Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Русский язык. Школьный тур | ||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||
11 класс. Блок № 2 | ||||||||
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов | ||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||
Решите фонетическую пропорцию: [с] : [т] = [х] : [?]. Какой звук должен быть на месте знака «?»? | ||||||||
1. [г] | ||||||||
2. [к] Это правильный ответ | ||||||||
3. [ф] | ||||||||
4. [з] | ||||||||
5. такого звука в русском литературном языке нет. | ||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||
В каких словах ударение неподвижно? Ответ введите цифрами без пробелов и запятых в порядке возрастания, например: 125. 1. гипс 2. винт 3. туфля 4. стул 5. стог | ||||||||
Правильный ответ 134 | ||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||
В каком ряду все слова разделены на фонетические слоги правильно? | ||||||||
1. па-ли-сад-ник, пре-да-ние, по-езд-ка | ||||||||
2. счи-тал-ка, о-гла-вле-ни-е, э-кзо-ти-ка Это правильный ответ | ||||||||
3. ак-ком-па-не-мент, раз-жи-мать, язык-о-вед | ||||||||
4. от-дал-енн-ый, ча-со-вен-ка, ще-тин-ка | ||||||||
Вопрос № 4 3 балла(ов) | ||||||||
Определите, какой принцип русской орфографии лежит в основе следующих выделенных в словах орфограмм. Установите соответствия. | ||||||||
| ||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||
В скольких словах допущены ошибки? Ответ введите цифрой. Брелоки, скипятить, конвеер, одышка, политиленовый, чрезмерный, Тайланд, аллюминий, натриевый, сведующий. | ||||||||
Правильный ответ 6 | ||||||||
Вопрос № 6 3 балла(ов) | ||||||||
До орфографической реформы 1918 года) для обозначения одного звука [’э] использовались две буквы — Е и Ѣ (ять): жена, перина, темнота, медовый, стрѣла, бѣдный, вѣра, бѣлый. Установите закономерность написания данных букв и определите, какие из приведённых ниже слов, как и ныне, писались через Е. Ответ введите цифрами без пробелов и запятых в порядке возрастания, например: 236. 1. сесть 2. ель 3. заметка 4. весна 5. дремать 6. снеговик 7. гнев | ||||||||
Правильный ответ 245 | ||||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||||
В каком слове есть суффикс -й-(-j-) со значением множественного числа? | ||||||||
1. края (мн. ч.) | ||||||||
2. братья Это правильный ответ | ||||||||
3. вороньё | ||||||||
4. стая | ||||||||
5. колье | ||||||||
Вопрос № 8 2 балла(ов) | ||||||||
Из скольких морфем состоит слово БЕСХРЕБЕТНОСТЬ? Ответ введите цифрой, например: 3. | ||||||||
Правильный ответ 5 | ||||||||
Вопрос № 9 2 балла(ов) | ||||||||
Сколько слов пропущено в словообразовательной цепочке: трава → … → разнотравье? Ответ введите цифрой, например: 4. | ||||||||
Правильный ответ 1 | ||||||||
Вопрос № 10 3 балла(ов) | ||||||||
В каком глаголе звук [щ’] имеет иное происхождение, чем в остальных словах? | ||||||||
1. священник | ||||||||
2. освещение | ||||||||
3. упущение Это правильный ответ | ||||||||
4. обещание | ||||||||
5. обогащение | ||||||||
Вопрос № 11 2 балла(ов) | ||||||||
В перечисленных ниже словах произошёл исторический процесс — упрощение группы согласных. Выпишите номера тех слов, в которых перед суффиксом -НУ- утратился один и тот же согласный звук. Ответ введите цифрами, без пробелов и запятых в порядке возрастания, например: 235. 1. покинуть 2. выдернуть 3. перекувырнуть 4. увянуть 5. охолонуть | ||||||||
Правильный ответ 145 | ||||||||
Вопрос № 12 2 балла(ов) | ||||||||
Какой глагол при образовании форм прошедшего времени ведёт себя иначе, чем остальные? | ||||||||
1. лезть | ||||||||
2. грызть | ||||||||
3. ползти | ||||||||
4. везти | ||||||||
5. мести Это правильный ответ | ||||||||
Вопрос № 13 1 балла(ов) | ||||||||
Какая ошибка допущена в предложении «Природа требует пристального глаза и напряжённой внутренней работы по созданию в душе писателя как бы «второго» мира природы, обогащающего нас мыслями и облагораживающего нас увиденной художником красотой»? | ||||||||
1. орфографическая | ||||||||
2. пунктуационная | ||||||||
