Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Русский язык. Школьный тур | ||||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||||
10 класс. Блок № 2 | ||||||||||||
45 минут на выполнение блока. Из них 45 минут на ввод ответов | ||||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||||
Решите фонетическую пропорцию: [н] : [т’] = [м’] : [?]. Какой звук должен быть на месте знака «?»? | ||||||||||||
1. [г] | ||||||||||||
2. [п] Это правильный ответ | ||||||||||||
3. [з] | ||||||||||||
4. [с] | ||||||||||||
5. [к] | ||||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||||
В каком из нижеприведенных слов ударение падает НЕ на первый слог? | ||||||||||||
1. иконопись | ||||||||||||
2. договор Это правильный ответ | ||||||||||||
3. генезис | ||||||||||||
4. прибыл | ||||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||||
В каком ряду все слова разделены на фонетические слоги правильно? | ||||||||||||
1. па-ли-сад-ник, пре-да-ние, по-езд-ка | ||||||||||||
2. счи-тал-ка, о-гла-вле-ни-е, э-кзо-ти-ка Это правильный ответ | ||||||||||||
3. ак-ком-па-не-мент, раз-жи-мать, язык-о-вед | ||||||||||||
4. от-дал-енн-ый, ча-со-вен-ка, ще-тин-ка | ||||||||||||
Вопрос № 4 3 балла(ов) | ||||||||||||
Определите, какой принцип русской орфографии лежит в основе следующих выделенных в словах орфограмм. Установите соответствия. | ||||||||||||
| ||||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||||
В скольких словах допущены ошибки? Ответ введите цифрой. Брелоки, скипятить, конвеер, одышка, политиленовый, чрезмерный, Тайланд, аллюминий, натриевый, сведующий. | ||||||||||||
Правильный ответ 6 | ||||||||||||
Вопрос № 6 3 балла(ов) | ||||||||||||
До орфографической реформы 1918 года для обозначения одного звука [’э] использовались две буквы — Е и Ѣ (ять): жена, перина, темнота, медовый, стрѣла, бѣдный, вѣра, бѣлый. Установите закономерность написания данных букв и определите, какие из приведённых ниже слов, как и ныне, писались через Е. Ответ введите цифрами без пробелов и запятых, например: 236. 1. сесть 2. ель 3. заметка 4. весна 5. дремать 6. снеговик 7. гнев | ||||||||||||
Правильный ответ 245 | ||||||||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||||||||
В каких словах нет окончания -ОЙ? Ответ введите цифрами без пробелов и запятых, например: 136. 1. свой 2. зной 3. злой 4. слой 5. святой 6. аналой 7. рябой | ||||||||||||
Правильный ответ 1246 | ||||||||||||
Вопрос № 8 1 балла(ов) | ||||||||||||
Какой схеме морфемного строения соответствует слово ПРИХОДЯЩИЙСЯ? | ||||||||||||
1. корень + суффикс + окончание + постфикс | ||||||||||||
2. приставка + корень + суффикс + окончание + постфикс Это правильный ответ | ||||||||||||
3. приставка + корень + суффикс + суффикс + постфикс | ||||||||||||
4. корень + суффикс + суффикс + постфикс | ||||||||||||
5. приставка + корень + суффикс + суффикс + окончание | ||||||||||||
Вопрос № 9 2 балла(ов) | ||||||||||||
Сколько слов пропущено в словообразовательной цепочке: значить → … → незначительность? Ответ введите цифрой. | ||||||||||||
Правильный ответ 2 | ||||||||||||
Вопрос № 10 3 балла(ов) | ||||||||||||
В каком глаголе звук [щ’] имеет иное происхождение, чем в остальных словах? | ||||||||||||
1. вощёный | ||||||||||||
2. площадь | ||||||||||||
3. пищать | ||||||||||||
4. ищейка | ||||||||||||
5. освещение Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 11 2 балла(ов) | ||||||||||||
Какое слово не является исторически родственным остальным перечисленным ниже словам? | ||||||||||||
1. колоть Это правильный ответ | ||||||||||||
2. около | ||||||||||||
3. колесо | ||||||||||||
4. околица | ||||||||||||
5. колея | ||||||||||||
Вопрос № 12 2 балла(ов) | ||||||||||||
Какой глагол при образовании форм прошедшего времени ведёт себя иначе, чем остальные? | ||||||||||||
1. лезть | ||||||||||||
2. грызть | ||||||||||||
3. ползти | ||||||||||||
4. везти | ||||||||||||
5. мести Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 13 1 балла(ов) | ||||||||||||
