Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Русский язык. Школьный тур |
Назад к списку блоков |
5 класс. Блок № 1 |
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов |
Вопрос № 1 2 балла(ов) |
Укажите ошибочное суждение. |
1. В слове ПЯТЬЮ все согласные глухие. Это правильный ответ |
2. В слове ВСТРЕЧНЫМ первый звук - [ф]. |
3. В слове КОНЬКАМИ мягкость согласного [н,] на письме обозначена буквой ь (мягкий знак). |
4. В слове ОГЛЯДЫВАЕТСЯ количество букв и звуков совпадает. |
Вопрос № 2 1 балла(ов) |
Укажите, в каких смысловых отношениях находятся прилагательные в приведенных словосочетаниях: смелый боец, храбрый боец, отважный боец, бесстрашный боец, неустрашимый боец. |
1. Антонимы |
2. Синонимы Это правильный ответ |
3. Омонимы |
4. Паронимы |
Вопрос № 3 1 балла(ов) |
Укажите, какое предложение НЕ связано по смыслу с другими предложениями в тексте? |
1. В лесах под Москвой появились необычные белки. |
2. Детям пришла счастливая мысль. Это правильный ответ |
3. Откуда завезли их? |
4. Живой подарок приехал из далёкой Сибири. |
Вопрос № 4 1 балла(ов) |
Укажите, в каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. |
1. алфАвит |
2. бАнты Это правильный ответ |
3. щАвель |
4. искрА |
Вопрос № 5 1 балла(ов) |
Посчитайте, сколько существительных в форме родительного падежа встречается в данном стихотворении. Ответ введите цифрой. Я из дома убежал, Я до вечера гулял. С дерева в сугроб сигал, Без уроков жить мечтал. Для коллекции снежинки Языком я собирал. Около костра плясал И вокруг двора скакал. Мне уроки надо делать? Я на это наплевал. (Т. Рик) |
Правильный ответ 7 |
Вопрос № 6 2 балла(ов) |
Укажите, какое слово правильно разбито на морфемы. |
1. сер-ов-ат-ое, |
2. на-столь-ный, |
3. вы-воз-ит, Это правильный ответ |
4. рассказ-чиц-а. |
Вопрос № 7 1 балла(ов) |
Укажите, какое слово «лишнее» среди родственных. |
1. пахать, |
2. пахота, |
3. пахнуть, Это правильный ответ |
4. пахарь. |
Вопрос № 8 0 балла(ов) |
Отметьте словосочетание с существительным женского рода. |
1. новые штаны |
2. настроили рояль |
3. купили аэрозоль Это правильный ответ |
4. на окне тюль |
Вопрос № 9 1 балла(ов) |
Укажите правильную последовательность предложений. А) Сами по себе отдельные звуки речи лишены содержания. Б) Устная речь состоит из звуков. В) Только складываясь в определенном порядке, они создают слова. Г) Если изменить место звука в слове или заменить его другим, то изменится и смысл слова: дом – дым; том – ком. |
1) Б А В Г Это правильный ответ |
2) А Г Б В |
3) Б В А Г |
4) А Б В Г |
Вопрос № 10 1 балла(ов) |
Укажите предложение с одним главным членом. |
1. Но тут раздаётся телефонный звонок. |
2. Товарищ капитан, вас просят. Это правильный ответ |
3. Дым рассеивается. |
4. Сверху раздаётся вдруг каркающий голос. |
5. Как шелестят колосья в поле! |
Вопрос № 11 1 балла(ов) |
Отметьте, какой архаизм неправильно «переведен» на современный русский язык. |
1. выя – шея |
2. вежды – зрачки Это правильный ответ |
3. денница – рассвет утренняя заря |
4. длань – рука, ладонь |
Вопрос № 12 1 балла(ов) |
Сколько грамматических основ в данном предложении (знаки препинания не расставлены)? Ответ введите цифрой. Я снова лег и лежал долго-долго уже птички запели и дворники стали подметать и за окном загудела машина. (В. Драгунский) |
Правильный ответ 4 |
Вопрос № 13 1 балла(ов) |
К какому словарю нужно обратиться, чтобы уточнить значение выражения «не в своей тарелке»? |
1. Толковый словарь |
2. Этимологический словарь |
3. Фразеологический словарь Это правильный ответ |
4. Топонимический словарь |
Вопрос № 14 1 балла(ов) |
Укажите, какое словосочетание отличается от остальных по своему строению. |
1. подходят к аллее |
2. гуляют по аллее |
3. тополиная аллея Это правильный ответ |
4. идут через аллею |
5. стоят близ аллеи |
Вопрос № 15 1 балла(ов) |
Укажите, в каком ряду пропущена одна и та же буква. |
1. инт…ресный, в…сёлый, в…рёвочка, праздн…чный |
2. объед…ниться, обв…нение, уд…вительный, ш…повник Это правильный ответ |
3. р…синка, п…садки, тр..винки, р…скошный |
4. ч…десный, брош...ра, щебеч…т, параш…тист |