Этот сайт посвящен олимпиадам школьников города Челябинска
Биология. Школьный тур | ||||||||||||
Назад к списку блоков | ||||||||||||
8 класс. Блок № 1 | ||||||||||||
40 минут на выполнение блока. Из них 40 минут на ввод ответов | ||||||||||||
Задание № 1 | ||||||||||||
Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 8 класс. 2018 год 1 блок Дорогие ребята! Поздравляем вас с участием в I этапе Всероссийской олимпиаде школьников по биологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, – не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только биологических знаний, но и общей эрудиции. Успеха Вам в работе! Задание 1 Задание включает вопросы, к каждому из которых предложено несколько вариантов ответов. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным | ||||||||||||
Вопрос № 1 1 балла(ов) | ||||||||||||
Тело гриба представляет собой разросшуюся многоядерную клетку у: | ||||||||||||
а) мукора Это правильный ответ | ||||||||||||
б) пеницилла | ||||||||||||
в) дрожжей | ||||||||||||
г) аспергилла | ||||||||||||
Вопрос № 2 1 балла(ов) | ||||||||||||
Когда рабочая пчела жалит в целях самозащиты, ее жало часто застревает в теле жертвы, что приводит к смерти пчелы. Допустив, что для пчелы защита является актом самоубийства, как Вы могли бы объяснить продолжительность существования такого поведения: | ||||||||||||
а) медоносные пчелы агрессивны по природе | ||||||||||||
б) иногда жало не застревает в теле противника, и пчела может повторно использовать свое оружие | ||||||||||||
в) выгодой для данной семьи Это правильный ответ | ||||||||||||
г) поскольку пчелы, чаще выступающие на защиту от врагов извне улья, являются также самыми старыми и практически на границе продолжительности своей жизни | ||||||||||||
Вопрос № 3 1 балла(ов) | ||||||||||||
Рыб, постоянно живущих в реках, называют: | ||||||||||||
а) полупроходными | ||||||||||||
б) проходными | ||||||||||||
в) жилыми | ||||||||||||
г) пресноводными Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 4 1 балла(ов) | ||||||||||||
У кого из пресмыкающихся, обитающих в воде, до 75% потери влаги осуществляется через кожу? | ||||||||||||
а) у игуан | ||||||||||||
б) у змей | ||||||||||||
в) у черепах | ||||||||||||
г) у крокодилов Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 5 1 балла(ов) | ||||||||||||
Спасается от нападения хищника, выбрасывая свои внутренности: | ||||||||||||
а) актиния | ||||||||||||
б) голотурия Это правильный ответ | ||||||||||||
в) каракатица | ||||||||||||
г) устрица | ||||||||||||
Вопрос № 6 1 балла(ов) | ||||||||||||
Передача нервного возбуждения по телу гидры происходит по: | ||||||||||||
а) нервным стволам | ||||||||||||
б) нервному сплетению от клетки к клетке Это правильный ответ | ||||||||||||
в) нервам, идущим от нервных стволов | ||||||||||||
г) скоплениям нервных клеток в спинном мозге | ||||||||||||
Вопрос № 7 1 балла(ов) | ||||||||||||
Для размножения пиявок и дождевых червей характерно то, что они: | ||||||||||||
а) раздельнополы | ||||||||||||
б) бесполые, могут размножаться вегетативно (путем отрыва части тела) | ||||||||||||
в) гермафродиты Это правильный ответ | ||||||||||||
г) представлены только партеногенетическими самками | ||||||||||||
Вопрос № 8 1 балла(ов) | ||||||||||||
Экологическая группа растений, поселяющаяся на стволах, ветвях деревьев, использующая их как субстрат для прикрепления, — это: | ||||||||||||
а) эпифиты Это правильный ответ | ||||||||||||
б) эфемеры | ||||||||||||
в) эфемероиды | ||||||||||||
г) литофиты | ||||||||||||
Вопрос № 9 1 балла(ов) | ||||||||||||
