Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Русский язык. Школьный тур | ||||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||||
9 класс. Блок № 2 | ||||||||||||
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов | ||||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||||
Определите, сколько раз встречается звук [л] в строчке «Слухом невольно ловлю лепет зеркального лона». Ответ запишите цифрой. | ||||||||||||
Правильный ответ 3 | ||||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||||
В каком из нижеприведенных слов ударение падает на третий слог? | ||||||||||||
1. плодоносить | ||||||||||||
2. принудить | ||||||||||||
3. (они) дозвонятся Это правильный ответ | ||||||||||||
4. забронировать (автомобиль) | ||||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||||
В каком слове произносится твёрдый звук [д]? | ||||||||||||
1. юриспруденция | ||||||||||||
2. Одесса | ||||||||||||
3. деформация | ||||||||||||
4. детектив Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 4 3 балла(ов) | ||||||||||||
Определите, какой принцип русской орфографии лежит в основе следующих выделенных в словах орфограмм. Установите соответствия. | ||||||||||||
| ||||||||||||
Вопрос № 5 2 балла(ов) | ||||||||||||
В каком ряду все слова написаны правильно? | ||||||||||||
1. интриган, милостливый, отдышка | ||||||||||||
2. инциндент, комформизм, пирожное | ||||||||||||
3. закоснелый, констатация, эспрессо Это правильный ответ | ||||||||||||
4. насмешка, эскаватор, конфорка | ||||||||||||
Вопрос № 6 2 балла(ов) | ||||||||||||
В каком слове -ИЙ является окончанием? | ||||||||||||
1. бараний | ||||||||||||
2. лисий | ||||||||||||
3. лесничий Это правильный ответ | ||||||||||||
4. санаторий | ||||||||||||
Вопрос № 7 2 балла(ов) | ||||||||||||
Какое слово построено по схеме «приставка + корень + суффикс + суффикс + окончание)? | ||||||||||||
1. посмотрел Это правильный ответ | ||||||||||||
2. охлаждение | ||||||||||||
3. подоконник | ||||||||||||
4. сотрудница | ||||||||||||
Вопрос № 8 1 балла(ов) | ||||||||||||
Каким способом образовано слово теплокровное (животное)? | ||||||||||||
1. сложение | ||||||||||||
2. сложение с суффиксацией Это правильный ответ | ||||||||||||
3. суффиксальный | ||||||||||||
4. приставочно-суффиксальный | ||||||||||||
5. переход из одной части речи в другую | ||||||||||||
Вопрос № 9 1 балла(ов) | ||||||||||||
Какое слово пропущено в словообразовательной цепочке «лететь → …… → вылет»? | ||||||||||||
1. лёт | ||||||||||||
2. летать | ||||||||||||
3. вылететь Это правильный ответ | ||||||||||||
4. вылетать | ||||||||||||
Вопрос № 10 2 балла(ов) | ||||||||||||
В каком глаголе звук [с] имеет иное происхождение, чем в остальных словах? | ||||||||||||
1. вести | ||||||||||||
2. украсть | ||||||||||||
3. брести | ||||||||||||
4. обрести Это правильный ответ | ||||||||||||
5. упасть | ||||||||||||
Вопрос № 11 2 балла(ов) | ||||||||||||
Какое слово не является исторически родственным остальным перечисленным ниже словам? | ||||||||||||
1. колоть Это правильный ответ | ||||||||||||
2. около | ||||||||||||
3. колесо | ||||||||||||
4. околица | ||||||||||||
5. колея | ||||||||||||
Вопрос № 12 1 балла(ов) | ||||||||||||
Значение какого слова определено неверно? | ||||||||||||
1. феноменальный — выдающийся, небывалый, исключительный | ||||||||||||
2. мемуары — записки, литературные воспоминания о прошлых событиях, сделанные современником или участником этих событий; | ||||||||||||