3. речевая | ||||||||
4. грамматическая | ||||||||
5. стилистическая | ||||||||
6. в предложении нет ошибок Это правильный ответ | ||||||||
Вопрос № 14 1 балла(ов) | ||||||||
К какой части речи относятся выделенные слова в приведённых ниже строках А. С. Пушкина? Молю святое провиденье: (1)ДА голос мой душе твоей Дарует то же утешенье, (2)ДА озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней! | ||||||||
1. (1) — противительный союз, (2) — соединительный союз | ||||||||
2. оба слова являются соединительным союзом | ||||||||
3. (1) — соединительный союз, (2) — противительный союз | ||||||||
4. (1) — соединительный союз, (2) — формообразующая частица | ||||||||
5. оба слова — формообразующие частицы Это правильный ответ | ||||||||
Вопрос № 15 1 балла(ов) | ||||||||
Какой частью речи является выделенное слово в приведённых ниже строках И. А. Бродского? НИ страны, ни погоста Не хочу выбирать. На Васильевский остров я приду умирать. | ||||||||
1. союзом Это правильный ответ | ||||||||
2. предлогом | ||||||||
3. усилительной частицей | ||||||||
4. отрицательной частицей | ||||||||
5. междометием | ||||||||
6. ничем из вышеперечисленного | ||||||||
Вопрос № 16 2 балла(ов) | ||||||||
Прочитайте предложения, взятые из Национального корпуса русского языка. В каких из примеров слово СУТЬ является глаголом? Введите ответ цифрами в порядке возрастания, без пробелов и запятых, например: 236. 1. Но вникнуть в суть ребятам, похоже, удалось. 2. Претензии США на международной арене суть претензии властные. 3. Проблемы оснований математики суть не онтологические проблемы, а проблемы деятельности. 4. Налицо непонимание того, что суть проблемы антиамериканизма― это вопрос о власти. 5. Но они суть женщины, а никак не божества. 6. Она не всегда понимала суть происходящего, однако ей ничего не приходилось делать против воли. | ||||||||
Правильный ответ 235 | ||||||||
Вопрос № 17 2 балла(ов) | ||||||||
На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые? Катя слушала рассказ (1) о новейших достижениях в области ядерной физики (2) очень внимательно (3) и (4) если бы Константинов не осознавал (5) что сфера его научных интересов (6) не может (7) по-настоящему (8) волновать столь юную особу (9) он продолжал бы свои рассуждения. Ответ запишите цифрами в порядке возрастания, без пробелов и запятых, например: 125. | ||||||||
Правильный ответ 3459 | ||||||||
Вопрос № 18 2 балла(ов) | ||||||||
Среди данных ниже предложений отметьте те, в которых знак «тире» является авторским. Ответ введите цифрами в порядке возрастания, без пробелов и запятых, например: 236. 1. Служить бы рад — прислуживаться тошно. 2. Человек — выше сытости. 3. Июльский ветер мне метёт — путь… 4. Слова её — нежны — вежливы — благородны. 5. Идёт направо — песнь заводит… | ||||||||
Правильный ответ 234 | ||||||||
Вопрос № 19 3 балла(ов) | ||||||||
В польском языке звук [ш] может передаваться на письме двумя способами: при помощи буквосочетания «sz» и при помощи буквосочетания — «rz»: szkoła [школа] — школа dasz [даш] — (ты) дашь pszenica [пшэн’ица] — пшеница gorzki [гошк’и] — горький trzy [тшы] — три przed [пшэд] — перед (предл.) Определите, какие из приведённых ниже слов польского языка написаны с ошибкой. Ответ введите цифрами без пробелов и запятых, например: 1346 (Для выполнения данного задания знание польского языка не требуется.) 1. krzyk 2. lekarz 3. myrz 4. przyroda 5. karztan 6. podurzka | ||||||||
Правильный ответ 356 | ||||||||
Вопрос № 20 5 балла(ов) | ||||||||
Какие из приведённых ниже пар слов нельзя брать в качестве доказательства родства языков? Ответ введите цифрами в порядке возрастания, без пробелов и запятых, например: 236. 1. литовское KARVĖ— хорватское KRAVA (‘корова’) 2 украинское ГОРОХ — чешское HRÁŠEK (‘горох’) 3. румынское GHEPARD— сербское ГЕПАРД (‘гепард’) 4. английское PARAGRAPH — русское ПАРАГРАФ 5. чешское BRATR — итальянское FRATELLO (‘брат’) 6. болгарское ПЕТ — немецкое FÜNF (‘пять’) 7. македонское ЈАБОЛКО — словацкое JABLKO (‘яблоко’) | ||||||||
Правильный ответ 34 | ||||||||