Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Русский язык. Школьный тур | ||||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||||
10 класс. Блок № 1 | ||||||||||||
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов | ||||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||||
Решите фонетическую пропорцию: [м] : [б’] = [н’] : [?]. Какой звук должен быть на месте знака «?»? | ||||||||||||
1. [г] | ||||||||||||
2. [п’] | ||||||||||||
3. [з] | ||||||||||||
4. [д] Это правильный ответ | ||||||||||||
5. [т’] | ||||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||||
В каком из нижеприведенных слов ударение падает НЕ на второй слог? | ||||||||||||
1. (они) дозвонятся Это правильный ответ | ||||||||||||
2. осведомиться | ||||||||||||
3. свекольный | ||||||||||||
4. принудить | ||||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||||
В каком ряду все слова разделены на фонетические слоги правильно? | ||||||||||||
1. щел-чок, от-бро-шен-ный, рас-ши-вка | ||||||||||||
2. яг-нё-нок, об-те-реть, ще-бён-ка | ||||||||||||
3. ван-на, сы-ро-еж-ка, чаи-нка | ||||||||||||
4. а-вто-мо-биль, ще-кол-да, за-дви-жка Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 4 3 балла(ов) | ||||||||||||
Определите, какой принцип русской орфографии лежит в основе следующих выделенных в словах орфограмм. Установите соответствия. | ||||||||||||
| ||||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||||
В скольких словах допущены ошибки? Ответ введите цифрой. Изнемождённый, компрометировать, почтамп, пирожное, испещеренный, флюрография, чрезвычайный, аккустика, заведующий, никелевый. | ||||||||||||
Правильный ответ 5 | ||||||||||||
Вопрос № 6 3 балла(ов) | ||||||||||||
До орфографической реформы 1918 года для обозначения одного звука [’э] использовались две буквы — Е и Ѣ (ять): жена, перина, темнота, медовый, стрѣла, бѣдный, вѣра, бѣлый. Установите закономерность написания данных букв и определите, какие из приведённых ниже слов писались прежде через Ѣ. Ответ введите цифрами без пробелов и запятых, например: 236. 1. мера 2. село (сущ.) 3. летать 4. весло 5. лето 6. стена 7. пчела | ||||||||||||
Правильный ответ 156 | ||||||||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||||||||
В каких словах есть окончание -ИЙ? Ответ введите цифрами без пробелов и запятых, например: 256. 1. летний 2. лисий 3. лесничий (сущ.) 4. бараний 5.санаторий 6. отчий 7. кормчий (сущ.) | ||||||||||||
Правильный ответ 1367 | ||||||||||||
Вопрос № 8 1 балла(ов) | ||||||||||||
Какой схеме морфемного строения соответствует слово НАХОДЯЩИЙСЯ? | ||||||||||||
1. корень + суффикс + окончание + постфикс Это правильный ответ | ||||||||||||
2. приставка + корень + суффикс + окончание + постфикс | ||||||||||||
3. приставка + корень + суффикс + суффикс + постфикс | ||||||||||||
4. корень + суффикс + суффикс + постфикс | ||||||||||||
5. приставка + корень + суффикс + суффикс + окончание | ||||||||||||
Вопрос № 9 2 балла(ов) | ||||||||||||
Сколько слов пропущено в словообразовательной цепочке: звук → … → озвучивание? Ответ введите цифрой. | ||||||||||||
Правильный ответ 2 | ||||||||||||
Вопрос № 10 3 балла(ов) | ||||||||||||
В каком глаголе звук [ч’] имеет иное происхождение, чем в остальных словах? | ||||||||||||
1. беречь | ||||||||||||
2. стеречь | ||||||||||||
3. привлечь Это правильный ответ | ||||||||||||
4. стричь | ||||||||||||
5. достичь. | ||||||||||||
Вопрос № 11 2 балла(ов) | ||||||||||||
Какое слово не является исторически родственным остальным перечисленным ниже словам? | ||||||||||||
1. упряжь | ||||||||||||
2. супружество | ||||||||||||
3. пружина | ||||||||||||
4. запруживать Это правильный ответ | ||||||||||||
5. пряжка | ||||||||||||
Вопрос № 12 2 балла(ов) | ||||||||||||
Какой глагол при образовании форм прошедшего времени ведёт себя иначе, чем остальные? | ||||||||||||
1. вести | ||||||||||||
2. плести | ||||||||||||
3. нести Это правильный ответ | ||||||||||||
4. блюсти | ||||||||||||
5. класть | ||||||||||||
