Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Обществознание. Школьный тур | ||||||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||||||
11 класс. Блок № 1 | ||||||||||||||
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов | ||||||||||||||
Задание № 1 | ||||||||||||||
«Да» или «нет»? Определите, являются ли верными следующие суждения | ||||||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Для фирмы, действующей на рынке совершенной конкуренции, цена продукта равна одновременно среднему доходу и предельному доходу. | ||||||||||||||
Да Это правильный ответ | ||||||||||||||
Нет | ||||||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Аномия, по Э. Дюркгейму, возникает в тот момент, когда общество утратило старые ценности и ещё не успело создать новые. | ||||||||||||||
Да Это правильный ответ | ||||||||||||||
Нет | ||||||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Этика – раздел философии, изучающий познание. | ||||||||||||||
Да | ||||||||||||||
Нет Это правильный ответ | ||||||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Основу экономики в индустриальном обществе составляют отрасли, связанные с производством и оперированием информацией | ||||||||||||||
Да | ||||||||||||||
Нет Это правильный ответ | ||||||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||||||
Хамер против Сайдвея, штат Нью-Йорк, 1981 год. Луиза Хамер – правопреемница Вильяма Стори (истица) предъявила иск к Сайдвею, исполнителю завещания покойного Вильяма Стори (ответчику) о возмещении убытков, вызванных нарушением договора. Состоялось решение в пользу Хамер; Сайдвей принес апелляционную жалобу. Решение было оставлено в силе. Это пример такого источника права как юридический прецедент | ||||||||||||||
Да Это правильный ответ | ||||||||||||||
Нет | ||||||||||||||
Задание № 2 | ||||||||||||||
Выберите один ответ — наиболее полный и правильный | ||||||||||||||
Вопрос № 1 2 балла(ов) | ||||||||||||||
В каком из перечисленных примеров идёт речь об использовани такого метода познания как анализ? | ||||||||||||||
Пятилетний Сева научился из букв образовывать слова и прочитал свою первую книгу - сказку о Курочке Рябе | ||||||||||||||
В результате химических реакций в листьях растений из воды и углекислого газа образуется глюкоза | ||||||||||||||
Изучая структуру ДНК, молекулярные биологи определяют последовательность её составных частей - нуклеотидов Это правильный ответ | ||||||||||||||
Полиэтилен в промышленных условиях получают в процессе полимеризации этилена | ||||||||||||||
Складывать пазлы любят не только дети, но и взрослые | ||||||||||||||
Театр, кино, телевидение, эстрада, цирк - это группа искусств, в которых на основе сценического действия объединяются возможности и средства различных видов искусства | ||||||||||||||
Вопрос № 2 2 балла(ов) | ||||||||||||||
Уличный фонарь является примером общественного товара, потому что: | ||||||||||||||
частным фирмам невыгодно его изготовлять и обслуживать; | ||||||||||||||
это товар общего пользования и невозможно заставить платить за светофор тех и только тех, кто им будет пользоваться; Это правильный ответ | ||||||||||||||
только местные власти могут определить, в каком месте, и в каком режиме им пользоваться; | ||||||||||||||
частные фирмы не стремятся финансировать общественные нужды; | ||||||||||||||
нет верного ответа. | ||||||||||||||
Вопрос № 3 2 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите понятие, которое объединяет все представленные изображения | ||||||||||||||
толерантность | ||||||||||||||
идентичность Это правильный ответ | ||||||||||||||
гражданство | ||||||||||||||
социальная роль | ||||||||||||||
деятельность | ||||||||||||||
Вопрос № 4 2 балла(ов) | ||||||||||||||
Прочитайте отрывки из литературных произведений. Какой из приведённых отрывков иллюстрирует одну из форм рационального познания? | ||||||||||||||
« – А-а-а-а! – кричала Королева. – Кровь из пальца! Хлещет кровь! При этом она так трясла рукой, словно хотела, чтобы палец вообще оторвался. – Что случилось? – спросила Алиса, как только Королева замолчала, чтобы набрать воздуха в легкие. – Вы укололи палец?». Л. Кэрролл | ||||||||||||||
. « - А что такое экспонат? – спросила Алиса. - Ты и этого не знаешь? – гном был расстроен. - Я-то знаю, но мне хочется, чтобы Даша тоже знала, - сказала Алиса. - Правильно. Даше надо учиться. А то она будет такая же необразованная, как ты, -- согласился гном. – Экспонат – это тот, кто экспонируется. Ясно?» Кир Булычев Это правильный ответ | ||||||||||||||
