Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Олимпиада по осмысленному чтению (ФМЛ №31) |
Назад к списку блоков |
11 класс. Блок № 2 |
10 минут на выполнение блока. Из них 10 минут на ввод ответов |
Вопрос № 1 1 балла(ов) |
Какие факты свидетельствуют о литературном признании Лу Синя? |
Его произведения популярны во всем мире. |
Писатель является продолжателем гуманистических традиций русской |
Планировалось выдвижение писателя на соискание Нобелевской премии. Это правильный ответ |
Произведения Лу Синя имеют вневременный общечеловеческий смысл. |
Вопрос № 2 1 балла(ов) |
Почему Лу Синь не завершил учебу в медицинской академии? |
Он решил посвятить свою жизнь исцелению души человеческой от болезни жестокости и равнодушия. Это правильный ответ |
Он решил заняться литературным творчеством. |
Равнодушие к человеку противоречит предназначению врача. |
У него не было средств для продолжения учебы. |
Вопрос № 3 1 балла(ов) |
К каким жанрам относится большинство произведений Лу Синя? |
Лирические жанры: стихотворения в прозе, элегии. |
Переводная литература |
Эпические жанры: рассказы, притчи Это правильный ответ |
Эпические жанры: романы, сказки, поэмы. |
Вопрос № 4 1 балла(ов) |
В чем главная особенность произведений Лу Синя? |
В лаконичной форме писатель раскрывает важные социально-нравственные и философские проблемы. Это правильный ответ |
Писателя обличает общественные пороки и выражает сочувствие угнетенным людям. |
Психологизм прозы – главная отличительная черта стиля Лу Синя. |
Это произведения в жанре притчи |
Вопрос № 5 1 балла(ов) |
В какую книгу включен рассказ «Бумажный змей»? |
Поэтический сборник «Дикие травы» |
Сборник лирических миниатюр «Дикие травы» Это правильный ответ |
Сборник рассказов «К оружию» |
Сборник «Повести и рассказы» |
Вопрос № 6 1 балла(ов) |
Где и когда и происходит действие рассказа? |
В Китае, в последние десятилетия 19 века и в 20-е гг. 20 века |
Это правильный ответ |
В Пекине, в последние десятилетия 19 века и в 20-е гг. 20 века |
В провинции Китая, в конце 19века и в 20-е гг. 20 века |
На родине писателя, в начале 20 века |
Вопрос № 7 1 балла(ов) |
Какие герои являются главными в произведении? |
Автор и его младший брат |
Герой-рассказчик |
Герой-рассказчик и его младший брат Это правильный ответ |
Младший брат героя-рассказчика |
Вопрос № 8 1 балла(ов) |
О каких событиях повествует автор? |
Воспоминание о случае, произошедшем в детстве. |
Детство братьев, встреча через много лет. |
Поступки братьев |
Уничтожение бумажного змея, встреча повзрослевших братьев. Это правильный ответ |
Вопрос № 9 1 балла(ов) |
Почему герой-рассказчик уничтожает бумажного змея? |
Ему важно было утвердить свой авторитет |
Ему хотелось наказать младшего брата за непослушание. |
Игра со змеями – дорогое удовольствие, оно разорительно для семьи |
Игру со змеями он считает забавой дурных детей, праздным занятием, отвлекающим от серьезных дел. Это правильный ответ |
Вопрос № 10 1 балла(ов) |
Как младший брат воспринимал бумажных змеев? |
Они восхищали его, составляли главный интерес жизни. Это правильный ответ |
Он любил смотреть на бумажных змеев. |
Он сам мастерил бумажных змеев. |
Он мечтал о собственном бумажном змее. |
Вопрос № 11 1 балла(ов) |
Как младший брат среагировал на появление старшего, когда делал змея? |
Ему стало страшно. Это правильный ответ |
Он не хотел раскрывать свою тайну. |
Он растерялся. |
Он хотел спрятаться сам и спрятать змея. |
Вопрос № 12 1 балла(ов) |
Какие детали в описании змея приобретают обобщающий смысл и воспринимаются как символ души? |
Ветряные колеса, маленькая комнатка. |
Змей в форме бабочки, ветряные колеса, которые должны были изображать глаза. Это правильный ответ |
Полоски красной бумаги, стебли сухого бамбука |
Пыльная рухлядь, стебли бамбука. |
Вопрос № 13 1 балла(ов) |
Почему старший брат после уничтожения змея гордо удаляется, считая, что он одержал полную победу? |
В прошлом он высокомерно считал свою позицию единственно правильной, видел свой долг в наставлении младшего брата на путь истинный и был уверен, что мальчик не посмеет ослушаться его. Это правильный ответ |