Кочан, образующийся у многих сортов культурной капусты, — это: | ||||||||||||
а) луковица | ||||||||||||
б) кладодий | ||||||||||||
в) гигантская почка Это правильный ответ | ||||||||||||
г) филлокладий. | ||||||||||||
Вопрос № 10 1 балла(ов) | ||||||||||||
Разнообразие окраски водорослей вызвано: | ||||||||||||
а) маскировкой | ||||||||||||
б) особенностями размножения | ||||||||||||
в) приспособленностью к фотосинтезу Это правильный ответ | ||||||||||||
г) мимикрией | ||||||||||||
Вопрос № 11 1 балла(ов) | ||||||||||||
Растение, семена которого богаты белком, — это: | ||||||||||||
а) кукуруза | ||||||||||||
б) фасоль Это правильный ответ | ||||||||||||
в) пшеница | ||||||||||||
г) подсолнечник | ||||||||||||
Вопрос № 12 1 балла(ов) | ||||||||||||
Мутовчатое расположение листьев характерно: | ||||||||||||
а) для вороньего глаза Это правильный ответ | ||||||||||||
б) для одуванчика | ||||||||||||
в) для подорожника | ||||||||||||
г) для сурепки | ||||||||||||
Вопрос № 13 1 балла(ов) | ||||||||||||
Оплодотворение у цветковых растений называется двойным, потому что: | ||||||||||||
а) оно происходит два раза подряд | ||||||||||||
б) в результате него образуются два зародыша | ||||||||||||
в) происходит слияние спермиев с яйцеклеткой и центральной клеткой Это правильный ответ | ||||||||||||
г) в нем участвуют два органа размножения | ||||||||||||
Вопрос № 14 1 балла(ов) | ||||||||||||
Рассыпчатость спелого яблока объясняется: | ||||||||||||
а) разрушением части клеток | ||||||||||||
б) появлением в процессе созревания межклетников | ||||||||||||
в) прекращением роста клеток | ||||||||||||
г) разрушением межклеточного вещества Это правильный ответ | ||||||||||||
Вопрос № 15 1 балла(ов) | ||||||||||||
Ланцетник относится к систематической группе: | ||||||||||||
а) беспозвоночных | ||||||||||||
б) бесчерепных Это правильный ответ | ||||||||||||
в) безжаберных | ||||||||||||
г) безногих | ||||||||||||
Задание № 2 | ||||||||||||
Задание 2 Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. Выберите правильные суждения и запишите ответ в виде последовательности цифр в порядке возрастания без пробелов. | ||||||||||||
Вопрос № 1 5 балла(ов) | ||||||||||||
1. Орангутанги являются ближайшими родственниками человека. 2. Для простейших характерна только водная среда жизни. 3. Кровеносная система кольчатых червей замкнутая. 4. У птиц хорошо развиты передний мозг и мозжечок. 5. У летучих мышей на грудине имеется киль. 6. Иглы ежа - видоизмененные волосы. 7. Пользуясь микроскопом, можно рассмотреть клетки всех органов растения. 8. Зоб у птиц - выпячивание желудка. 9. Для всех представителей класса пресмыкающихся характерно трехкамерное сердце. | ||||||||||||
Правильный ответ 34567 | ||||||||||||
Задание № 3 | ||||||||||||
Задание 3 Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. | ||||||||||||
Вопрос № 1 5 балла(ов) | ||||||||||||
Установите соответствие между видами стеблей и примерами растений: Виды стеблей - Примеры растений | ||||||||||||
| ||||||||||||
Вопрос № 2 4 балла(ов) | ||||||||||||
Установите соответствие между типом листорасположения и примерами растений: Тип листорасположения - Примеры растений | ||||||||||||
| ||||||||||||
Вопрос № 3 5 балла(ов) | ||||||||||||
Распределите названные растения по типам образуемых ими плодов. Типы плодов - Названия растений | ||||||||||||
| ||||||||||||
Вопрос № 4 4 балла(ов) | ||||||||||||
Установите соответствие между живыми организмами и их типами питания: Живые организмы - Типы питания | ||||||||||||
| ||||||||||||
Задание № 4 | ||||||||||||