«На глазах исчезала стена, отделяющая Китай-город от города Москвы. Исчезал безобразный выступ старого грузного дома на Моховой улице, мусор стройки, кирпичный и железный лом, стены и углы домов рушились и исчезали, как исчезают театральные декорации. На мостовых и тротуарах стояли изумленный прохожий. Он видел, как исчезает стена…» Л. Никулин | ||||||||||||||
«Здесь будут идти вниз гранитные уступы. Забьют фонтаны. Расстелются газоны. В Москву-реку вольются воды Волги. Она станет полноводной. Большие трехэтажные волжские теплоходы поплывут по ней. Вы видите это, Петя? – Вижу…» Л. Славин | ||||||||||||||
Все представленные отрывки иллюстрируют различные формы чувственного, а не рационального познания | ||||||||||||||
Вопрос № 5 2 балла(ов) | ||||||||||||||
Читая книгу или смотря фильм, мы чувствуем то же, что чувствует человек, попавший в различные жизненные обстоятельства: тревогу и надежду разведчика, ползущего под колючей проволокой за линию фронта; радость и ликование футболиста, забившего гол; огорчение и разочарование студента, не сдавшего экзамен. Как называется механизм социальной перцепции, благодаря которому мы модем испытываать эти чувства? | ||||||||||||||
аттракция | ||||||||||||||
казуальная атрибуция | ||||||||||||||
социальная рефлексия | ||||||||||||||
стереотип | ||||||||||||||
эмпатия Это правильный ответ | ||||||||||||||
Задание № 3 | ||||||||||||||
Выберите ВСЕ верные ответы Внимание! В поле ответа следует вписать цифры одним числом, без скобок, пробелов и знаков препинания, располагая цифры в порядке возрастания! | ||||||||||||||
Вопрос № 1 5 балла(ов) | ||||||||||||||
Решите юридическую задачу Ученик 10 класса, 15-летний Семён решил устроиться на работу промоутером в крупном торговом центре. Работодатель согласился принять его на работу при условии, что тот будет работать по 6 часов в день, не будет прогуливать уроки в школе и принесёт справку о состоянии здоровья из поликлиники. Нарушаются ли таким образом права несовершеннолетнего работника? Почему? 1. Права несовершеннолетнего работника не нарушаются, т. к. все несовершеннолетние в обязательном порядке подлежат медицинскому освидетельствованию при приёме на работу 2. Права несовершеннолетнего работника нарушаются 3. Продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 2,5 часа, т. к. Семён совмещает работу с учёбой в школе 4. Работодатель должен был организовать прохождение медицинского осмотра за свой счёт 5. Продолжительность рабочего времени для работников, не достигших возраста 16 лет, не может превышать 24 часов в неделю, следовательно Семён может работать 4 дня в неделю 6. Источник права, который регулирует права несовершеннолетних работников - Семейный кодекс РФ | ||||||||||||||
Правильный ответ 234 | ||||||||||||||
Вопрос № 2 4 балла(ов) | ||||||||||||||
Решите логическую задачу Сергей, Михаил и Виктор изучают различные иностранные языки: итальянский, французский и чешский. На вопрос, какой язык изучает каждый из них, один ответил: «Виктор изучает итальянский, Сергей не изучает итальянский, а Михаил не изучает чешский». Впоследствии выяснилось, что в этом ответе только одно утверждение верно, а два других ложны. Какой язык изучает каждый из молодых людей? 1. Сергей изучает итальянский язык 2. Сергей изучает французский язык 3. Сергей изучает чешский язык 4. Михаил изучает чешский язык 5. Михаил изучает итальянский язык 6. Михаил изучает французский язык 7. Виктор изучает французский язык 8. Виктор изучает чешский язык 9. Виктор изучает итальянский язык | ||||||||||||||
Правильный ответ 168 | ||||||||||||||
Вопрос № 3 5 балла(ов) | ||||||||||||||
Решите экономическую задачу Функция спроса равна Qd=100-P, а функция предложения Qs=2P-50, где Р – цена в рублях, а Qd и Qs – величины соответственно спроса и предложения в тыс. шт. 1. Равновесная цена равна 50 руб. 2. Равновесное количество равно 50 тыс. шт. 3. Если государство установит верхний предел цены на уровне 40 руб., это приведёт к избытку товара 4. Если фирмы, действующие на рынке, вступят в сговор и установят нижний предел цены на уровне 60 руб., это приведёт к избытку товара 5. Объём потребления по цене 40 руб. равен 60 тыс. шт. 6. Объём потребления по цене 60 руб. равен 40 тыс. шт. | ||||||||||||||
Правильный ответ 1246 | ||||||||||||||
Задание № 4 | ||||||||||||||
Установите соответствие: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую ей позицию из второго столбца | ||||||||||||||
Вопрос № 1 4 балла(ов) | ||||||||||||||
Сопоставьте высказывания с портретами их авторов | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Вопрос № 2 3 балла(ов) | ||||||||||||||
Соотнестите приведённые отрывки из литературных произведений различных жанров с ранними формами религии, которые они иллюстрируют | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Вопрос № 3 3 балла(ов) | ||||||||||||||