Ему удалось утвердить собственный авторитет. |
Он наглядно показал младшему, что с этой игрой надо покончить. |
Он преподал младшему важный жизненный урок: кто старше и сильнее – тот и прав. |
Вопрос № 14 1 балла(ов) |
Что мог делать младший брат дальше, после уничтожения змея? |
Он вынашивал план возмездия старшему брату. |
Он мог разрыдаться от бессилия и отчаяния, но «к забаве дурных детей» он больше не возвращался. Это правильный ответ |
Он не отказался от игры, но стал еще более осторожным. |
Он простил брата, хотя уничтожение змея всю жизнь отдавалось болью в сердце. |
Вопрос № 15 1 балла(ов) |
Как происходит возмездие за уничтожение змея? |
Герой-рассказчик мысленно возвращается в прошлое и испытывает муки совести от того, что совершил насилие над детской душой. Это правильный ответ |
Младший брат делает вид, что забыл о причиненной обиде, но со старшим братом он перестает общаться. |
Младший брат мстит старшему за насилие над его душой. |
Старший брат ищет встречи с младшим, чтобы попросить у него прощения. |
Вопрос № 16 1 балла(ов) |
Какой эпизод является кульминацией рассказа? |
Встреча повзрослевших братьев. |
Воспоминание о детстве. |
Чтение книги о роли детских игр. Это правильный ответ |
Уничтожение змея. |
Вопрос № 17 1 балла(ов) |
Почему герой-рассказчик воспринимает чтение иностранной книги как несчастье? |
Герой понял, что самообразованием нужно было заниматься в юности, а в зрелом возрасте это делать бессмысленно. Он осознает, как много упущено в жизни. |
Книга вывела его из зоны комфорта, помогла увидеть в собственном поступке не благородство, а подлость и обрекла на муки совести. Это правильный ответ |
Книга дала герою знания, которые сделали его несчастным человеком. |
Книга пришла к читателю слишком поздно, когда уже ничего невозможно было исправить. |
Вопрос № 18 1 балла(ов) |
Какое значение для человека, по мнению автора книги, имеет игра? |
Детство и вся жизнь человека – вечная игра. |
Жизнь в детстве и есть игра. Запрещая ребенку играть и лишая его игрушек, можно сломать судьбу человека. Это правильный ответ |
Чтобы понять мир, нужно постоянно участвовать в играх. |
Это естественная форма существования человека в детстве. |
Вопрос № 19 1 балла(ов) |
Сколько способов, как загладить вину перед братом, находит герой? |
Ни одного |
2 Это правильный ответ |
Много |
3 |
Вопрос № 20 1 балла(ов) |
Почему первый способ неосуществим? |
Возвращение в детство невозможно. Это правильный ответ |
Герой по-прежнему убежден, что игра с бумажными змеями является забавой дурных детей. |
Он не соответствует характеру героев. |
Старший брат боится, что его поступок может показаться неискренним. |
Вопрос № 21 1 балла(ов) |
На что надеется герой, обдумывая второй способ заглаживания вины? |
На возвращение уважения младшего брата к себе. |
На восстановление родственных отношений с младшим братом. |
На прощение, которое снимет камень с его души. Это правильный ответ |
На чудо. |
Вопрос № 22 1 балла(ов) |
Почему второй способ заглаживания вины не имел смысла? |
Младший брат давно простил старшего, и возвращаться к прошлому не нужно. |
Младший брат не помнил об уничтожении бумажного змея. Это правильный ответ |
Младший брат сделал вид, что воспоминания не причиняют ему боли. |
Насилию над детской душой нет оправдания. |
Вопрос № 23 1 балла(ов) |
Почему младший брат воспринял рассказ старшего как «интересную, но чужую историю»? |
Ему не хочется возвращаться в прошлое и снова страдать от обиды и боли. |
Как благородный человек, он вычеркнул из памяти плохие воспоминания о любимом брате. |
Настоящие братья не должны помнить зла. |
Он стал человеком, для которого поэзия детской игры и красота творчества не представляет никакой ценности. Он доволен судьбой, и никаких сожалений о нереализованных творческих возможностях у него нет. Это правильный ответ |
Вопрос № 24 1 балла(ов) |
Почему разговор с братом не облегчает душевные страдания героя-рассказчика? |