Вопрос № 13 1 балла(ов) | ||||||||||||
Выберите правильный вариант определения: «Грамматические нормы — это…» | ||||||||||||
1. правила написания слов, употребления прописных и строчных букв, правила переноса слов | ||||||||||||
2. правила постановки знаков препинания в предложении | ||||||||||||
3. правила употребления слов в их нормативном значении, а также правила сочетаемости слов друг с другом | ||||||||||||
4. правила употребления форм разных частей речи, а также построения словосочетаний и предложений Это правильный ответ | ||||||||||||
5. правила произношения отдельных звуков и звукосочетаний в потоке устной речи, а также постановки ударения в словах | ||||||||||||
Вопрос № 14 1 балла(ов) | ||||||||||||
Выберите ВСЕ правильные характеристики, присущие выделенному в строке глаголу: Она БЫЛА чиста, как снег зимой (В. С. Высоцкий). Ответ запишите цифрами без пробелов и запятых, например: 23510 1. изъявительное наклонение 2. прошедшее время 3. настоящее время 4. 1-е лицо 5. 3-е лицо 6. совершенного вида 7. несовершенного вида 8. возвратный 9. невозвратный 10. переходный 11. непереходный 12. женский род 13. единственное число 14. в предложении является простым глагольным сказуемым 15. в предложении является частью составного именного сказуемого 16. в предложении является частью составного глагольного сказуемого | ||||||||||||
Правильный ответ 127911121315 | ||||||||||||
Вопрос № 15 2 балла(ов) | ||||||||||||
В каких случаях фамилия склоняется? Ответ запишите цифрами, без пробелов и запятых в порядке возрастания, например: 123 1. Александр Дюма́ 2. Ирина Орда́ 3. Франческо Петра́рка 4. Сергей Бондарчук 5. Наталья Бондарчук 6. Александр Лукашенко 7. Иван Седых 8. Булат Окуджа́ва 9. Ольга Окуджа́ва | ||||||||||||
Правильный ответ 23489 | ||||||||||||
Вопрос № 16 1 балла(ов) | ||||||||||||
В каких предложениях нет ошибки в употреблении числительного? Ответ запишите цифрами, без пробелов и запятых в порядке возрастания, например: 145 1. Пришёл поезд с тремястами семьюдесятью четырьмя пассажирами. 2. Более полуторасот школьных оркестров. 3 Собор с три тысячи шестиста восемидесяти пяти фресками. 4. В двухтысячном году потребление энергии предприятиями области возросло. 5. В гонках собачьих упряжек участвовало двадцать четыре саней. | ||||||||||||
Правильный ответ 14 | ||||||||||||
Вопрос № 17 2 балла(ов) | ||||||||||||
На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые? Лариса (1) никогда не любила море (2) и (3) хотя врачи прописали ей тёплый климат (4) и солёную воду (5) она (6) снова (7) уехала в горы (8) когда начался отпуск. Ответ запишите цифрами, без пробелов и запятых в порядке возрастания, например: 125. | ||||||||||||
Правильный ответ 2358 | ||||||||||||
Вопрос № 18 2 балла(ов) | ||||||||||||
Среди данных ниже предложений отметьте те, в которых наличие знака «тире» является ошибкой. Ответ введите цифрами без пробелов и запятых в порядке возрастания, например: 236. 1. Служить бы рад — прислуживаться тошно. 2. Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости. 3. Старость — не радость. 4. Небо — словно раскинутый шатер. 5. Дважды два — четыре. | ||||||||||||
Правильный ответ 34 | ||||||||||||
Вопрос № 19 3 балла(ов) | ||||||||||||
В польском языке звук [ж] может передаваться на письме двумя способами: при помощи буквы «ż» и при помощи сочетания двух букв — «rz». Сравните: żona [жона] — жена; żyli [жыл’и] — (они) жили; każdy [кажды] — каждый; morze [можэ] — море; drzewo [джэво] — дерево; brzeg [бжэг] — берег. Определите, какие из приведённых ниже слов польского языка написаны с ошибкой. Ответ введите цифрами без пробелов и запятых в порядке возрастания, например: 1346 (Для выполнения данного задания знание польского языка не требуется.) 1. rzeka 2. buża 3. pożar 4. strarz 5. bżoza 6. grzyb | ||||||||||||
Правильный ответ 245 | ||||||||||||
Вопрос № 20 5 балла(ов) | ||||||||||||
Соотнесите имена учёных-филологов с их портретным изображением. | ||||||||||||
| ||||||||||||