Ниже приведены отрывки из документов. Соотнесите их с отраслями права | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Задание № 5 | ||||||||||||||
Прочитайте текст и выполните задания к нему Промышленная революция конца XVIII - начала XIX в. произошла там, где в ней назрела необходимость. Западная Европа была самой развитой частью света, а Великобритания — богатейшей державой с наиболее продуктивным сельским хозяйством. Накопленный капитал требовал вложения, а традиционных энергоресурсов для этого уже не хватало. К счастью, страна была богата углем: вот откуда взялась энергия для промышленности. Появление первой индустриальной страны изменило весь мир. Паровую машину не пришлось изобретать дважды: промышленники стали перенимать британскую технологию. Правительства стимулировали прогресс, стараясь не отстать от соперников на международной арене. Индустрия, созданная первой Промышленной революцией, выпускала как потребительские товары, в первую очередь текстильные, так и паровые двигатели, локомотивы, станки, корабли, сельскохозяйственные орудия и машины. Вторая Промышленная революция конца XIX в. была нацелена на расширение круга потребителей индустриальных товаров и характеризовалась технологиями массового производства. Массовое производство развернулось в США, где к концу XIX в. существовала самая высокая в мире покупательная способность населения. В последние десятилетия XX в. на первый план вышли наукоемкие отрасли, такие, как нефтехимия, аэрокосмическая промышленность, фармацевтика, электроника. Но главным изменением стала компьютеризация, намного повысившая гибкость производственных процессов, контроль за ними и в результате качество товаров без роста их стоимости. Компьютеры ускорили и удешевили потоки информации. Это стимулировало глобализацию рынка, облегчило странам доступ к новым технологиям и привело к перекачке капиталов в регионы с наиболее динамичной экономикой. Такие тенденции в сочетании с государственной поддержкой национального бизнеса обеспечили стремительное развитие не только стран Западной Европы и США, но и стран Тихоокеанского региона. (По кн.: «Всемирная история: люди, события, даты») | ||||||||||||||
Вопрос № 1 3 балла(ов) | ||||||||||||||
Ниже приведен перечень примеров, характеризующих ту или иную промышленную революцию. Сгруппируйте эти примеры в три блока, соответствующие каждой из промышленных революций. Внимание! Ответ следует записать последовательностью цифр (обозначив цифрами 1, 2, 3, соответствующими порядковому номеру промышленной революции, каждый из примеров в заданном порядке), одним числом, без скобок, пробелов и знаков препинания A) Покончить с дефицитом энергоресурсов позволило использование ископаемого топлива, на первых порах угля. Б) Появились новые отрасли: автомобилестроение, самолетостроение, радио, а в 40-е годы XX в. — телевидение. B) Ричард Аркрайт и Джеймс Харгривс рискнули установить прядильные машины на фабриках и завалили рынок хлопчатобумажными тканями. Предприниматели становились изобретателями, талантливые механики — капиталистами. Г) Всего за несколько лет после поражения во Второй мировой войне Япония превратилась в одного из лидеров мировой экономики. Южная Корея стала крупным экспортером высокотехнологичной продукции — кораблей, автомобилей и электроники. | ||||||||||||||
Правильный ответ 1213 | ||||||||||||||
Вопрос № 2 2 балла(ов) | ||||||||||||||
Укажите понятие, которое наиболее точно проиллюстрировано текстом | ||||||||||||||
прогресс Это правильный ответ | ||||||||||||||
регресс | ||||||||||||||
противоречивость прогресса | ||||||||||||||
глобализация | ||||||||||||||
Вопрос № 3 3 балла(ов) | ||||||||||||||
Рассмотрите изображения и соотнесите каждую иллюстрацию с тем или иным типом Промышленной революции | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Вопрос № 4 3 балла(ов) | ||||||||||||||
Что из нижеперечисленного можно отнести к противоречиям общественного прогресса? Внимание! В поле ответа следует вписать цифры одним числом, без скобок, пробелов и знаков препинания, располагая цифры в порядке возрастания! 1. Развитие техники ведет к возникновению как средств созидания, так и средств разрушения 2. Развитие производства ведет к изменению социального статуса рабочего 3. Развитие научных знаний приводит к изменению представлений человека о мире 4. Человеческая культура претерпевает изменения под воздействием производства 5. Осуществление НТР интенсифицировало развитие человеческого общества. В то же время, одним из ее результатов явились глобальные проблемы. 6. Отдельные изменения, одновременно происходящие в обществе, могут быть разнонаправленными: прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой | ||||||||||||||
Правильный ответ 156 | ||||||||||||||