ответ | ||||||||||
унитарное государство | ||||||||||
федерация | ||||||||||