Он осознает, что его поступок имел необратимые последствия, и не может простить себя за грубое вмешательство в жизнь ближнего. Это правильный ответ |
Он преувеличивает масштаб проблемы в силу возраста, мнительности и излишней самокритики. |
Простить может человек, знающий, за что прощать. |
Простить может только тот, кто был обижен. |
Вопрос № 25 1 балла(ов) |
Какой смысл имеют пейзажные описания в начале и в конце рассказа? |
Весна является символом молодости, а зима – символом старости, одиночества и смерти. Этот контраст отражает вечное жизненное противоречие. |
Они создают представление о месте и времени действия, а также передают состояние героя – рассказчика. |
Пейзажные описания передают внутреннее состояние героя: весне в душе как времени радости и надежд не суждено повториться. В душе героя «морозная зима с ее жестокими холодами»: он обречен на одиночество и постоянные страдания от мук совести. Это правильный ответ |
С весной у героя связаны светлые воспоминания о родине и детстве. В те места и в то время нет возврата. Став взрослым, он тоскует по утерянному раю и осознает, что он обречен на одиночество. |
Вопрос № 26 1 балла(ов) |
Какое высказывание не отражает идею (основную мысль) рассказа? |
Благодаря напряженной внутренней работе душа человека становится чище и светлее, ему открывается красота мира и происходит постижение высоких нравственных истин. |
Старшие должны последовательно и настойчиво воспитывать детей в соответствии с собственными нравственными принципами. Это правильный ответ |
Человек обязан нести ответственность за собственные поступки и бережно относиться к ближним. |
Чувство вины за грубое вмешательство в чужую жизнь является залогом того, что человек будет бережно, деликатно относиться к другому человеку. |
Вопрос № 27 1 балла(ов) |
В разговоре о рассказе высказана такая мысль: «Настроение рассказа светлое. Он имеет жизнеутверждающий смысл». Какой из аргументов этой позиции является наиболее убедительным? |
Воспоминания о детстве всегда вызывают у человека самые светлые чувства, даже если речь идет о печальных событиях. |
Герой открыл для себя красоту мира, он понял, что нужно поддерживать связи с родными, помнить о доме и ответственно относится к воспитанию. |
Пусть поздно, но герой приходит к осознанию того, что детство – самый светлый период в жизни человека. И очень важно поддержать творческие порывы ребенка. |
Это произведение о возрождении души. Если человек слышит голос собственной совести, если он приходит к осознанию уникальности мира другого человека, есть надежда на то, что мир станет чище и светлее Это правильный ответ |
Вопрос № 28 1 балла(ов) |
В разговоре о рассказе высказана такая мысль: «Настроение рассказа мрачное, печальное. Он имеет пессимистический смысл». Какой из аргументов этой позиции является наиболее убедительным? |
Морозная зима вокруг героя и в его душе. Спасти от безудержной печали ничего не может. Впереди только смерть. |
Писатель повествует только о печальных событиях. Когда-то он разрушил мир игры своего брата. Став взрослым, он не сумел найти с ним контакта. |
У героя несчастливая судьба. Он обречен на постоянные страдания. Став зрелым человеком, он постоянно корит себя за прошлые проступки. |
Это произведение о необратимости дурного поступка. Насилие над душой ближнего, особенно если это ребенок, становится для человека источником постоянной неутихающей боли. От мук совести нет спасения. Это правильный ответ |
Вопрос № 29 1 балла(ов) |
Почему рассказ так называется? |
В рассказе повествуется о бумажном змее. |
Мотив детской игры является главным в рассказе. |
Название отражает основную мысль рассказа. |
Случай с бумажным змеем стал причиной душевного переворота героя. Это правильный ответ |
Вопрос № 30 1 балла(ов) |
В каких произведениях авторы раскрывают проблему отношения к миру ребенка? |
А.С. Пушкин «Зимнее утро», Некрасов «Крестьянские дети». |
Л.Н. Толстой «Детство. Отрочество. Юность», Сент-Экзюпери «Маленький принц». Это правильный ответ |
Б М.Ю. Лермонтов «Бородино», Гоголь «Вий». |
Н.С. Лесков «Левша», А.П. Чехов «Хамелеон». |