3. декларировать — выразительно читать, произносить Это правильный ответ | ||||||||||||
4. суррогат — продукт, предмет, лишь по некоторому сходству являющийся заменой натурального | ||||||||||||
Вопрос № 13 2 балла(ов) | ||||||||||||
В каком значении использовано слово ЯЗЫК в приведенных ниже строках из стихотворения А. С. Пушкина? Итак, писала по-французски... Что делать! повторяю вновь: Доныне дамская любовь Не изъяснялася по-русски, Доныне гордый наш язык К почтовой прозе не привык. | ||||||||||||
1. Орган человека, участвующий в образовании звуков речи. | ||||||||||||
2. Система словесного выражения мыслей, обладающая определённым звуковым и грамматическим строем и служащая средством общения людей Это правильный ответ | ||||||||||||
3. Разновидность речи, обладающая теми или иными характерными признаками; стиль. | ||||||||||||
4. Устар. Народ, народность. | ||||||||||||
5. Пленный, от которого можно узнать нужные сведения. | ||||||||||||
Вопрос № 14 1 балла(ов) | ||||||||||||
В каком ряду указаны слова-омофоны? | ||||||||||||
1. (деревянный) забор — забор (грунта) | ||||||||||||
2. (стальной) прут — (неглубокий) пруд Это правильный ответ | ||||||||||||
3. (ради) мести — мести (двор) | ||||||||||||
4. (географический) атлас — (мягкий) атлас | ||||||||||||
Вопрос № 15 1 балла(ов) | ||||||||||||
В поэтических произведениях Сергея Есенина нередко встречаются такие слова, как «дёжка» (сосуд для замешивания теста), «зеленя» (молодые всходы хлебов) «погребать» (побрезговать), Как в лингвистике называются подобные слова? | ||||||||||||
1. диалектизмы Это правильный ответ | ||||||||||||
2. окказионализмы | ||||||||||||
3. историзмы | ||||||||||||
4. экзотизмы | ||||||||||||
Вопрос № 16 1 балла(ов) | ||||||||||||
В каком ряду все существительные относятся к среднему роду? | ||||||||||||
1. фрау, суши, фламинго | ||||||||||||
2.шимпанзе, табу, хокку | ||||||||||||
4. какаду, рефери, пенальти | ||||||||||||
3. боа, Дели, цеце | ||||||||||||
5. какао, пальто, метро Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 17 1 балла(ов) | ||||||||||||
В каком ряду все глаголы относятся ко 1-му спряжению? | ||||||||||||
1. кричать, знать, полоскать | ||||||||||||
2. выбрить, зиждиться, бить Это правильный ответ | ||||||||||||
3. отдышаться, выгнать, претерпеть | ||||||||||||
4. читать, скакать, клеить | ||||||||||||
Вопрос № 18 1 балла(ов) | ||||||||||||
Прочитайте предложение: «Рисовое поле (1) через которое (2) надо было ехать (3) как это всегда делается весной (4) было (5) только (6) что залито водой (7) и превратилось в трясину (8) в которой выше бабки вязли лошади». В каком ряду верно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые? | ||||||||||||
1. 1, 2, 3, 6, 7, 8 | ||||||||||||
2. 1, 3, 4, 8 Это правильный ответ | ||||||||||||
3. 2, 3, 5, 6, 7, 8 | ||||||||||||
4. 1, 3, 4, 6, 8 | ||||||||||||
5. 1, 2, 4, 8 | ||||||||||||
Вопрос № 19 2 балла(ов) | ||||||||||||
Прочитайте отрывок из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: «Как рано мог он лицемерить, Таить надежду, ревновать, Разуверять, заставить верить, Казаться мрачным, изнывать, Являться гордым и послушным, Внимательным иль равнодушным!». Сколько грамматических основ включает данное предложение? Ответ запишите цифрой. | ||||||||||||
Правильный ответ 1 | ||||||||||||
Вопрос № 20 5 балла(ов) | ||||||||||||
| ||||||||||||