Выберите правильный вариант определения: «Лексические нормы — это…» | ||||||||||||
1. правила написания слов, употребления прописных и строчных букв, правила переноса слов | ||||||||||||
2. правила постановки знаков препинания в предложении | ||||||||||||
3. правила употребления слов в их нормативном значении, а также правила сочетаемости слов друг с другом Это правильный ответ | ||||||||||||
4. правила употребления форм разных частей речи, а также построения словосочетаний и предложений | ||||||||||||
5. правила произношения отдельных звуков и звукосочетаний в потоке устной речи, а также постановки ударения в словах | ||||||||||||
Вопрос № 14 1 балла(ов) | ||||||||||||
Выберите ВСЕ правильные характеристики, присущие выделенному в строке глаголу: Но вот мне руки ЖЖЁТ ее письмо (В. С. Высоцкий). Ответ запишите цифрами без пробелов и запятых, например: 235 1. изъявительное наклонение 2. простое будущее время 3. настоящее время 4. 2-е лицо 5. 3-е лицо 6. совершенного вида 7. несовершенного вида 8. возвратный 9. невозвратный 10. переходный 11. непереходный 12. средний род 13. единственное число 14. в предложении является простым глагольным сказуемым 15. в предложении является частью составного именного сказуемого 16. в предложении является частью составного глагольного сказуемого | ||||||||||||
Правильный ответ 13579101314 | ||||||||||||
Вопрос № 15 2 балла(ов) | ||||||||||||
В каких случаях фамилия не склоняется? Ответ запишите цифрами, без пробелов и запятых в порядке возрастания, например: 123 1. Нина Ургант 2. Рышард Стыпу́ла 3. Жак Деррида́ 4. Чарльз Чаплин 5. Павел Черных 6. Джек Лондон 7. Зураб Соткила́ва 8. Евгений Евтушенко 9. Зинаида Евтушенко | ||||||||||||
Правильный ответ 13589 | ||||||||||||
Вопрос № 16 1 балла(ов) | ||||||||||||
В каких предложениях допущены ошибки в употреблении числительного? Ответ запишите цифрами, без пробелов и запятых в порядке возрастания, например: 145 1. Колосс сложен из двухсот сорока пяти камней. 2. В кассе не хватает трехста шестидесяти девяти рублей. 3. Депутат встретился с шестистами шестидесяти семи рабочими завода. 4. Фонд библиотеки пополнился тремястами восьмьюдесятью четырьмя книгами. 5. Четверо учениц получили дополнительное задание. | ||||||||||||
Правильный ответ 235 | ||||||||||||
Вопрос № 17 2 балла(ов) | ||||||||||||
На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые? Наша экспедиция (1) приступила к раскопкам (2) и (3) как (4) только на глубине нескольких метров (5) были обнаружены украшения (6) и кухонная утварь (7) мы поняли (8) что (9) верно (10) определили местоположение древнего города. Ответ запишите цифрами, без пробелов и запятых в порядке возрастания, например: 125. | ||||||||||||
Правильный ответ 2378 | ||||||||||||
Вопрос № 18 2 балла(ов) | ||||||||||||
Среди данных ниже предложений отметьте те, в которых наличие знака «тире» является ошибкой. Ответ введите цифрами без пробелов и запятых в порядке возрастания, например: 236. 1. Она — моя дочь. 2. Запасы нефти здесь невелики и будут исчерпаны за десять — пятнадцать лет добычи. 3. Работа — не волк, в лес не убежит. 4. Жизнь прожить — не поле перейти. 5. Понять человека — значит уже сочувствовать ему. | ||||||||||||
Правильный ответ 13 | ||||||||||||
Вопрос № 19 3 балла(ов) | ||||||||||||
В польском языке звук [ш] может передаваться на письме двумя способами: при помощи буквосочетания «sz» и при помощи буквосочетания — «rz». Сравните: szkoła [школа] — школа dasz [даш] — (ты) дашь pszenica [пшэн’ица] — пшеница gorzki [гошк’и] — горький trzy [тшы] — три przed [пшэд] — перед (предл.) Определите, какие из приведённых ниже слов польского языка написаны с ошибкой. Ответ введите цифрами без пробелов и запятых в порядке возрастания, например: 1346 (Для выполнения данного задания знание польского языка не требуется.) 1. krzyk 2. lekarz 3. myrz 4. przyroda 5. karztan 6. podurzka | ||||||||||||
Правильный ответ 356 | ||||||||||||
Вопрос № 20 5 балла(ов) | ||||||||||||
Соотнесите имена учёных-филологов с их портретным изображением. | ||||||||||||
| ||||||||||||