Задание 4 Задание включает вопросы с несколькими вариантами верных ответов. Ответ запишите в виде последовательности цифр в порядке возрастания без пробелов. | ||||||||||||
Вопрос № 1 4 балла(ов) | ||||||||||||
Для ракообразных характерно: 1) наличие хитинового покрова 2) замкнутая кровеносная система 3) жаберное дыхание 4) сегментарное строение тела 5) фасеточные глаза | ||||||||||||
Правильный ответ 1345 | ||||||||||||
Вопрос № 2 2 балла(ов) | ||||||||||||
Для земноводных характерно: 1) только легочное дыхание 2) наличие мочевого пузыря 3) выделение мочевой кислоты 4) для взрослых особей - линька 5) отсутствие грудной клетки | ||||||||||||
Правильный ответ 25 | ||||||||||||
Вопрос № 3 3 балла(ов) | ||||||||||||
Жизненную форму кустарничек имеют: 1) смородина 2) черника 3) брусника 4) крыжовник 5) костянка 6) боярышник | ||||||||||||
Правильный ответ 235 | ||||||||||||
Вопрос № 4 3 балла(ов) | ||||||||||||
Бактерии вызывают заболевания: 1) Возвратный тиф 2) Сыпной тиф 3) Малярию 4) Туляремию 5) Гепатит 6) Грипп | ||||||||||||
Правильный ответ 124 | ||||||||||||
Вопрос № 5 3 балла(ов) | ||||||||||||
У плоских червей мускулатура 1) кольцевая 2) продольная 3) диагональная 4) поперечно-полосатая 5) линейная 6) округлая | ||||||||||||
Правильный ответ 123 | ||||||||||||
Задание № 5 | ||||||||||||
Задание 5 Определите правильную последовательность. Ответ запишите в виде последовательности цифр без пробелов. | ||||||||||||
Вопрос № 1 7 балла(ов) | ||||||||||||
Установите последовательность стадий в жизненном цикле папоротника, начиная с прорастания споры. Запишите соответствующую последовательность цифр. 1) развитие взрослого листостебельного растения 2) созревание спор в спорангии 3) прорастание споры 4) образование заростка 5) образование гамет 6) оплодотворение 7) формирование молодого спорофита из зиготы | ||||||||||||
Правильный ответ 3456712 | ||||||||||||
Вопрос № 2 6 балла(ов) | ||||||||||||
Установите последовательность этапов развития растительного мира на Земле от наиболее древних к современным на примерах предложенных растений: 1) кукушкин лен 2) береза 3) можжевельник 4) хлорелла 5) спирогира 6) щитовник мужской | ||||||||||||
Правильный ответ 451632 | ||||||||||||
Вопрос № 3 4 балла(ов) | ||||||||||||
Отделы сложного желудка жвачных млекопитающих расположены в следующей последовательности: 1) Книжка 2) Рубец 3) Сычуг 4) Сетка | ||||||||||||
Правильный ответ 2413 | ||||||||||||
Вопрос № 4 5 балла(ов) | ||||||||||||
Установите последовательность этапов двойного оплодотворения у покрытосеменных растений. 1) проникновение спермиев в зародышевый мешок 2) слияние ядра одного спермия с ядром яйцеклетки, другого спермия — со вторичным ядром зародышевого мешка 3) образование диплоидной зиготы и триплоидной клетки 4) прорастание пыльцевой трубки в семязачаток 5) перенос пыльцы на рыльце пестика | ||||||||||||
Правильный ответ 54123 | ||||||||||||
Вопрос № 5 6 балла(ов) | ||||||||||||
Установите последовательность этапов развития печеночного сосальщика, начиная с оплодотворенного яйца. 1) Выведение оплодотворенных яиц из организма червя в кишечник крупного рогатого скота, а затем наружу. 2) Прикрепление личинок к водным растениям и превращение их в цисты. 3) Вылупление из яиц в воде микроскопических личинок, покрытых ресничками. 4) Попадание цист в кишечник крупного рогатого скота. 5) Внедрение личинок в организм улиток, рост и размножение личинок в этом организме. 6) Выход личинок из организма промежуточного хозяина в воду. | ||||||||||||
Правильный ответ 135624 | ||||||||||||